ХМАО-Югра

МКОУ «Андринская СОШ»

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Полегешко Светланы Александровны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Всем известно, как трудно сейчас привлечь детей к чтению, поэтому перед учителем литературы стоит важная задача: добиться того, чтобы, придя на урок, учащиеся знали и понимали, для чего они сюда пришли, чтобы хотели читать и научились читать, чтобы каждый урок помогал ученику состояться человеком, личностью.

В течение последних лет в рамках изучения литературы в 5-9 классах я работаю по учебно-методическому комплексу В.Я. Коровиной, который, на мой взгляд, предусматривает интересный подход к изучению и преподаванию литературы, а именно: формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умение осознанного чтения, аналитическое и образное мышление, воспитывает гражданскую ответственность, духовность и культуру. В 10 классе обучение ведется по учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, в 11 классе – по учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина. Здесь представлен золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы, являющиеся животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Работая по этим учебно-методическим комплексам, я основываюсь на индивидуально-личностном подходе к учащимся. Ведущим методом обучения и воспитания при изучении художественных произведений является исследовательская деятельность. Многолетняя практика использования данного метода показывает, что благодаря разным видам исследованиий у учащихся происходит обширная познавательная деятельность, формируются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности. Кроме того, исследовательская деятельность играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию школьников. В своей работе использую идеи известного литературоведа и педагога М.Г. Качурина.

Материал, представленный в учебных пособиях – это обширное поле для исследовательской деятельности не только учащихся, но и учителя. Процесс исследовательской деятельности строю по следующему принципу: объекты исследования рассматриваются через различные виды исследования в аспекте целей и задач, которые ставлю перед собой и учащимися при изучении того или иного произведения, отсюда – к результатам исследования.

Основные цели исследовательской деятельности: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формирую определенные задачи. В первую очередь, это освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху. Еще одна важная задача - развитие речи и формирование культуры речи учащихся. Здесь же развитие творческих способностей, что ведет к раскрепощению ребенка, помогает учиться владеть собой и ситуацией. Не менее важна задача по усвоению литературоведческих понятий, так как знание теории позволяет глубже проникать в художественный текст, наиболее точнее и правильнее понимать авторскую позицию, видеть мастерство писателя. На уроках часто использую музыкальное и художественное оформление, уделяю время, чтобы немного рассказать о композиторе или художнике, творчество которого помогает в освоении художественного произведения. Следовательно, организовать связь литературы с другими видами искусства – это еще одна задача моей работы.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность. Исходя из этого, я рассматриваю предмет литературы как предмет, формирующий человека.

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы. Главным объектом исследования является, конечно, художественное произведение, его тема, идея, поднимаемая автором проблема. Не менее важно увидеть и личность творца, ту сторону жизни, которая взрастила писателя, стала почвой его художественного мира. Поэтому в уроки включаю сообщения, доклады, презентации учащихся о личности писателя, его творческой мастерской, готовлю с ребятами литературно-музыкальные композиции о жизни и творчестве выдающихся мастеров слова. Использую такой прием исследования, когда личность писателя, его художественный мир стараемся увидеть через языковые особенности произведения. Такая работа не только формирует исследовательские умения и навыки, но и способствует совершенствованию устной и письменной речи, расширению лексикона учащихся, делает ребят свидетелями того, как из обычных слов рождается произведение художественной литературы. К примеру, это уроки по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом направлении разработала систему уроков-исследований (6-11 классы) «Поэтический мир Николая Рубцова», которая в старших классах завершается большой литературно-музыкальной композицией. Как результат этой исследовательской деятельности учащейся 9 класса был подготовлен проект на тему: «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», который она успешно защитила на научно-практической конференции. В рамках языковых особенностей произведения одной из моих учениц также была подготовлена исследовательская работа «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», представленная на научно-практической конференции.

В тесной связи с личностью писателя идет разговор о литературной эпохе и литературно-критических статьях, опять-таки путем исследования либо через дискуссию, либо через проблемную ситуацию. Например, всегда интересно проходят уроки на темы: «Над чем смеялся бы Чехов, если бы жил в наше время?», «Кто прав?» (урок по критическим статьям Белинского и Писарева о драме А.Н. Островского «Гроза»).

