Заслуги Карла Францевича Рулье перед отечественной наукой до сих пор не получили достаточного освещения и должной оценки. Между тем, Рулье много и плодотворно работал в трех областях есте-ствознания -- зоологии, палеонтологии и геологии, каждую из которых он обогатил новым значительным содержанием.

В 1841 году, вернувшись из заграничной командировки, Рулье был не просто неудовлетворенным и ра-зочарованным. Он приехал с ясной и твёрдой позитивной программой, выработанной для себя и своих учеников в ответ на разброд и бессистемность в науке и её преподавании за рубежом. Вдумываясь в содер-жание такой статьи как «Сомнения в зоологии, как науке», невольно обра-щаешь внимание на одну черту молодого ученого. Эта черта, так рано проявившаяся и сохранённая им до конца жизни -- склонность к ши-роким обобщениям, к разработке общих проблем биологии.

Модное в то время увлечение систематикой, которое захватило по-давляющее большинство зоологов, почти не затронуло Рулье. Образ жизни животных, их взаимоотношения со средой и другими организмами, влияние внеш-них условий на строение и поведение животных, -- вот сфера интере-сов Рулье. Отсюда естественно вытекал и его глубокий интерес к изме-нениям животных под влиянием среды, к вопросам изменчивости на-следственности. Материальность природы, ее реальное существование не вызывают у Рулье сомнений. Все явления природы имеют свою историю. Каждое из них когда-то возникло естественным путем, затем оно развивается, видоизменяется, и дает начало другому явлению. Все предметы природы теснейшим, неразрывным образом связаны друг с другом, изменение, развитие одного необходимо влечет за собой изменение, развитие другого.

Краеугольным камнем науки о жизни растений и животных Рулье полагает выдвинутый и разработанный им «закон действенности жиз-ненных начал» («закон общения», «закон двойственности причин» и т. д.). Этому универсальному закону, который Рулье склонен распростра-нить и на неживую природу, подчиняются все организмы. «Всякое яв-ление в животном теле может быть вызвано причиною двоякого рода -- или условиями устройства и жизни самого животного, или условиями внешними, посреди которых оно живет. Более причин быть не может...». «Ни одно органическое существо не живет само по себе: каждое вызывается к жизни и живет только постольку, поскольку находит-ся во взаимодействии с относительно внешним для него миром. Это за-кон общения или двойственности жизненных начал, показывающий, что каждое живое существо получает возможность к жизни частию из себя, частию из внешности».

Курс общей зоологии, который Рулье читал студентам естественного и математического отделений, охватывал очень широкий круг вопросов. Это была своеобразная энциклопедия биологических знаний под общим заголовком «Систематика», в которую входили такие разделы, как «Зоогнозия», «Зооэтика» и «Зообиология».

Изложение зоогнозии Рулье начинает с формулировки своего «первого основного генетического закона». Это «закон общения», имеющий всеобщее значение. Расшифро-вывая первый закон, Рулье выделяет ряд частных положений, вытекаю-щих из него. 1. В процессе развития животного от яйца («среда без-различия») наблюдается постепенное усложнение, диференцировка, спе-циализация органов. «Это закон выделения или обособления орудий...» 2. Каждый орган в своем развитии проходит ряд этапов, поэтому «...все животные, имея существенно одинаковые орудия, должны проходить относительно развития последних одинаковые, последовательные ряды, и тем длиннейшие, тем многочисленнейшие, чем сами стоят на высшей точке организации...». Каждое данное состояние развивающегося органа у высших животных может и должно быть пределом его развития у низко организованных. Но, как бы предваряя значительно более позднюю критику «Основного биогенетического закона» Мюллера -- Геккеля, Рулье тут же замечает, что в эмбриональном развитии человека дело об-стоит далеко не так просто. В тот момент, когда какой-либо орган у че-ловеческого зародыша стоит на стадии рыбы или гада, все прочие ор-ганы могут быть на совершенно иных стадиях. Наконец, отмечаются еще два частных закона - орган может недоразвиться («закон задер-жки и остановки развития») и орган не может переразвиться («закон невозможных переразвитий »).

«Второй основной генетический закон» -- закон сближения однородных элементов. Здесь рассматриваются такие вопросы, как симметрия, образование полостей, центростремительная закладка ор-ганов.

