Цели:

1) познакомить детей с новой величиной, формировать представление о единицах времени: час, минута4
2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
4) воспитывать интерес к уроку математики, научить ценить время.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, репродуктивные.

Оборудование : модель часов у каждого уч-ся, Знайка, Математик, будильник, секундомер, песочные часы, электронные часы, механические часы, лист с загадкой.

Ход урока

I Организационный момент.

– Встанем все. Успокоимся. Тихо садимся.
– Сегодня у нас на уроке гости, которые пришли посмотреть, как вы умеете решать задачи и примеры.

II Сообщение темы урока.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!

– Тема нашего урока зашифрована. Посмотрите внимательно на доску.

На доске ряд чисел, под каждым числом буква. Чтобы узнать тему нашего урока, надо расположить числа в порядке возрастания (т.е от самого маленького до самого большого числа).

– Молодцы! Тема нашего урока “Час. Минута.” (Вывешиваю тему на доске.)

III Устный счет.

– В начале урока посчитаем устно.
– К доске идут 2 уч-ся, решают примеры вида:

7 = 27
+9 = 59
35 – = 30
77 – = 70
49 + 1 =
89 + 1 =

– Пока ребята работают у доски, мы решим устно задачи и примеры:

– Первое слагаемое 10, второе – 8.Чему равна сумма?
– Уменьшаемое 77, вычитаемое 7. Чему равна разность?
– Я задумала число, если из него вычесть 1,получится 99.Какое число я задумала? (100)
– Я задумала число, если к нему прибавить 60,получится 63.Какое число я задумала? (3)
– В числе 100 ск-ко дес? ед? (10 дес.0 ед.)
– В числе 84, ск-ко дес, ед? 45? 39?
– В числе 5дес.6ед.? Что это за число? 7д.1ед? 2д. 8ед.

2) Игра “Молчанка”.

– Молодцы! А теперь задачи:

3) Дядя Федор написал маме с папой в Крым 15 писем, а в Простоквашино на 5 писем больше. Сколько писем написал Дядя Федор в Простоквашино? (20)

– Как узнали?
– Курочка Ряба за год снесла 100 простых яиц, а золотых на 20 яиц меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба? (80) –
– Молодцы! Справились с заданием. А теперь проверим уч-ся, которые работали у доски.

IV Работа над темой урока.

– Посмотрите, Знайка Математик снова у нас в гостях. – Что это он нам принес? (Будильник.)
– И еще какой-то листок с записью. Давайте послушаем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, каждый час.

У. О чем здесь идет речь?

Д. О стрелках часов.

У. Что за коротышка бегает по кругу?

Д. Часовая стрелка.

У. Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее?

Д. Минутная стрелка.

У. Как двигается часовая стрелка?

Д. от одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки.

У. А что происходит с минутной стрелкой?

У. Как движется она?

Д. От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.

У. Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте.

Д. (5 мин да5 мин – будет 10 минут, 10 мин да 5 мин – будет 15 мин, да еще 5 мин – будет 20 мин…..), пройдет 60 мин.

У. Расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки называют….

Д. Минута.

У. А весь круг, который она проходит….

Д. Час.

У. Так сколько в часе минут? (60)

(Вывешиваю на доску плакат: 1ч. 60мин.)

У. Посмотрите, как улыбается Знайка Математик. (вывешиваю рисунок). Он хочет сказать, что вы молодцы. Сами разобрались в новой теме.

У. Проверьте себя, прочитав &учебника, на с.27, откройте его.

У. Сколько в 1ч минут?

У. Как движется часовая стрелка?

У. Как движется минутная стрелка?

V Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы ножками потопаем,
Мы ручками похлопаем,

Покачаем головой тик-так, тик-так,
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Садимся на места!

У. А сейчас мы открываем тетрадь, сегодня 2 октября, классная работа, записываем тему урока.

У. А теперь приготовили модели часов.

– Какое время показывают часы, если часовая стрелка указывает на число 9, а минутная стрелка – на число 12? (Показ.)
– На часах ровно 12 часов (11 часов,6 часов), а как будут расположены стрелки через час?

У. Ребята, что это у меня в руке? (Секундомер.)