У каждого читательского поколения своя интерпретация художественного произведения, поэтому очень важно донести до ребят время и эпоху, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события, помочь им понять то поколение, увидеть мир глазами прошлого, чтобы художественное произведение открылось. Всем известно, что без прошлого не может быть настоящего. На каждом уроке должно осуществляться воспитание мыслящего, вдумчивого читателя, должно происходить формирование культуры восприятия художественного текста. Сейчас на вопрос о том, прочитал ли то или иное произведение, от ребят можно часто слышать такие фразы: «Прочитал, но ничего не понял». Это говорит о том, что если даже дети читают, то зачастую читают чисто механически, лишь бы прочитать, не понимая смысла прочитанного. Это говорит и том, что учащиеся часто очень далеки от представленной в произведении временной эпохи, поэтому им трудно воспринимать читаемое. В связи с этим основная моя задача как учителя литературы – научить своих учеников не механической работе чтения, а сосредоточенному вниманию в процессе чтения, желанию услышать голос автора, видеть за каждым словом глубокий смысл, иначе говоря, привить интерес к чтению. Следовательно, чтение должно стать настоящим творчеством, искусством, только тогда откроется духовная ценность художественного произведения.

Важным объектом исследования, несомненно, является литературный образ – удивительное преображение героя произведения в Жилина или Тараса Бульбу, Сильвио или Чичикова. В произведении, как правило, ни один образ, а несколько, все они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему образов. Немаловажное значение в раскрытии замысла писателя имеет и образ рассказчика. Например, рассматривая «Повести Белкина» и исследуя образ рассказчика, говорим о нем как объединяющем все повести в один цикл.

Виды исследований использую весьма разнообразные. Во главе, конечно, анализ художественного произведения, хотя существует мнение, что это форма работы себя изжила. Я думаю иначе: произведения, которые включены в школьную программу, - великие творения литературы, содержание их бесконечно, а каждое читательское поколение, как говорилось выше, воспринимает их по-своему. Следовательно, каждому поколению читателей предстоит исследовательская работа, основанная именно на анализе произведения. Анализ произведения тесно взаимодействует с такой формой работы, как дискуссия. Дискуссия нужна, когда нужно разобраться в том, что по-разному трактуется наукой, что не выяснено до конца или вообще не может иметь конечного решения. Для учащихся любого возраста как вид исследования часто использую проблемную ситуацию, так как проблема способствует глубокому проникновению в художественный текст, развитию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Стараюсь, чтобы поставленная проблема была не только темой урока, а жгучей, злободневной, личностно-значимой. К примеру, использую такие проблемные ситуации: «Возможен ли Хлестаков в наше время?» (8 кл.), «Мог ли поступить Тарас Бульба иначе?» (7 кл.), «Что произойдет с Диной после побега Жилина?» (5 кл.), «Как сложилась бы жизнь Олеси, если бы она осталась с Иваном Тимофеевичем?» (11 кл.) и другие. Для учащихся 5 и 6 классов как форму исследования часто использую игру. Такие уроки никогда не проходят даром, они всегда становятся интересным общением, где каждый может высказать свое мнение, способствуют развитию эмоциональных чувств у учащихся.

Важным видом исследования является творческая работа, которая реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В первую очередь, это устные или письменные развернутые ответы, отзывы, рецензии, эссе, сочинения-рассуждения – их темы также основываются на проблемных ситуациях. Это позволяет учащимся путем соприкосновения с авторским словом через глубокое проникновение в художественный текст высказать свое мнение по поставленной проблеме.

Очень люблю такую форму творческой работы, которую использую в своей работе, как инсценировка. На протяжении многих лет я руководила школьной театральной студией, совместно со своими учащимися подготовила множество сценических постановок: от инсценирования отдельных эпизодов произведения до настоящих спектаклей. Здесь же и литературно-музыкальные композиции. В моей копилке спектакли по таким известным всем произведениям, как «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (А.К. Толстой), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак), «Барышня-крестьянка» (А.С, Пушкин), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин), «Дядюшкин сон» (Ф.М, Достоевский), с которыми мы выступали на районных конкурсах театральной деятельности. Работа эта очень трудоемкая, и идет она хорошо лишь тогда, когда к ней есть уважительное и ответственное отношение. Произведение, по которому идет постановка, нужно освоить, найти в нем что-то свое близкое. Следовательно, нужна творческая интерпретация, такое восприятие и истолкование произведения, которое становится личным. А значит, без исследования не обойтись. Дело это нелегкое, требующее времени, но это время не потерянное, так как у ребят обогащается восприятие, развивается читательская фантазия, культура речи, пробуждается творческий интерес к произведению, раскрываются актерские способности. Все это, несомненно, способствует освоению учебного материала и развивает читательский интерес. Репетиции спектакля – это тоже уроки, но уроки искусства, общения, раскрепощения, где каждый может проявить себя иногда даже с неожиданной стороны. Такие уроки – это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, на духовном равенстве.