В «Третьем основном генетическом законе» подробно разбирается на эмбриологическом, анатомическом и физиоло-гическом материале «закон уравновешивания органов». Это - старое положение о соотношении и корреляции органов.

Очень интересны «приложения». В одном из них Рулье демонстрирует как, опираясь на закон уравновешивания органов, можно воссоздать по одному зубу и одному позвонку облик такого ископаемого животного как ихтиозавр. Другое приложение посвящено удивительно и изящной характеристике строения класса птиц в связи с образом жизни и - особенностями среды. Если исключить некоторые, очень небольшие детали, неверные или устаревшие, эта характеристика по полноте, стройности и сжатости может и сейчас служить образ-цом прекрасного монографического описания.

Рулье также рассматривает буквально все проблемы эволюции. Посмотрим теперь, как он изображает фактический ход эволюции:

Первые животные все без исключения жили в воде, на что ясно ука-зывают особенности их строения. Очень серьезное доказательство зарож-дения и первоначального развития жизни в водной среде Рулье видит в том, что «...главным законом населения нашей планеты растениями и животными есть та же последовательность в постепенном изменении форм и перехождении из одной среды в другую, которому следуют живот-ные и ныне в отдельном своем развитии». Подобно тому, говорит Рулье, как многие насекомые и лягушки проходят первые стадии разви-тия в воде, так и первые животные первоначально жили в воде, сменив-шись потом земноводными и сухопутными. «Здесь два ясные параллель-ные ряда -- один доисторических животных, другой -- представленный развитием нынешних животных. Это -- генетический ряд. К ним должно прибавить еще и третий, представляемый вполне развитыми нынешними животными, как существами, окончившими превращение, и которые ясно морские, и притом формы относительно низшей, нежели нынешние».

После окончания космической, безжизненной эпохи Земли, когда тем-пература на ее поверхности стала ниже 60° Реомюра, началась эпоха «доисторической жизни», которую можно разделить на три периода.

В первом из них появились древнейшие животные «...исключительно морские, и притом формы относительно низшей, нежели нынешние». На последнее обстоятельство указывает и широкое распространение сре-ди них сидячего образа жизни. Эти животные отличались малым разно-образием, «...как ныне в полярных странах».

Животные первого периода были относительно однообразны, что вызывалось однообразием внешних условий. «Сходные же условия вызывали и сходные органические существа». К концу периода наб-людалось изменение и диференцировка физических условий, что создавало предпосылку для увеличения разнообразия животных. В это время, на-пример, рыбы, наряду с признаками своего класса, обнаруживают приз-наки класса более высоко организованного--класса «гад». «Некогда исто-рическое появление органических существ на земле шло тем же путем постепенно нарастающего разнообразия, который мы замечаем ныне в развитии растения или животного: чем ближе к первоначальному времени появления существ, чем ближе к первому началу бытия отдельного суще-ства нашего времени -- там менее разнообразия, тем все возможные су-щества сходнее между собой, и очевидно потому, что все они, и расте-ния и животные, образуются из одной, первоначально безразличной фор-мы -- клеточки. Развитие есть постепенное выделение разнообразий и противоположностей. Во внешних явлениях постепенное развитие пред-мета и нарастающее разнообразие его тождественны».

Начался второй период в истории жизни на Земле. Однообразие внешних условий сменилось многочисленными местными различиями. Появилось больше суши, возникло разнообразие климатов. «Вместе с тем являлись новые отделы растений и животных, постепенно более и более разнообразящихся как по географическому положению, так и по тече-нию времен года».

Во втором периоде впервые обнаруживаются остатки однодольных растений. «В животных же не явилось ни одной новой основной формы, продолжали только существовать предшествовавшие, изменяясь конечно, в видах и часто в родах, и явился новый класс позвоночных -- гады, предуготовленный первым периодом. Гады же, в свою очередь, распались на новые формы, служившие предвестниками последовавших за ними различных порядков нынешних гад (голокожих, или лягушек, ящериц, змей и черепах), птиц и зверей».

В течение всего второго периода наблюдалось «выделение» новых ви-дов и новых групп из класса гадов. Эволюция этого класса прослежена Рулье по тем временам удивительно подробно. Конечно, есть у него здесь и ошибки, вроде безоговорочного признания «крылоящериц» (Pterodactyli) предками птиц. Но в целом нарисованная картина очень точна.

