В 1547 г. Иван IV официально венчался на царство и принял титул «царя» (так как император Константинополя уже не существовал, то русский князь оставался единственным претендентом на этот титул в качестве последнего защитника православного мира). Первый период его царствования (конец 40-х – 50-е гг.) отмечен крупными внутри- и внешнеполитическими успехами и проведением реформ.

Главными инициаторами реформирования стали члены Избранной рады (1549-1560) – Алексей Адашев, Сильвестр (духовник царя), Андрей Курбский (друг детства), Макарий (митрополит всея Руси). В 1549 г. в Москве был созван впервые Земский собор – совещательный орган; входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей; была обсуждена программа преобразований.

Судебник 1550 г. – свод законов, который упорядочил и дополнил Судебник Ивана III, ограничил пава наместников и волостителей; подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое»; была усилена личная зависимость крестьян от феодала, так как последний отвечал за его преступления; впервые была введена система наказания среди государственных служащих (за взятку).

Стоглав 1551 г. – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с государством (например, запрещалась покупка монастырем вотчинных владений без разрешения царя).

Денежная реформа – московский рубль стал основной денежной единицей страны, право сбора пошлин переходило в руки государства; была установлена единая для всего государства единица взимания налога (большая соха, которая рассчитывалась в зависимости от плодородия земли и социального положения ее владельца).

Система приказов – вместо прежних Государева двора и Казны была создана система специализированных приказов: Разрядный (военные дела и ведение поместными войсками), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли, которые раздавались дворянам), Холопский (холопы), Сибирский дворец (управление Сибирью), Казанский дворец (Казанским ханством). Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

Реформа местного управления – отмена кормлений в 1556 г., сыск и суд по особо важным делам были переданы в руки губных старост (избирались из местных дворян), земских (из числа зажиточных слоев черносотенного населения) и городовых приказчиков (в городах). При этом вводилась в общине круговая порука – она отвечала за своих выборных. Значение – замена служилых кормленщиков мирскими органами обусловила централизацию власти.


Военные реформы:

1) ядро армии составляло дворянское ополчение – под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча», то есть 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опоров власти царя;

2) впервые было составлено Уложение о службе;

3) со 150 десятин земли боярин и дворянин должны были выставить одного воина «конно, людно и оружино»;

4) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско;

5) привлечение иностранцев в армию;

6) привлечение казачества для несения военной службы на окраинах;

7) вотчинник ил помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Ополчение делилось на «служилых людей по отечеству» (то есть по наследству – бояре и дворяне) и «по выбору» (по набору – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки).

Реформы в целом способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Историография реформ:

Ø Платонов, Смирнов – реформы носили продворянский характер (воспользовавшись социальным кризисом конца 40-х гг., эти реформы ослабили бояр и усилили позиции дворян);

Ø Веселовский, Зимин, Скрынников – реформы являлись результатом компромиссом между царской властью, дворянами, боярами и посадом.

Дискуссии вокруг деятельности Земского Собора.

Предмет спора : существовала ли сословно-представительная монархия или азиатская деспотия.

Ø Шмит – второе, т.к. царь созывал выбранных государством, а не земских обществом, людей. Если на западе они изначально избирались, то у нас государство выбирало.

Ø Черепнин – первое. Действительно, Соборы практически возникли именно так, но постепенно они развиваются (особенно хорошо это было видно в период Смуты – в 1613 г.), имея свою специфику с сильными самодержавными рудиментами. Споры ведутся до сих пор.

Внешняя политика:

Направления и задачи: 1) западное – борьба за выход к Балтийскому морю; 2) юго-восточное и восточное – борьба с Казанским и Астраханским ханством; 3) южное – защита от набегов крымского хана.

Завоевание Казанского ханства – первоначально Иван IV предпринял дипломатические шаги (неудачны), и в 1552 г. его армия осадила Казань => победа – народы Среднего Поволжья вошли в состав государства. Астраханское ханство было присоединено в 1556 г. => все Поволжье принадлежало России + Волжский торговый путь, который значительно улучшил условия торговли с Востоком. В середине XVI в. вошли также Башкирия, Чувашия, Кабарда.

Освоение Сибири – Сибирский хан Кучум отказался признать вассальную зависимость и убил русского посла. Купцы Строгановы получили от царя грамоту с пожалованием земли в Сибири и наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с сибирским ханом. В 1581 г. Ермак одержал победу на войсками Кучума и занял столицу Кашлык. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен => Западная Сибирь была присоединена к России (столица – Тобольск).