Инсценировки или чтение по ролям практикую на уроках, это также способствует раскрытию творческих способностей ребят, развитию речи и формированию культуры речи (Рассказы А.П. Чехова, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Алые паруса» А. Грина, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Вершиной исследовательской деятельности является научная работа. Виды ее весьма разнообразны: сообщения, доклады, рефераты, проекты, которые позволяют учащимся путем глубокого анализа благодаря умению самостоятельно работать рассматривать ту или иную проблему с научной точки зрения. Обучение этой форме исследовательской деятельности начинаю с 5 класса, от класса к классу постепенно усложняя процесс работы, чтобы в итоге к старшим классам у учащихся сформировался навык оформления научной работы. Наиболее приемлемая форма работы в этом направлении – проект. К примеру, в 5,6 классах предлагаю ребятам разработать проекты при изучении лирических произведений. Например, к изучаемым стихотворениям подобрать соответствующие иллюстрации и музыкальные произведения, оформить это в виде презентации, а затем на уроке представить и прокомментировать. В 7 классе такую форму работы использую при изучении былин («Былинные богатыри в изображении русских художников»), во время изучения рассказов А.П. Чехова («Рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»). В 8 классе темами исследовательских проектных работ могут быть «Сценическая история бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Со своими проектными работами мои ученики ежегодно выступают на научно-практических конференциях, показывая хорошие результаты своей исследовательской деятельности. Темы работ, получившие высокую оценку экспертов: «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», «Загадка Пилата» (по романам М. Булгакова и «Плаха» Ч. Айтматова, «Особенности жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Использование метода исследования при изучении художественного произведения позволяет мне добиваться неплохих результатов. Большинству ребят нравятся уроки литературы, они с увлечением занимаются проектной деятельностью, подготовкой инсценировок произведений. Благодаря этому у учащихся повышается уровень культуры речи, ребята умеют отстаивать свое мнение, хорошо виден рост их умственного мышления, творческих способностей, формируется инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Исследование – это и дело учителя. И пока я учу, учусь сама у своих учеников. Учусь исследовать не только художественный текст, но и восприятие этого текста моими учениками. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и необыкновенными, чтобы урок был не просто работой, а интересным и полезным общением. Стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, воздействуя яркими примерами из литературных произведений.

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Объект: ученик.

    научить ученика учиться в процессе совместной деятельности с учителем;

    научить ученика строить свою работу.

В наши дни школа стремится качественно изменить содержание и, как следствие, результат обучения. Одним из перспективных направлений в работе со старшеклассниками видится научный поиск, когда он заключен в систему индивидуальной работы с детьми, склонными к научной деятельности и самостоятельному анализу.

Важно проводить исследования учащимися под руководством учителя, рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач, в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей.

Важно подготовить выпускников к самостоятельной жизни во всё более быстро изменяющемся мире, сформировать у них способность ориентироваться в социуме. Также важно помочь им реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Творческой исследовательской работой под руководством преподавателя следует начинать заниматься учащимся уже с девятого класса при условии успешного овладения школьной программой, имеющим необходимый уровень подготовки к подобной работе, с развитым познавательным интересом к проведению самостоятельных исследований и способностью осмысливать полученные результаты в контексте существующих классических научных теорий.

Наука – выяснение неизвестного, процесс получения новых знаний. Новых не для одного человека, а для всех людей. И сходство ученика и учёного в том, что оба они выясняют новое. Только первый узнаёт то, чего не знает он, но знают другие, тогда как второй выясняет то, чего не знает никто.

Возникает и такой вопрос. Современная наука очень сложна. Может ли школьник выяснить что-то действительно новое?! Для него это действительно так, а со стороны кажется игрой в науку, однако, он учится, проигрывая те ситуации, с которыми встретится в жизни.

Для многих исследований необходимо сложнейшее оборудование, исследователь должен владеть объёмом знаний, намного превосходящим школьный курс. В других науках можно работать и самыми простыми приборами и инструментами. В ряде наук ещё идёт процесс накопления фактов, для получения которых вовсе не обязательно высшее образование; если школьных знаний не хватает, то приобрести дополнительные вполне по плечу обычному школьнику, если он не ленив.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребёнка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребёнку.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Структура учебного исследования включает следующие этапы:

1. Актуализация проблемы.