Заключая описание второго периода, Рулье дает ему общую характе-ристику: «Каждый геологический период обнимает время переворотов и преобразования форм, но это особенно справедливо отно-сительно второго, который перенес морскую организацию животных на сушу: это преимущественно период переходных форм, напоминающий нам феодальное время истории человека, когда одни формы отживали и преду-готовляли новые, и когда потому явления имели чудное сочетание отжив-шего и начинающего жить».

Третий период , или «третичный» ознаменовался большим со-бытием -- в это время «...показывались впервые звери, дотоле неизвест-ные и ныне уже не существующие...», которые «... постепенно пере-ходили в формы, ныне живущие». Наряду с возникновением новых родов, многие роды исчезли совершенно. Вообще «третичное» время ха-рактерно в истории животных рядом особенностей. Вымерли, исчезли с лица Земли виды, имевшие очень узкое распространение. Виды ныне су-ществующие принадлежат к родам, ранее широко распространенным. Сов-ременные роды были распространены далее к северу, чем в наше время. «Под конец третичной эпохи, когда климаты распались...», наступил лед-никовый период, который привел к массовому вымиранию целого ряда животных.

Рулье прекрасно понимал, что представление об эволюции животного царства было бы не полным без указания места, занимаемого в ней че-ловеком. В 1850 году с кафедры императорского Московского университета говорить на такую тему было, конечно, более, чем рисковано. Тем не ме-нее, Рулье нашел в себе мужество упомянуть и об этом. В своих лекциях он неоднократно замечает: «...если бы тогда жил человек...», подчер-кивая тем самым возникновение его в более поздние времена. После опи-сания «третичного» периода и упоминания о наступившем оледенении, Рулье прямо указывает, что человек появился, когда условия жизни ста-ли тождественными, или, во всяком случае, близкими современным. Бо-лее детального рассмотрения вопроса трудно было бы от Рулье требовать, тем более, что даже за такие глухие намеки он подвергся серьезным го-нениям со стороны официальных чиновников науки.

Такова общая картина развития животного царства, нарисованная Рулье на примере позвоночных.

К.Ф. Рулье родился в 1814 году в Нижнем Новгороде от родителей французского происхождения. Отец Рулье был сапожником, а мать повивальной бабкой (акушеркой). Сначала воспитывался дома, а потом в частных пансионах «небогатой руки».

Рулье жил в Москве с 1829 года. В том же году он стал воспитанником Медико-хирургической академии. После перехода на третий курс в 1831 году стал студентом и учился у Г. И. Фишера и А. Л. Ловецкого. Окончил академию в 1833 году лекарем первого отделения с первой серебряной медалью.

Будучи вынужден жить личным трудом, Рулье поступил на службу врачом в Ряжский драгунский полк, где оставался до 1836 года. Медицина не удовлетворяла Рулье, и он с радостью принял предложение президента Московской медико-хирургической академии быть репетитором при академии. В 1837 году защитил диссертацию «О геморрое» и получил степень доктора медицины . После этого Рулье стал преподавать студентам минералогию и зоологию в качестве адъюнкт-профессора. Одновременно работал в университетском Зоологическом музее, хранителем с 1837 года, директором с 1840. В 1840 году начал читать лекции по зоологии в Московском университете. В 1842 году утверждён экстраординарным профессором по кафедре зоологии, а в 1850 году стал ординарным профессором.

В 1837 году был избран членом Московского общества испытателей природы и несколько лет был секретарём общества.

Рулье был одним из первых российских пропагандистов и популяризаторов естественных наук . Он активно читал публичные лекции, основал и редактировал научно-популярный журнал «Вестник естественных наук» (1854-1860). Рулье создал российскую научную школу зоологов-эволюционистов (Н. А. Северцов, А. П. Богданов и др.).

К. Ф. Рулье активно работал в области геологии и палеонтологии Подмосковья, создав основу для развития эволюционной палеонтологии. Он ввёл сравнительно-исторический метод исследования органического мира . Работы Рулье по изучению инстинктов животных и их психической деятельности заложили основы эволюционного направления в зоопсихологии .