Ливонская война (1558-1583) – борьба за выход к Балтике и за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом.

Этапы:

1) 1558-1561 гг. – русские войска разгромили Ливонский орден, взяли Нарву, Тарту, подошли к Таллину и Риге;

2) 1561-1578 гг. – вступление в войну Польши, Литвы, Швеции, Дании (на стороне ливонского ордена), военные действия приобретают затяжной характер; ситуация была осложнена разорением хозяйства (опричнина), изменение отношения местного населения к русским войскам вследствие набегов, переход на сторону врага князя Курбского и опустошительные набеги крымских татар;

3) 1578-1583 гг. – оборонительные действия России. В 1569 г. Польша и Литва объединились в речь Посполитую (во главе – Стефан Баторий). Поляки взяли Полоцк, Луки, осадили Псков (неудачно).

Ливонская война завершилась подписанием невыгодного для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий - отказ от завоеванных земель и городов, земли Прибалтики были отданы Польше и Швеции. Таким образом, главная задача западного направления внешней политики решена не была.

3. Опричнина и ее последствия:

В конце 1564 г. Иван IV вместе со своей семьей внезапно выехал из Москвы и поселился в Александровской слободе. Он обвинил всех бояр и церковных иерархов в измене и вынудил московских бояр просить его вернуться на трон – условием его возвращение стало право казнить и миловать по собственному усмотрению, а также разделение всей земли на опричнину («опричь» - кроме) и земщину. Опричнина становилась его личным уделом и включала в себя наиболее плодородные и развитые земли, на которых царь поселил дворян (основа его опричного войска). В опричнине были свои собственные органы власти – дума приказы. Земщиной руководило правительство во главе с Висковатым. Фактически опричное войско выполняло карательную функцию. Во главе опричнины оказались Юрьев, Басманов, князь Черкасский, кроме того, князь Вяземский, Малюта Скуратов и т. д.

Причины введения опричнины – объективные и личные:

1) отношения между монархом и боярами оставались неупорядоченными и неурегулированными;

2) активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей интересам служилого класса.

1) в 1554 г. Ивану IV стало известно о боярских симпатиях к князю Старицкому – у царя зародилось недоверие к своему окружению;

2) в 1557-58 гг. царь столкнулся с оппозицией бояр курсу на развязывание Ливонской войны;

3) смерть первой жены (Анастасии Романовны) и разрыв с Сильвестром и Адашевым (ссылка);

4) бегство Курбского в Литву, что привело к ужесточению гонений на бояр.

Проявления опричнины:

2) затем начинаю ссылать бояр и земских дворян;

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) тогда же Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филипп Колычев за то, что осудил опричнину и царский произвол;

5) в начале 1570 г. был учинен Новгородский погром (10-15 тыс. человек были убиты), а затем Московский;

6) казни самих опричников – Басмановых, Вяземского, Черкасского.

Итоги опричнины:

1) централизация – ослабло влияние титулованного московского боярства, подчинение церкви государству, подрыв самостоятельности городов;

2) экономический кризис, усугубленный Ливонской войной – села и деревни, где побывали опричники, обезлюдели (либо были убиты, либо сбежали в Литву);

3) голод – вследствие сокращения посевных площадей;

4) принятие закрепостительных актов – бегство крестьян стимулировало это; в 1581 г. был издан указ о «заповедных летах», который запрещал переходы крестьян;

5) были подорваны резервы России в целом.

В целом опричнину можно оценивать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя считать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это не антибоярская политика – скорее конфликт внутри самого господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти.

Историография:

Ø Карамзин – безумство царя из-за смерти Анастасии (тиранство ).

Ø Платонов – опричнина носила ярко выраженный дворянский характер , т.к. царь забрал лучшие центральные земли и испоместил на них дворян, что решило вопрос об обеспечении поместной реформы. Поэтому эта реформа носила прогрессивный характер (Смирнов).

Ø Веселовский – нашел синодику по убиенным (в конце своей жизни царь признал свои ошибки и приказал выписать имена всех казненных в синодик, который был отправлен во все монастыри для поминки их). Анализ показал, что 2/3 казненных составляли дворяне. Т.е. реформа не носила продворянский характер – и, скорее всего, это была не реформа, а репрессии , направленные против конкретных лиц + попытка достичь абсолютной власти .