2.Определение сферы исследования.

3.Выбор темы исследования.

4.Выработка гипотезы.

5. Выбор методов исследования.

6.Определить последовательность проведения исследования.

7.Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета.

10.Доклад (защита проекта).

На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков. Прежде всего, это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающие творца от исполнителя, а также конкретный результат практической деятельности ребенка. Очень важно, что при организации обучения подобным образом у ребёнка формируется понимание того, что мир познаваем.

По результатам обобщения и анализа своего личного опыта работы с учащимися по подготовке и проведению исследовательских представляю план проведения исследовательской работы учащимися под руководством учителя:

● знакомство с информацией о том, как делается научная работа;

● выбор темы работы;

● знакомство с литературой;

● уточнение цели исследования и определение задач;

● выбор методики проведения эксперимента;

● составление плана проведения исследования;

● прогнозирование результатов исследования;

● проведение эксперимента;

● обработка результатов;

● объяснение результатов и формулировка выводов;

● определение путей дальнейшего доследования работы;

● описание научной работы в виде реферата.

На основании практических исследований были выработаны следующие рекомендации для учителя и учащихся, которые можно использовать при планировании и проведении исследовательской работы.

Структура работы и её содержание представлены вводной, основной и заключительной частями.

Вводная часть

Название. Оно должно точно и чётко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует всячески избегать очень широких названий обобщающего характера либо отвлечённых поэтических фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной.

    Формулирование цели исследования-это ответ на вопрос: « Что надо сделать для решения поставленной проблемы?».Цель начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать. Определить. Построить, узнать, создать…

    Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги.

    Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

Слово гипотеза в переводе с греческого – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Начинается со слов: предположим, допустим, возможно или « Если…, то…»(если сделать, осуществить то-то, применить такую-то идею, то получится такой-то результат.)

    Характеристика работы. Следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводились экспериментальные работы.

Обзор литературы. Обзор должен быть кратким. В нём нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе. В конце обзора следует отметить, в чём состоит новизна представляемой работы по сравнению с рассмотренными; какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. Каждая ссылка на тот или иной источник должна сопровождаться номером, соответствующим порядковому номеру источника в списке литературы.

Основная часть

Объём исследования . Здесь необходимо указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано (пробы, образцы, детали и т.д.), какие серии опытов были выполнены и сколько раз. В работе должно быть описано не только, какие эксперименты проводились и сколько раз, но и при каких условиях и в каких временных рамках. Работы, содержащие единичные опыты, не дают статистически значимых результатов и не могут быть признаны научными.

Использованные методики. Прежде чем говорить об экспериментальных данных, нужно кратко описать методики, которые использовались в каждой из серий. Общественные приёмы достаточно только упомянуть. Однако если в такой приём автор внёс какое-то усовершенствование, то нужно обязательно указать, в чём оно состояло.

Результаты исследования. Это главная часть доклада. Необходимо чётко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков или описательно. Все цифровые данные необходимо тщательно проверить, желательно провести статистическую обработку этих данных.

Заключительная часть

Заключение. Представлено выводами, практическим выходом, приложениями и списком использованной литературы.

Выводы. Они кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Никаких общих рассуждений, мнения автора по тем или иным вопросам и т.п. в выводах быть не должно. Только то, что получено, обнаружено, доказано.

Практический выход. В этом разделе следует указать, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. Хорошо было бы описать, насколько теоретический прогноз результатов работы сочетается с практическими данными.

Приложения. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Список использованной литературы. В список следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, так же как и основных учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке авторов работ сначала на русском языке, а затем иностранных.

Успешность применения предлагаемой структуры работы состоит в том, что разработанная и апробированная на практике технология работы с учащимися по проведению творческих исследовательских работ позволяет не только научиться проводить творческие научные изыскания, но и стать им более успешными в самостоятельной организации и проведении исследовательской деятельности, нацеливает на самообучение через творческий поиск.

Папий Татьяна Александровна,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №24»

г. Северодвинска

Архангельской обл.