Влияние внешних условий на животных, законы географического распространения животных, периодические странствования птиц, ход рыбы против течения во время нереста, зооэтика - вот какие вопросы занимали Рулье. Он рассматривал организм не взятым отдельно, а в связи с миром , предшествовавшим его появлению, влияние на организм среды, которая в которой происходит его жизнь, ряд тех изменений и приспособлений в органах, которые вызывает эта среда, - все это было положено в основу курса Рулье.

Рулье в 1852 году заложил так называемое экологическое направление в зоогеографии, которое далее разрабатывалось Н. А. Северцовым.

Рулье, Карл Францевич, биолог, профессор московского университета (1814-1858), родился в Нижнем Новгороде (ныне город Горький) от родителей французского происхождения. Сначала воспитывался дома, а потом в частных пансионах «небогатой руки». В 1830 году поступил в московскую медико-хирургическую академию, где окончил курс лекарем 1-го отделения в 1833 году. Будучи принужден жить личным трудом, Рулье поступил на службу в ряжский драгунский полк, где оставался до 1836 года. Медицина не удовлетворяла Рулье, и он с радостью принял предложение президента московской медико-хирургической академии Г. И. Фишера фон Вальдгейм быть репетитором при академии. Сделавшись вскоре адъюнктом, Рулье стал самостоятельно преподавать студентам минералогию и зоологию. В 1837 году Рулье выдержал экзамен на степень доктора медицины и защитил диссертацию «О геморрое». Помимо преподавания зоологии и минералогии, Рулье заведовал академическим кабинетом естественной истории и музеем московского университета, а кроме того в разное время давал уроки в московском воспитательном доме и в Александрийском сиротском институте. В 1840 году Рулье стал преподавать зоологию в московском университете, в 1842 году был избран экстраординарным профессором, а в 1850 году — ординарным. Несмотря на короткую жизнь и всего 22-летнюю научную деятельность, Рулье оставил по себе огромный след в истории московского университета и русской науки.

Рулье обладал исключительным талантом лектора и мощным критическим умом. Сделавшись репетитором естественных наук, он, по его словам, убедился в своей недостаточной подготовке в этой области наук и исключительно сосредоточился на приготовлении к ним. Сначала Рулье занялся палеонтологией и заслужил своими трудами одобрение такого выдающегося ученого как Леоп. фон-Бух, но затем перешел на историю зоологии, а с 1841 года, когда был командирован на короткое время за границу, где слушал Эренберга, Иог. Мюллера, Зибольда и многих других, постепенно сосредоточился на «общей зоологии». Он посвятил себя разработке труднейших вопросов общей зоологии, которая была создана Эт. Жоффруа Сент-Илером во Франции, Бронном в Германии и встретила решительного противника в сухом уме Кювье и горячего защитника в поэтической душе Гёте. Влияние внешних условий на животных, законы географического распространения животных, периодические странствования птиц, ход рыбы против течения во время нереста, зооэтика — вот какие вопросы занимали Рулье. Он рассматривал организм не взятым отдельно, а в связи с миром, предшествовавшим его появлению; влияние на организм среды, в которой происходит его жизнь, ряд тех изменений и приспособлений в органах, которые вызывает эта среда, — все это было положено в основу курса Рулье. Основная мысль этого курса наилучше определяется следующими словами самого Рулье: «Все в природе стройно, целостно, разумно». Этими словами подчеркивается великий закон «приспособления» организмов к среде, и нужно ли удивляться следующим словом профессора Я. А. Борзенкова, одного из слушателей Рулье: «Когда я прочел в первый раз «Происхождение видов» Дарвина, на меня пахнуло чем-то знакомым, и это знакомое было почерпнуто из лекций Рулье». К сожалению, Рулье не дожил до появления теории Дарвина.

Рулье был великим популяризатором. Он считал популяризацию науки, ее широкое распространение своей обязанностью и был основателем первого русского популярного естественноисторического журнала «Вестник естественных наук», который издавался московским Обществом испытателей природы под редакцией Рулье. Кроме того, Рулье читал много публичных лекций. Верный своей основной мысли, заложенной в его курс, Рулье придавал большое значение акклиматизации животных и явился основателем «Общества акклиматизации». Равным образом он проводил научные положения в практическую деятельность и научные открытия над жизнью пчелы собирался широко использовать в практических целях, когда смерть пресекла его жизнь.