Ø Зимин – царь взял в опричнину уезды с развитым поместным землевладением, а не боярским. Здесь он устроил смотр боярского ополчения и выгнал его. Из дворян он сделал опричный корпус – около 5 тыс. человек => была направлена против последних уделов, поэтому опричнина является важной социальной реформой , которая уничтожила удельную систему.

Ø Шмит – это знаковое явление, царь создал особую охранную структуру, которая существует и до сих пор (ФСБ, НКВД, КГБ).

Ø Скрынников – размах был на рубль, а удар на копейку, т.к. при Иване IV уделы и так были слабы, поэтому никакой опасности не представляли. В завещании он отдает землю своему старшему сыну, а часть в уделы другим сыновьям. В основе его гипотезы лежат два источниковедческих открытия. Все изучают опричнину по Никоновской летописи, в которой упоминается, что все сосланные были отправлены в Казань. По казанским описям явственно, что на первом этапе царь нанес сильный удар удельным князьям и родовой аристократии (Ярославские, Стародубские, Гагарины, Ростовские – были испомещены на пограничных служебных землях). Их вотчинные хозяйства были разделены на поместья – разрушение хозяйства и его кризис. К концу 1565 г. социальная база опричного руководства была сокращена, и возник выбор – либо восстановить отношения с аристократией, либо продолжить террор. В 1566 г. Ливонская война потребовала больших денег => созыв Земского Собора. и примирение. Руководство Б.Д. (Челядин возглавлял) потребовало отмены опричнины, начинаются уступки, в митрополиты был рукоположен Филарент Колычев. До 1567 г. продолжаются попытки примирения. В этой ситуации бояре попытались прозондировать почву в отношении к Старицкому, который выдал все царю – его и бояр казнили, начинается третий период опричнины (террор). Скрынников провел текстологический анализ синодиков, что позволило восстановить весь список, хронологию и причину смерти. Выяснено, что террор имел несколько особенностей – уничтожение тех, кто его создавал (при этом уничтожали именно те лица, которых привели первые опричники – Скуратов, Грязнов); вся боярская оппозиция была уничтожена, затем удельный Старицкий род (обнаружена связь Старицких с Новгородом – измена посадских бояр), то же самое касалось Твери и Пскова (здесь царь никого не тронул). Потом выяснилось, что крупные московские дьяки были связаны с Новгородом (Колычев, Весковатый), а затем оказалось, что с дьячным делом связаны лица, которые стояли у истоков опричнины. Результат был страшен – весь цвет русской нации был уничтожен, русское летописание умирает. Таким образом, главной целью была самодержавная власть.

Реформы Избранной рады стали назревшей, необходимой мерой в социально-политической и экономической жизни Русского государства в середине XVII века.

Формирование Избранной рады

В 1547 году в Москве случился народный бунт, в ходе которого простолюдины убили члена царской семьи. Восстание стало следствием произвола боярского правления, который чинился в предшествующие годы, и вскрыло

откровенную необходимость преобразования государственного аппарата и разработки политико-юридических норм правления в государстве. Для реализации этой цели было создано фактическое неофициальное правительство, действовавшее при Иване Грозном с 1547 до 1560 года - Избранная рада. Реформы этого правительства были направлены на создание качественной бюрократической системы в молодом Московском царстве, централизацию власти, взятие под контроль ситуации по всей стране, преодоление пережитков феодальной раздробленности. В состав этого правительства вошли некоторые бояре, ряд дворян (которые в то время представляли из себя дворовое окружение царя и бояр), духовные деятели и некоторые государственные чиновники. Среди них были духовник Сильвестр, князь Андрей Курбский, дьяк Висковатый, митрополит Макарий, дворянин Алдашев и другие видные деятели своего времени. Впрочем, полный состав этого органа нам неизвестен. По-видимому, он не имел точного числа и был ситуативным собранием приближенных к царю особ, выполнивших роль антикризисного правительства.

Реформы Избранной рады при Иване Грозном

Основными мерами деятельности этого правительства были следующие:

Опричнина и падение Избранной рады

Со временем нарастают разногласия между царем и аристократией. Причиной тому была как личная неприязнь (чему поспособствовала первая жена Ивана IV), так и несогласие относительно темпов централизации власти. Если царь стремился добиться установления абсолютной монархии скорейшим образом (абсолютизация королевской власти была характерна не только для России, а для всей Европы), то реформы Избранной рады были направлены на эволюционные изменения. Все это привело к падению неофициального правительства и появления печально знаменитых опричников, действующих более простыми и радикальными методами для усиления царской власти и устроивших фактически террор в отношении боярства.