ШАГИ К УСПЕХУ

Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе

Из опыта работы

Среди учителей-словесников бытует такое присловье: сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает …белена с чертополохом. Увы, бывает и так. Однако практически в каждом класс есть дети, которые много читают, пишут интересные сочинения, хотят знать больше, чем написано в учебнике, имеют способности к анализу и синтезу. Такие ребята – находка для учителя, стремящегося к развитию творческого потенциала школьников.

Программа по литературе под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, реализуемая мною уже два десятилетия, направлена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Данная образовательная программа имеет специальный раздел «Литературное творчество», задания которого нацеливают учащихся на плодотворный поиск за страницами учебника.

Указанные предпосылки и привели к решению организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников по литературе – этой работой занимаюсь на протяжении последних 12 лет.

Актуальность работы

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе – веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социо-культурного опыта исследовательской деятельности.

Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Цель учебно-исследовательской деятельности по литературе – обогащение читательского опыта школьников, воспитание культуры умственного труда, формирование оценочных позиций, помощь в профессиональном выборе учащихся.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательских умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например (примеры тем даны из опыта работы) : «Проблема русского национального характера в повести В.Личутина "Крылатая Серафима"», «Мотив пути в романе П.Коэльо "Алхимик"», «Образы-символы как отражение картины мира в "северном тексте" романа М.Попова "Свиток"».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Притчевое начало в произведениях А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и П.Коэльо "Алхимик"», «Маленький человек на страницах произведений Н.В.Гоголя и А.П.Чехова», «Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А.Ахматовой».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Талант – дар или наказание? (по произведениям, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Рюноскэ)».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Например: «Поэтическое творчество Иосифа Бродского периода северной ссылки». Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психо­логический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художест­венно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы :

теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте );

эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере и принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру; такая цепочка является и неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области литературы, нормой ее проведения.

Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием

в области литературы:

Этапы работы

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по литературе; знакомство с достижениями литературоведческой науки.

Систематизация и углубление знаний о литературоведческих терминах и понятиях.

Развитие рефлексии.

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учащихся.

Знакомство с современными проблемами изучения художественной литературы, литературоведческими методами исследования (компаративный интерпретационный).

Обсуждение литературоведческих работ, выполнение заданий, моделирующих исследование).

Задания на систематизацию теоретических знаний в области литературоведения.

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный отбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем литературоведения.

3.Изучение научной литературы

Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой

Составление библиографии по теме; выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5. Сбор материала

Обучение сбору материала по теме работы.

Консультирование по вопросам планирования работы и сбору материала.

6.Обработка полученного

ма­териала

Обучение навыкам литературоведческого ана­лиза и обработке полученных материалов, пред­ставлению результатов в виде таблиц и диаграмм

Литературоведческий анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию науч­ного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления. Отбор материала для презентации.

Компьютерная презентация.

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания

Обсуждая с учеником полученные результаты исследования, мы обучаем мыслить, «как мыслят ученые». Мы не просто учим, а анализируем, ищем, находим, представляем результаты самостоятельно. Мы интегрируем дисциплины в разные образовательные области в процессе исследования. Мы не передаем знания, а анализируем, ищем их в сотрудничестве друг с другом.

После определения темы, проблемы, предмета и объекта исследова­ния необходимо организовать индивидуальные консультации учащихся непосредственно по работе с текстом, актуализировать знания о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулирована примерная гипотеза исследования, можно предложить школьнику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, моно­графии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить юного исследователя это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его ре­зультатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята не только учатся быть самостоятель­ными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны и актуальность своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, в подготовке презентации по теме работы. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежден­ность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу школьника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается юному исследователю в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны как уверенное владение зна­ниями, так и богатство личности исследователя.

Каждое учебное исследование по литературе – «штучный товар», в основе его – кропотливая работа с художественным текстом и критической литературой, индивидуальные консультации по теме. Многолетняя практика руководства учебно-исследовательскими работами школьников в области литературы заставила искать различные формы совместной деятельности. Приобретенный за годы опыт позволил выработать алгоритм работы над учебным исследованием, который воплотился в рабочую тетрадь «Учебно-исследовательская работа по литературе» , призванную помочь ученику написать собственное литературоведческое исследование.

Рабочая тетрадь имеет следующие разделы:

I . Мотивация. Выбор объекта, предмета и темы исследования

II . Выбор методов исследования

III . Целеполагание. Задачи исследования темы

IV . Планирование работы над темой исследования.