После Рулье осталось мало печатных трудов, кроме ряда палеонтологических работ. Зоологические его труды именно и остались ненапечатанными. Но Рулье оставил после себя ряд учеников, которые в своих курсах и работах проводили идеи своего учителя. Из них надо назвать профессоров московского университета С. Л. Усова, Я. А. Борзенкова и отчасти А. П. Богданова, нашего известного путешественника и исследователя Туркестана Н. А. Северцова и профессора петербургского университета Н. П. Вагнера.

Н. А. Северцов взял эпиграфом для своей диссертации следующие слова Рулье: «Полагаем задачею, достойною первого из первых ученых обществ, назначить следующую тему для труда первейших ученых: исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни, посреди определенных условий». Этим выражением было заложено Рулье в 1852 году так называемое экологическое направление в зоогеографии, которое всю жизнь разрабатывалось Н. А. Северцовым и которое немцы ошибочно приписывают Мёбиусу.

Михаил Васильевич. Ломоносов - (8 ноября 1711г., деревня Мишанинская, Россия - 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

М.В. Ломоносов высказывался о влиянии среды на организм в трактате "О слоях земных" (1763) он писал: "...напрасно многие думают, что все, как мы видим, сначала создано творцом..." Изменения в неживой природе Ломоносов рассматривал как непосредственную причину изменений растительного и животного мира. По останкам вымерших форм (моллюски и насекомые) он судил об условиях их существования в прошлом. Он утверждал, что остатки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаються на суше, значит эта суша некогда была дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох, не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя – остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в 19в. Получила развитие и подтверждение в иследованиях чернозема В.В. Докучаевым. Заслуга Ломоносова в том, что он впервые ввел в науку термин «чернозем» .

Карл Францевич Рулье - родился 8 (20) апреля 1814 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, француз по происхождению, был сапожником, а мать – акушеркой. Мальчик воспитывался сначала дома, а затем в недорогих пансионах.

В 1829 г. Карл переселился в Москву и тогда же обратился к Александру I с прошением о приеме в Московскую медико-хирургическую академию (ММХА). В те годы академия была тесно связана с Московским университетом. В 15 лет, став студентом академии, Рулье также общался с профессорами и студентами Московского университета, посещал занятия и лекции в университете. Впоследствии профессор Московского университета.

К.Ф. Рулье – считается одним из основоложников экологии в России. Рулье активно работал в области геологии и палеонтологии Подмосковья, создав основу для развития эволюционной палеонтологии. Он ввёл сравнительно-исторический метод исследования органического мира. Работы Рулье по изучению инстинктов животных и их психической деятельности заложили основы эволюционного направления в зоопсихологии.

Влияние внешних условий на животных, законы географического распространения животных, периодические странствования птиц, ход рыбы против течения во время нереста, зооэтика - вот какие вопросы занимали Рулье. Он рассматривал организм не взятым отдельно, а в связи с миром, предшествовавшим его появлению, влияние на организм среды, которая в которой происходит его жизнь, ряд тех изменений и приспособлений в органах, которые вызывает эта среда, - все это было положено в основу курса Рулье.

Рулье в 1852 году заложил так называемое экологическое направление в зоогеографии.

Климент Аркадьевич Тимирязев - 22 мая (3 июня) 1843, Петербург - 28 апреля 1920, Москва) - русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист, профессор Московского университета, основоположник русской и британской научных школ физиологов растений. Член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1890). Член Королевского общества (британский аналог Академии наук в других странах) c 1911. Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго. Член-корреспондент Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ. Член Вольного экономического общества. Член Московского физического общества (им. П. Н. Лебедева). Был организатором съездов русских естествоиспытателей и врачей, председателем IX cъезда, председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Член Русского физико-химического общества, Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Московского общества испытателей природы, Русского фотографического общества. Депутат Моссовета (1920).