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили

самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью, которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образование при дворе Ивана IV в 1549 г. нового правительства, получившего название Избранная Рада. В него входили: князья

Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI века. Земский собор (1549 г.) Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

1)Реформа центральных органов государственного управления.В результате этой реформы была, создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

2)Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».

Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха.

3)Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

4)Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.

5)Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады;

Проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;

Приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

Усилилась централизация государства и личная власть царя;

Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

Выросла военная мощь страны;

Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства.

Расширение территории России

К концу ХУ1 в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханства, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на юге страны. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю. По сравнению с серединой ХУ в. территория России при правлении Ивана 1У увеличилась более чем в 10 раз. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более усиливался многонациональный состав страны. Казань была взята штурмом 1 октября 1552 г.

Спустя 4 года, в 1556 г. была присоединена Астрахань, в 1557 г. – Чувашия и большая часть Башкирии.

Левонская война продолжалась 25 лет и в начале сопровождалась победами русских войск. Всего было взято 20 городов. Орден распался. Его земли перешли Польше, Дании и Швеции. Было заключено перемирие. В ХУ11в. территория России расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы России – от Днепра до Тихого океана и от белого моря до владений крымского хана, Северного Кавказа и казахских степей. Географические открытия российских исследователей также расширили границы России. В 1648 г. Дежнев открыл пролив между Аляской и Чукоткой. В середине века Хабаров подчинил России земли по реке Амур. Были основаны многие сибирские города: Енисейск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.

Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада . Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?

Избранная Рада

Избранная Рада - это неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники. Несмотря на то, что Рада не являлась официальным органом власти, именно её деятельность прежде всего определяла политику в России. Термин был предложен ближайшим соратником царя - князем А.М.Курбским. Слово « рада» у западных славян обозначало « совет».

Годы деятельности Избранной Рады

Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.

Состав Избранной Рады

    Духовник царя Сильвестр

    А.Ф.Адашев

    Митрополит Макарий

    Глава Посольского приказа Висковатый И.М.

    Князья Курбский А.М. , Воротынский, Серебряный, Шереметьевы и другие.

Реформы Избранной Рады

    Реформа местного самоуправления.

В 1549 году был впервые созван Земский собор , что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.

В 1556 году была отменена система кормлений, на их место заняли представители органов земского (местного) самоуправления - головы и целовальники. Поместное дворянство также имело возможность избирать свои органы земской власти, решать местные вопросы.

    Судебная реформа.

В 1550 году был принят Судебник, который значительно добавил положения Судебника Ивана III: усилилась центральная власть, сократились полномочия наместников и волостелей, было подтверждено право выхода крестьян в Юрьев день, однако было введено пожилое , то есть плата за пользование землёй помещика, что стало очередным этапом закрепощения крестьян.

    Реформа органов центральной власти

Было положено начало формирования приказной системы власти . Приказы - органы центрального управления, ведали определённой сферой деятельности. Во главе - дьяки и подьячие. Подобная система просуществовала до конца 17 века и была потом заменена Петром I коллегиями. Приказы: Челобитный, Поместный, Посольский, Стрелецкий, Разбойный и другие.

    Церковная реформа.

В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.

Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.

    Военная реформа

Большое внимание уделялось усилению военной мощи страны. С этой целью было создано постоянное войско - стрельцы, пушкари, в 1556 году принято Уложение о службе , в котором был определён единый порядок прохождения службы. Что интересно, в Уложении отмечалось, что местничество ограничивалось во время войн.

Таким образом, Избранная Рада сыграла огромную роль в реформировании страны, прогрессивном её развитии, укреплении государства. Впервые Россия стала сословно - представительной монархией . Это великая заслуга.

Причины падения Избранной Рады

    Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.

    Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.

    Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.

    Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.

Судьба членов Избранной Рады

Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.

    Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь

    Адашева отправили на войну с Ливонией, вскоре арестовали, в тюрьме он и умер.

    Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.

Трагична судьба и остальных членов Избранной Рады. Разгром Рады стал началом опричнины - одного из самых страшных периодов в истории России.

О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте

« Исторические портреты»: istoricheskiy-portret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.