V . Выдвижение гипотезы

VI . Формулирование выводов. Заключение

VII . Справочно-библиографический аппарат

VIII . График работы

IX . Консультации руководителя

Приложение 1. Структура учебно-исследовательской работы

Приложение 2. Требования к оформлению работы

Приложение 3. Словарик литературоведческих терминов

Работа с каждым разделом тетради предполагает поэтапное, шаг за шагом продвижение учащегося в исследовании избранной темы. Задача педагога – вдохновить школьника на новые открытия, поддержать, помочь советом, контролировать ход работы.

Таким образом, руководство самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью школьников – сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого и рождается юный исследователь. Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и дает положительные результаты.

Достижения учеников Т.А.Папий

в учебно-исследовательской деятельности

Уч.

год

Мероприятие

конкурса

Фамилия, имя участника, класс

Результат

Конкурс учебно – исследовательских работ «Возрождение Севера в руках юных»

муниципальный

Бердинских Екатерина, 11Б

победитель

муниципальный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

региональный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 1 1Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Волкова Софья, 10А

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Волкова Софья, 10А

победитель

VII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом лауреата

XX Всероссийская молодежная научная конференция «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

III степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

VIII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Трифан Анастасия, 11Б

Диплом лауреата

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Литературоведение»

муниципальный

Шарыгина Анна, 6Б

победитель

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Языкознание»

муниципальный

Лах Андрей, 8В

победитель

Конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В.Ломоносова

региональный

Шарыгина Анна, 7Б

II степени

федеральный

Шарыгина Анна, 7Б

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс проектов и исследовательских работ

«Я - исследователь»

международный

Шарыгина Анна, 7Б

VII место, сертификат

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Шеметева Алёна, 11Б

II степени

Научно-практическая конференция «С наукой в будущее»

федеральный

Шеметева Алёна, 11Б

IV место, сертификат

Учебно-исследовательские работы учащихся опубликованы в «Сборнике ученических исследовательских работ участников конкурса «Классная работа» IV Всероссийского интернет-педсовета» (Москва, Образ-Центр, 2014) и в сборнике «Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе» (Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014).


Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады: 2011 год – 2 призера, 2012 – 2 призера, 2013 год – 3 призера; в Международной дистанционной олимпиаде по основам наук количество призеров в 2013 году достигло 24.

Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования.

Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. Поиск необходимого решения проблемы способствует формированию самостоятельной позиции обучающихся, их готовности к саморазвитию и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.

Опыт, полученный в ходе работы над предыдущей темой самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», позволил мне усовершенствовать свою деятельность на уроке. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность учащихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Целью вовлечения школьников в учебную исследовательскую деятельность является активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, а также развитие творческих способностей школьников через совместный творческий процесс учителя и ученика.

Приобщение школьников к учебной исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

Развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;

Формированию самостоятельности, творческой выработке решений; - освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

Формированию навыков исследовательской деятельности; - расширению представлений о способах получения информации;

Развитию коммуникативных навыков;

Привлечению школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

Чтобы организовать исследовательскую деятельность необходимо наличие следующих элементов:

1 – индивидуальность ребѐнка;

2 – индивидуальность педагога;

3 - интересный объект исследования.

Если один из трѐх составляющих выпадает из системы, то система перестаёт работать. Исследовательскую деятельность как учебный процесс можно разделить на несколько этапов.

I. Этап «Это интересно!» В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Доктор педагогических наук А. И. Савенков считает: «Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения». Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. На уроках или во внеурочное время учитель знакомит учащихся с учебно-исследовательской деятельностью на примере работ известных учёных или ранее выполненных исследовательских работ школьников.

II. Этап «Выбираем тему» На данном этапе учителем определяется круг проблем, требующих решения, формулируются темы предполагаемых исследований. Тем должно быть столько, чтобы у учащихся появилась возможность выбора. Требования к теме исследовательской работы:

Тема должна быть интересна ребёнку, учитывать особенности его интересов, склонности;

Через решение предложенной темы ученик должен максимально реализовать свой творческий потенциал, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена сравнительно быстро;

Тема должна быть оригинальной.

Совместная работа при выборе и утверждении тем создаёт атмосферу сотрудничества между учениками и учителем.

III. Этап «Собираем информацию» Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической литературы. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой работы. Приведём один из алгоритмов изучения научной литературы.

1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.

2. Беглый просмотр всего содержания.

3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.

4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.

5. Выписка представляющих интерес материалов.