Работа К. А. Тимирязева "Земледелие и физиология растений" (1893г.) была первым изложением частной экологии растений. Помимо изучения магниевого фермента хлорофилла - структурного аналога железосодержащего гемоглобина, - Тимирязев впервые в мире установил эссенциальность (необходимость для жизни) цинка, возможность снижения потребности растений в железе при их подкормке цинком, что объяснило интересовавшую его и Дарвина загадку перехода цветковых растений к охоте на животных (плотоядности) на почвах, бедных железом. Его книга «Жизнь растения» (9-е прижизненное изд., Москва, 1919; переведённое на все основные иностранные языки), представляет собой образец общедоступного курса физиологии растений

Василий Васильевич Докучаев - (1 марта 1846 - 8 ноября 1903) - известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв.

Докучаев в своем труде "Учение о зонах природы" писал, что ранее изучались отдельные тела, явления и стихии - вода, земля, но не их соотношения, не та генетическая вековечная и всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром. Учение Докучаева о природных зонах имело исключительное значение для развития экологии. В целом его работы легли в основу геоботанических исследований, положили начало учению о ландшафтах, дали толчок широким исследованиям взаимоотношений растительности и почвы.

Владимир Николаевич Сукачев - 26 мая (7 июня) 1880, село Александровка Харьковской губернии - 9 февраля 1967, Москва) - российский, советский геоботаник, лесовод, географ, член-корреспондент Российской академии наук (1920; c 1925 года - Академии наук СССР) и действительный член Академии наук СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1965).

Сукачев одним из первых начал экспериментальные исследования конкуренции и предложил свою классификацию разных типов сукцессии. Он постоянно разрабатывал учение о растительных сообществах (фитоценозах), которые трактовал как целостные образования (в этом был близок к Клементсу, хотя идеи последнего очень часто критиковал). Позже, в 1942 году, Сукачев сформулировал представление о биогеоценозе - природном комплексе, включающем не только растительное сообщество, но также почву, климатические и гидрологические условия, животных, микроорганизмы и т. д. Здесь нашла отражение идея единства совокупности организмов с абиотическим окружением, закономерностях, лежащих в основе всего сообщества и окружающей неорганической среды-круговороте вещества и превращениях энергии.

Выше мы характеризовали вклад в развитие экологии ряда ученых первой половины XIX в. Он был достаточно велик, но только профессор Московского университета Карл Францевич Рулье (1814-1858) дал действенное орудие для развития этого нового направления в зоологии и во всей биологии, создав стройную экологическую концепцию и глубоко обосновав метод экологического изучения животных. Правда, подобно многим другим ученым, занимавшимся широким кругом теоретических проблем, Рулье не оставил какого-либо специального труда с изложением в полном, развернутом виде своих взглядов в области экологии. Они рассеяны в многочисленных статьях, в университетских курсах и публичных лекциях, в которых сформулированы важнейшие принципы и методы экологии и удивительно точно раскрыто ее содержание.

Исходной теоретической посылкой, имевшей определяющее значение для развития экологических идей Рулье, был принцип теснейшей взаимосвязи организма с окружающей средой и непрерывного их развития. Недаром Рулье относят к числу не только основоположников отечественной экологии, но и русских предшественников Дарвина.

В статье «О первом появлении растений и животных на Земле» Рулье подчеркивал, что «животные живут только потому, что Находятся во взаимном действии, или общении, с относительно внешним для них миром».

В другом месте он высказался еще более категорично: «Представить себе животное, отделенное от наружного, заключенное в самом, себе, живущее исключительно на счет средств, в самом себе находящихся, значило бы представить себе не только величайший, но даже, по нашим понятиям, невозможный парадокс». Эта мысль, выраженная различными словами, но неизменно с предельной ясностью проходит через все творчество Рулье. Он развивал ее не только в своих теоретических работах, но и в научно- популярных статьях, в том числе касающихся, казалось бы, самых частных тем, например в кратком очерке о сенбернарской собаке. Первостепенное значение этого принципа в исследованиях Рулье нашло отражение и в том, что именно ему посвящен его «первый генетический закон», или «закон действенности жизненных элементов», называвшийся также «законом общения животного с миром», который, по словам автора, «имеет самое общее мировое значение».

Из признания неразрывной связи между организмом и окружающей его природой логически следовал вывод о необходимости изучения жизни и строения животных в их зависимости от среды.