У. Чтобы вы получили конкретное представление о длительности одной минуты, вы по моему сигналу должны начать и закончить писать подряд числа, начиная с единицы.

По истечении минуты учитель выясняет, кто и сколько успел записать чисел.

У. А сейчас посчитайте числа, начиная от 21, проговаривая шепотом двузначные числа – 21, 22…

У. Делает вывод: за 1 мин. Можно прочитать 60–70 слов, назвать числа от 21 до 81, решить 15–20 примеров.

Минута – это совсем не маленькая единица времени, если ее использовать разумно.

У. А как вы понимаете смысл этой пословицы:

“Минута час бережет”.

У. На с. 27 устно решим N 2.

У. А сейчас поработаем над задачами, с.27 N 4.

У. Прочитайте внимательно задачу. Куда были куплены билеты? Какие два главных слова мы с вами выделим для решения этой задачи?

Д. Кино и театр.

У. Знаем ли мы, сколько билетов было куплено в кино?

Д. Да. 7.

У. Знаем ли мы, сколько билетов было куплено в театр?

Д. Да. 5.

У. Знаем ли мы сколько всего купили билетов?

Д. Нет.

У. Краткая запись закончена? Чего не хватает?

Д. Фигурной скобки и знака вопроса.

У. Решим задачу у доски.

7 + 5 = 12 (б.)

Ответ: 12 билетов.

Проверка:

– Что обозначает число 7? (Билеты, купленные в кино.)
– Что обозначает число 5? (билеты, купленные в театр.)
– Что обозначает число 12? (Всего билетов.)

У. Как узнал, сколько всего купили билетов?

Д. Я к 7+5.

У. Молодец! Оцениваю.

У. Составьте обратную задачу.

Д. Купили 12 билетов. Из них 7 билетов в кино, а остальные в театр. Сколько билетов купили в театр?

У. Показывает кр. запись у доски к задаче, а дети ему помогают.

У. Решение записывает 2 ученик, а дети записывают решение в тетради.

12 – 7 = 5(б.)

Ответ: 5 билетов купили в театр.

Проверка:

– Что обозначает число 12? (Всего куплено билетов.)
– Что обозначает число 7? (Билеты, купленные в кино.)
– Что обозначает число 5? (Билеты, купленные в театр.)

У. Как узнал(а)?

Д. Из 12 вычла(ел) 7 и получилось 5.

У. Молодец! Оцениваю.

У. 2 обратную задачу вы составите дома и ее решите.

VI Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

(Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

(Бег на месте.)

Если их не заведут,
То они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.

VII Закрепление пройденного.

У. Ребята, часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время. Раньше время определяли по солнцу и назывались солнечные часы, позднее египтяне изобрели водяные часы, потом песочные, которые до сих пор используют в медицине для определения промежутка времени, отведенного на ту или иную процедуру. В настоящее время существуют часы разных видов – от механических до электронных.

У. Сейчас будет задание такое, 1 ряд решает примеры по песочным часам, 2 ряд по электронным, 3 ряд по механическим. Посмотрим, какой ряд быстрее справится с заданием.

– Решайте.
– Когда примеры ученики решили, проверяем.
– Давайте проверим.
– 3 уч-ся у доски подписывают ответы над заранее написанными учителем примерами.
– Если в примерах допущены ошибки, исправляем их.
– Молодцы! Справились и с этим заданием.

VIII Итог.

– А сейчас мы подведем итог нашего урока.

У. Что мы сегодня делали на уроке?

Д. Мы решали задачи и примеры, познакомились с единицами времени.

У. Задачи какого вида мы решали?

Д. Обратные задачи

У. С какими единицами времени вы сегодня познакомились? (Час. минута.)

У. Почему называется минута? (Потому что проходит расстояние от одной мал. черточки до другой.)

У. Почему час? (Потому что она проходит весь круг.)

У. Ваши ответы показали, что урок вами усвоен не плохо и достиг своей цели.

IX Выставление оценок.

– Кому во время урока поставила оценки, в перемену я их выставлю вам в дневник.
– Спасибо за урок.

X Домашнее задание.

– С.27, N4(3); N3 (1, 2, 3).

