*****
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
*****
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
*****
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
*****
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
*****
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
*****

*****
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
*****
Величайший плод справедливости - безмятежность.
*****
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
*****
Из крапивы извлекай нитки, из полыни - лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.
*****
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
*****
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
*****
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
*****
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто; ведь все - и хорошее, и дурное - заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
*****
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
*****
Редко судьба препятствует мудрому.
*****
Самое ужасное из зол - смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
*****
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
*****
Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
*****
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
*****
Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность.
*****
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
*****
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
*****
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
*****
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
*****
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
*****
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
*****
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
*****
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
*****

*****
Величайший плод ограничения желаний - свобода.
*****
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
*****
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
*****
Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
*****
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.
*****
Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен.
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом?
*****

Эпикур - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н. э. — в Афинах.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.Здесь собраны самые яркие его цитаты.

  1. Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
  2. Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
  3. Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
  4. Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
  5. Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
  6. Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
  7. Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
  8. При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
  9. Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
  10. Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
  11. Бог желает предотвратить зло, но не может? Значит, он не всесилен. Может, но не желает? Значит, он жесток. Может и желает? Тогда откуда возникает зло? Не может и не желает? Тогда за что называть его Богом?
  12. Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
  13. Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
  14. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
  15. Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
  16. Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.
  17. Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
  18. Редко судьба препятствует мудрому.
  19. Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных не удовольствий.
  20. Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
  21. Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
  22. Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
  23. Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
  24. Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
  25. Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
  26. Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся.
  27. Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
  28. Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
  29. Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.
  30. Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным.
  31. Величайший плод справедливости — безмятежность.
  32. Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

(341-270 гг. до н.э.) философ, родился на о-ве Самос

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.

Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.

Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.

Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых.

Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом.

Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.

Все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – трудно достижимо.

Лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, – басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность.

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым.

Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.

Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.

В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.

Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.

Мы не столько имеем надобность в помощи друзей, сколько в уверенности относительно помощи.

Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу необходимости.

Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

При философской дискуссии более выигрывает побежденный – в том отношении, что он умножает знания.

Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.

Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.

Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.

Законы изданы ради мудрых – не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.

Живи незаметно!

Даже под пыткою мудрец счастлив.

Гадания не существует, а если бы оно существовало, то предсказываемое следовало бы считать совершающимся помимо нас.

Эпикур (…) считает худшей душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные.

Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

Никогда не хотел я нравиться народу – ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.

Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. (Мнение эпикурейцев.)

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и – если не исполнится?

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Величайший плод справедливости – безмятежность.

Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.

Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Привыкай думать, что смерть для нас – ничто; ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Редко судьба препятствует мудрому.

ЭПИКУР (ок. 341–270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель одного из наиболее влиятельных направлений античной философии – эпикуреизма .

Эпикур вырос на острове Самос, в семье школьного учителя Неокла, выходца из Афин. Изучать философию начал с 14 лет, по одной из версий после того, как в его руки попали сочинения Демокрита . Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита Навсифан, затем платоник Памфил. Сам Эпикур считал себя самоучкой и весьма нелестно отзывался о своих учителях, впрочем, как и о большинстве современных ему философов.

В 306 до н.э. Эпикур основывает в саду под Афинами собственную философскую школу, которую впоследствии так и назвали – «Сад Эпикура», а ее обитателей – философами «из садов».

Эпикур написал около трехсот сочинений, однако до нас дошли только фрагменты, доксографические () и отдельные произведения: К Геродоту , К Пифоклу , К Менекею и Главные мысли .

Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части: каноника (теория познания), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность.

По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения. Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания.

Все заблуждения возникают вследствие ошибочных суждений разума, в которых мы домысливаем к тому, что содержится в представлениях нечто такое, что не находит подтверждения или опровергается в чувственном восприятии.

Физика Эпикура опирается на натурфилософию досократиков и, в особенности, на атомизм Демокрита . Она призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти.

Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение.

Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов.

Допущение самопроизвольного отклонения атомов (принципиальное отличие учения Эпикура от атомистики Демокрита) служит двоякой цели: в физике оно объясняет столкновение атомов и, тем самым, образование тел, которое были бы невозможно, если бы атомы двигались только по прямой; в этике – теоретически обосновывает учение о свободе, доказывая, что в мире все происходит не только по необходимости, но есть и случайность, есть то, что «зависит от нас».

Таким образом, человек не должен страшиться богов, поскольку они, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям.

Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (К Менекею 125). Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к блаженной жизни.

ЭтикаЭпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни» (Диоген Лаэртский X, 128). Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии).

Для достижения этого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолеть страдания, возникающие вследствие неудовлетворенных желаний. Согласно Эпикуру, желания бывают: 1) естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности); 2) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства); 3) вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия). Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей.

Безмятежному покою человека, помимо его собственных желаний и страхов, могут угрожать внешние обстоятельства, в том числе окружающие его люди. Лучше всего с ними справляется тот, кто делает «что можно, близким себе, а чего нельзя, то по крайней мере не враждебным, а где и это невозможно, там держится в стороне и отдаляется настолько, насколько это выгодно» (Диоген Лаэртский, X 154). Следует избегать толпы, соблюдая при этом необходимый минимум социальных норм, которые призваны ограничивать взаимную враждебность людей. Только в кругу друзей-единомышленников возможно истинное общение, которое не только само по себе является наслаждением, но и способствует достижению счастливой безмятежной жизни.

Этический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой: «Проживи незаметно». Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от всего, что может нарушить безмятежный покой души. Жизнь Эпикура и его друзей-учеников явилась практическим воплощением этого идеала.

Полина Гаджикурбанова

Эпикур, (342/341–271/270 гг. до н. э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Все, чего требует природа, легкодостижимо, а все излишнее – труднодостижимо.

Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по настоящему понял, что нет ничего страшного в нежизни.

Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.

Никогда не хотел я нравиться народу – ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.

Благородный человек всегда более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая - бессмертное.

Боги живут в «междумириях».

Боль есть величайшее из всех зол.

В письме одному из своих слушателей Эпикур пишет: «Это я говорю не многим, а тебе, ведь мы друг для друга достаточная аудитория».

Величайший плод ограничения желаний - свобода.

Во всех занятиях плод с трудом созревает по их окончании, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно.

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?

Да, боги существуют, ибо знание о них - очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа.

Имей всегда больше ума, чем самолюбия.

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе полную бутылку, в саду свежий цветок.

Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.

Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.

Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо окончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто рассуждает в духе Феогнида: «Хорошо не родиться.
Если ж родился - сойти поскорее в обитель Аида». Если он говорит так по убеждению, то почему не уходит из жизни? Ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.

Люди обижают друг друга либо из ненависти, либо из зависти, либо из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.

Мудрый не может превратиться в безмозглого.

Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.

Нагибайся только затем, чтобы поднять павших.

Начало всего и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому оно дороже философии.

Начало и корень всякого удовольствия - удовольствие чрева, даже мудрость и прочее имеют к нему отношение.

Не избегай оказывать мелкие услуги: будут думать, что ты способен и на большие.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Один мудрец другого не мудрее.

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Проживи незаметно.

Редко судьба препятствует мудрому.

Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.

Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.