Иными словами, все зоологические исследования должны носить экологический характер. «Научный путь, - писал Рулье, - есть опытное исследование предмета или явления в его последовательном развитии не как уединенного, оторванного, но как необходимо связанного с другими относительно внешними явлениями». Этот вывод тем более важен, что в годы деятельности Рулье в зоологии безраздельно господствовала формальная систематика и столь же формальная описательная морфология; ученые были поглощены эфемерными ново- описаниями экзотических животных. Недаром Рулье с таким нескрываемым сарказмом писал об этих не столько научных, сколько наукообразных изысканиях своих коллег: «Потому-то справедливо односторонними кажутся труды тех, которые ценою времени, денег, здоровья, а иногда и жизни, путешествуя по отдаленным странам, спешат собрать возможно больше шкурок животных, насекомых и раковин, а не заботятся о значении живых целых, в природе; которые свои описания мертвых, оторванных животных частей основывают нередко на мелочных признаках и, встретив на мертвом остатке лишний бугорок, пятнышко или зазубрину, дают целому живому новое название, а это название даже в случае нужды состоит по крайней мере из трех членов - родового и видового названия и указания автора... Человек может потерять волосы, зубы, получить порядочное число уродливых и болезненных форм, и все это почитается нормальным, естественным, а между тем животным, могущим находиться в подобных же условиях, это все воспрещается: несколько лишних точек, волосы подлиннее или кожа поголее - и новое насекомое, новое название. Стоило бы труда нескольких соединенных первоклассных ученых, - говорит в заключение Рулье, - написать книгу о забавных и поучительных погрешностях, сделанных в науке по поводу такого отрывочного, одностороннего ее изучения».

С отмеченной мыслью была тесно связана настойчивая пропаганда Рулье необходимости краеведческих исследований, изучения родной природы вместо путешествий в отдаленные страны, дававших весьма скудные результаты для познания жизни животных в зависимости от условий существования. Рулье говорил, что «ближайшею задачею занимающегося нашей наукою должно быть точное изучение местной фауны. К стыду нашему, должно, однако же, признаться, что эта сторона часто совершенно рпущена в наших трудах». Между тем несомненно, что экологический пддход должен был принести наибольшие плоды именно в условиях местной природы, где имелись налицо все объективные возможности для повседневного углубленного исследования животного мира.

В только что цитированной статье, представлявшей собой изложение публичной лекции «Жизнь животных по отношению ко внешним условиям», одно название которой говорит само за себя, Рулье в следующих словах сформулировал суть экологического подхода к изучению жизни животных: «Вместо путешествия в отдаленные страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных, ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещивающихся отношениях организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники, издавшие великолепно описания и изображения собранных естественных произведений, которые часто имеют одно главнейшее значение для науки - указаний или вопросов на то, что остается сделать, что нужно изучить будущим деятелям в стройной органической связи».

Все эти принципиальные идеи были с предельной ясностью и вместе с тем удивительно образно выражены Рулье в его широко известной метафоре относительно изучения трех вершков болота.

Приведем ее здесь: «Полагаем задачей, достойной первого из первых ученых обществ, - писал Рулье, - назначить следующую тему для ученого труда первейших ученых: „Исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий". Пока ни одно общество не решилось предложить такой задачи, и не решилось по весьма достаточной причине - оно знает, что не нашло бы даже сколько-нибудь удовлетворительного ответа».

Примечательно, что Рулье излагал свои теоретические взгляды даже в популярных изданиях, например в газетной статье об исчезновении городских ласточек. По словам Н. А. Се- верцова, «в этой статье К. Ф. Рулье сперва выводил истинную методу исследования и объяснения явлений органической природы, основывая ее на глубоко верной мысли, что в оценке явлений органической природы должно обращать внимание преимущественно на многопричинность и текущее образование или ход явления, которое, следовательно, зависит:

1) от организма животного или растения;

2) от всей сложности внешних условий: климата, местности, пищи, безопасности;

3) от всего ряда предшествовавших жизненных явлений изучаемого животного или растения; ряда, в котором каждое явление зависит от предыдущих и обусловливает последующие».