6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

Можно использовать и другой способ работы с научной литературой. Делим страницу тетради пополам вертикальной чертой. С одной стороны делаем выписки из прочитанного, с другой – записываем свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний. Информация может быть почерпнута также из сети Интернет. В ходе подготовки формируется план поиска информации и оформляется в виде текстового файла. Такой план включает название искомых целей, конкретный универсальный указатель ресурсов, ключевые слова для поиска. Полезно в начале работы сформировать несколько директорий (с мнемоническими именами) для того, чтобы сбрасывать в них найденную информацию. Необходим тщательный отбор и оценка полученной из сети Интернет информации: возможно, что большая её часть окажется бесполезной. Как же поступать в том случае, если по какой-то теме не удаётся найти нужной информации? В статье «Детские исследования в домашнем обучении» А. И. Савенков развенчивает некоторые «педагогические мифы»: «…принято считать, что прежде чем заниматься собственными

Исследованиями, надо долго и нудно изучать всё, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что всё это совсем не так…» Именно поэтому в ряде наших ученических исследовательских работ список литературы содержит в основном указание на исследуемые художественные тексты.

IV. Этап «Выдвигаем гипотезу» Гипотеза – это предвидение события, это вероятное знание, ещё не доказанное. Профессор П. П. Кохановский даёт следующее определение гипотезы: «Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве». Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, - это проблема. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Выдвижению гипотезы предшествуют следующие операции:

Наблюдения над текстом (текстами) художественных произведений;

Анализ отдельных фактов, касающихся художественных образов, структуры произведения, особенностей языка, индивидуальных особенностей стиля писателя и т. д.; - выявление чего-то неожиданного, нового.

На данном этапе учителю целесообразно предложить школьникам упражнения, позволяющие отработать умения выдвигать гипотезу. При выдвижении гипотез мы пользуемся таким несложным алгоритмом:

1) мозговая атака (школьники предлагают варианты решения проблемного вопроса, сформулированного учителем по теме исследования, - чем больше идей и чем они неожиданней, тем лучше);

2) классификация гипотез на обоснованные (подкреплённые логическими соображениями и литературными наблюдениями) и «провокационные идеи» (по А. И. Савенкову);

3) выделение самых интересных гипотез.

Можно также использовать приём «Мозговая атака -66». Его суть в том, что учащиеся класса делятся на группы по 6 человек и в течение 6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

V. Этап «Ищем пути решения проблемы. Данный этап характеризуется разработкой программы поиска. Учитель проводит организационную работу по определению видов деятельности над темой исследования, помогает найти все пути, ведущие к достижению цели. Способы решения проблем во многом зависят от темы.

Учителю необходимо познакомить учащихся с общепринятыми, общеизвестными, после чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Чаще всего при выполнении исследовательской работы по литературе мы используем такие методы, как ассоциативный эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над художественным текстом, метод классификации и обобщения фактов.

VI. Этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные» Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения полученных данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с указанием страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально заготовленной карточке) – их число может доходить до тысячи. Например, при выполнении исследовательской работы «Особенности обращений в стихотворениях А. С. Пушкина» нами было зафиксировано 794 примера обращений. Это один из самых трудоёмких этапов исследовательской работы. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку и классификацию. Классификация даёт возможность наиболее коротким и правильным путём войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает устанавливать ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. В ходе и в результате наблюдений осуществляется описание исследовательской работы. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определённую систематизацию материала. Материал может быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые оформляются как приложение.

VII. Этап «Готовим проект» Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится «сообщение», прообраз «доклада», автореферат, который в нашем случае называется исследовательской работой. На данном этапе учитель консультирует учащихся, координирует их работу, учит правильному оформлению исследовательской работы.

VIII. Этап «Защищаем исследовательскую работу». Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения учащихся исследовательской деятельности. Ученик, сделавший открытие, часто стремится рассказать об этом другим. Именно поэтому этап защиты исследовательской работы важен, в первую очередь, не столько для тех, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает о своём открытии. О выполненной работе надо не только рассказать, её нужно защитить. В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, только краткое отражение основного содержания всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут, поэтому при подготовке доклада из текста надо отбирать самое главное. При изложении материала следует придерживаться плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Самый простой – первый уровень, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

На уроке литературы знакомлю с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даю я. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем ставлю проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником. Аналогичным образом проходит урок по составлению кроссворда.

На уроке литературы «Сочинение сказки» я стремлюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она «складывается». Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость «Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается». Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

В среднем звене я провожу такие типы уроков литературы: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ).