Пропагандируя необходимость изучения жизни животных в их взаимодействии со средой обитания, в том числе с другими организмами, Рулье неизменно подчеркивал, что как сами животные, гак и вся окружающая их природа находятся в состоянии непрерывного изменения, развития. Эти взгляды отражены в его третьем генетическом законе - «законе подвижности жизненных элементов», охватывающем все формы динамики факторов среды и функций организмов и являющимся логическим развитием первого генетического закона. Рулье подчеркивал значение «закона подвижности жизненных элементов» и в своей «Зообиологии» дал детальную классификацию изменений среды. Он различал периодичность «общих деятелей» и соответственно «явлений образа жизни животных», а также изменений целых фаун в течение суток, месяцев, года и веков (т. е. геологических периодов). Среди них особенно большое внимание Рулье уделял рассмотрению сезонной динамики жизни животных. В связи с этим в ряде своих работ он показал последствия влияния сезонных изменений среды на размещение, миграции и кочевки («течения») животных. В числе сезонных перемещений Рулье описал не только перелеты птиц, но и массовые миграции ряда видов зверей (северных оленей, леммингов, белок), а также вертикальные перекочевки в горах в зависимости от снежного" покрова. Конечно, далеко не во всех случаях Рулье правильно объяснял указанные сложные явления, но это вполне естественно, учитывая состояние науки того времени. Важно то внимание, которое уделял Рулье динамике среды и поведению животных. Не случайно именно этот круг вопросов послужил темой магистерской диссертации одного из лучших учеников К. Ф. Рулье - Н. А. Северцова, воодушевленного, по его собственному признанию, блестящими лекциями своего профессора.

Конечно, здесь, как и во многих других случаях, на высказываниях Рулье в сильной мере отразилось веяние времени, тогдашнее состояние науки, но основные его мысли обращают внимание своей глубиной и материалистической направленностью.

Недаром он, со свойственным ему темпераментом, резко критиковал широко распространенные представления о якобы решающей роли непознаваемых «инстинктов» в сезонных миграциях птиц, выдвигая вместо них на первое место влияние физических факторов.

Для воззрений Рулье в области теории эволюции и экологии чрезвычайно характерно, что он неизменно придавал первостепенное значение сельскохозяйственной практике, рассматривая ее не только как сильнейший аргумент в пользу своих материалистических идей, но и как объект приложения научных выводов. Рулье постоянно подчеркивал необходимость практической целенаправленности. зоологических исследований. При этом он не ограничивался словесными декларациями, но стремился приложить свои силы к решению разнообразных, практически важных задач. Достаточно, например, сослаться на его работу, посвященную экологии озимой совки в связи с ее массовым размножением в России в 1846 г., где даются научно обоснованные советы по профилактике и борьбе с этим вредителем. Отметим далее его обстоятельное исследование по вопросам научных основ пчеловодства (1857 г.). Наконец, упомянем опубликованную посмертно статью «Кохинхинские куры», которая представляет, в частности, первый опыт применения экологических принципов к задачам животноводства. Эту статью Рулье закончил призывом к «чистой науке - зоологии» обратиться к сельскохозяйственной практике, ибо, игнорируя ее, зоология «лишает себя богатейших источников познать истину».

Большое внимание Рулье уделял проблемам акклиматизации и одомашнивания новых видов животных, а также делу охраны природы.

Конечно, не все рекомендации Рулье теперь могут быть признаны правильными (вроде, например, предложения акклиматизировать в России исполинского кенгуру), но эти частности не меняют общей сути дела. В анализе результатов акклиматизации Рулье усматривал богатый источник научных данных. «Ныне, когда в Австралию перевозят не только домашних животных, но даже диких птиц, - писал Рулье, - наука особенно настоятельно требует внимательно следить за изменениями вновь перевезенных существ и за приурочиванием их к новым физическим условиям. Мы уверены, что наука выиграет от того чрезвычайно много, по крайней мере более, нежели от десятков обыкновенных путешествий и от тысяч вновь описанных родов и видов животных: она ознакомится с законами и процессами, хотя не прибудет в ней ни одного нового названия животных».

В речи, произнесенной при открытии Комитета акклиматизации животных, Рулье развернул целую программу охраны, акклиматизации и одомашнивания полезных животных. В ней предусматривалось улучшение условий обитания животных, искусственное их расселение, а также приручение и полное одомашнивание. При этом Рулье предвидел возможность появления у одомашненных животных новых полезных свойств. Акклиматизацию Рулье рассматривал как «конечную цель власти человека на полезное и дикое животное».