В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы.

Курс литературы предоставляет много возможностей для развития исследовательских навыков. Уже на первом занятии по теме «Роль книги в жизни человека» задаём проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей? Загадки о книге, выступление библиотекаря, статистические данные о читателях школы позволят обучающимся включиться в осознание проблемы и наметить пути её решения. Дети, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, вдруг сталкиваются с проблемой: если в 20 веке наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться. Далее используем приём «Три вопроса»:
Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека? Что хочу знать? Как узнать? Предметом исследования становится книга.

Организую работу в группах. Первая группа рассказывает об анатомии книги (переплет, корешок, каптал, форзац, фронтиспис, титульный лист, книжный блок, колонцифра, ляссе, концевой титульный лист, нахзац). Вторая группа готовит сообщение «Путеводитель по книжным страницам» (титульный лист, предисловие, оглавление, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.). Третья группа систематизирует материал по теме: «История жизни книги». Дети фиксируют результаты групповых выступлений в тетрадях и переходят к работе с высказываниями известных писателей о роли книги в жизни человека.

Цитаты на доске:

Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. Э. Хемингуэй.

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли.

Мир без книги - мир дикарей... В. Розанов.

Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной. Ж. Санд.

Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим. К. Паустовский.

Чтение - это один из истоков мышления и умственного
развития. В. Сухомлинский.

Книга делает человека крылатым. Ф. Гладков.

Следующий этап урока – вопросы учителя:

Какие книги вы прочитали летом?

Какие произведения оставили свой след в вашей душе?

Какую роль играют книги в вашей жизни?

Какие книги читают в вашей семье?

Выделите из произведений, вошедших в список «100 книг» те, которые

Прочитаны вами.

Обучающиеся делают выводы и подходят к заключительному этапу – рефлексии: на специально прикреплённом на доске плакате «Книги, которые выбирает 5 класс» записывают названия своих любимых книг. Такое исследование послужило поводом для создания научно-исследовательской работы «Читательское досье моего класса», целью которого стало определение читательских интересов сверстников, составление читательского досье класса.

Важную роль в создании ситуаций, требующих применения исследовательских умений, играет организация проблемно – диалогового взаимодействия. Среди многообразия приёмов проблемно – диалоговой технологии необходимо выделить:
- подводящий к знанию диалог (цепочка посильных для обучающихся вопросов);
- побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?).
Самый простой, но действенный приём на уроках открытия истины - предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе, факты биографии С. А. Есенина в 9 классе, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс). Продуктивны также такие уроки литературы в рамках проблемно – диалогового обучения, на которых сталкиваются разные мнения учеников в сочетании с вопросом или практическим заданием на новый материал. (Проблема воспитания в рассказе И. А. Бунина «Цифры»: потакать детским слезам или стоять на своём? Проблема отношения к главному герою: чего больше - осуждения или сочувствия заслуживает Печорин?).

- «Исследуем текст». Пример: «Поэтический хронотоп в балладе В. Жуковского «Светлана».
- «Разгадываем тайну слова». Пример: «Что таит в себе слово «червлёный» из «Слова о полку Игореве»? «Тайна слова «Зиждитель» в оде М. В. Ломоносова».
- «Внимание: эксперимент». Пример: «Словотворчество В. В. Маяковского: пренебрежение нормами русского языка или создание неологизмов для особого художественного эффекта?».

- «Предмет как проблема». Пример: До изучения повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» создаётся проблемная ситуация: представьте, что вы очутились на необитаемом острове. Далее задаётся вопрос: что бы вы почувствовали, что предприняли? Учитель предлагает обратиться к произведению и посмотреть, как ведёт себя герой.

При анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе

Грибоедов Александр Сергеевич
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).

Пушкин Александр Сергеевич
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Богоборческая тема в лирике М. Лермонтова

Гоголь Николай Васильевич
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
«Бесприданница» А. Островского и «Жестокий роман» Э. Рязанова

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич
Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Цветопись как средство создания контраста в цикле «Стихотворения в прозе»
Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого «Отец Сергий» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание».
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Лингвосоционические портреты героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.

Чехов Антон Павлович
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова «Размазня»).
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Синий цвет в поэзии А. Блока

Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Сергей Есенин – поэзия в цвете

Ахматова Анна Андреевна
Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.

Марина Цветаева
Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».

Булгаков Михаил Афанасьевич
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и «Фауст» И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Владимир Высоцкий
Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.