XI Организационное завершение урока.

– А сейчас встанем все. Урок окончен.

1. Вступительное слово.

Загадки о времени.

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

2. Практическая работа с часами.

Что нам помогает узнавать время? (часы)

Какие вы знаете часы? (карманные, настенныеи т. д.)

Определите, сколько времени на модели часов?

Упражнение в определении времени .

Какие промежутки времени вы знаете?

(Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

Умеете ли вы правильно рассчитывать время?

Сколько минут занимает дорога от дома до школы?

От чего зависит это время?(от скорости и расстояния)

Сколько минут потребуется, чтобы сложить вещи в портфель? Приготовиться к уроку математики?

(соревнование на время)

Какой ряд быстрее построится в линейку?

Прочитайте пословицу: « Время не деньги, потеряешь – не найдёшь» Когда так говорят?

3.Работа по составлению режима дня

Отгадываем загадки и записываем первую букву

из отгадки:

1) Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска.)

2) Исполнитель песни «Улыбка». (Енот)

3) Завязал глаза я Юрке –

Мы играем с братом в (жмурки.)

4) Птичка - невеличка носиком нырнёт,

Хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. (Игла.)

5) Гладко. Душисто. Моет чисто. (Мыло.)

6) Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.(Душ.)

7) Всю жизнь ходят рядом, а обогнать друг

друга не могут. (Ноги.)

8) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

Что получилось? РЕЖИМ ДНЯ

А что это такое? Распорядок жизни на день.

Как вы понимаете эту пословицу?

ПОРЯДОК ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ

Когда особенно важно соблюдать порядок?

Особенно важно соблюдение порядка для спортсменов, космонавтов, школьников, чтобы расти

здоровыми.

Как вы выполняете режим дня?

Стихи о человеке и его часах

С. Баруздин

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк!

Физкультминутка

Бьют часы на старой башне:

Тик – так, тик – так.

А стенные побыстрее:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные стучат:

Тик – так, тик – так, тик –так.

Представьте, что на земле исчезли все часы.

Что тогда произойдёт?

А как мы бережём время?

Сколько минут продолжается урок? Перемена?

Сколько минут мы практически используем для работы?

Примеры потери времени и причины этого.

Коллективное обсуждение(опоздания, разговоры на уроке,которые отвлекают других, долго готовимся к уроку

и т. д.)

А что мы должны успеть сделать в перемену?

Стихотворение Б. Заходера « Перемена»

Читают дети.

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

5 минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена.

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за 5 минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил 3 подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому –то сдачи;

Попросил списать задачи-

Словом, сделал всё, что мог!

Ну а тут опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

«- Ничего, - вздыхает Вова,-

На уроке отдохнём…»

Что можно успеть сделать за 1 минуту?

Повернитесь к часам и проговорите скороговорку:

На пригорке возле горки

Стоят 33 Егорки:

1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка …

Физкультминутка (релаксация)

За 1 минуту мы можем отправиться на берег реки загорать.

Положили голову на руки, закрыли глаза, Наслаждаемся

тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут

кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь,

подуй на неё.

Реши задачи за 1 минуту.

1. 2 сардельки варятся 6 минут. Сколько минут варится 1 сарделька?

Как вы понимаете пословицу: Упустишь минуту-

Потеряешь час?

Наказ:

  1. Время идёт только вперёд.
  2. Выполняй режим дня.
  3. Вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки.
  4. Никуда и никогда не опаздывай, береги время других.
  5. Нельзя опаздывать на уроки, чтобы не отвлекать от работы учителя и учеников.
  6. Приходите в гости в назначенное время.
  7. Учись ценить своё время и время родителей.
  8. Время необходимо людям. Его не вернуть, поэтому и надо его ценить.

Как понимаете пословицу: Время дороже золота?

Л.Н. Толстой писал: «Имей цель для жизни, цель для известного времени, цель для года,

для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»

Вопрос: Есть ли у вас цель? Чего вам не хватает для ее достижения?

Предоставляется слово всем учащимся. Все чего не хватает для достижения цели, выписывается на доске

Терпения Времени Знаний Усидчивости Силы воли

Учитель: Да, чаще всего, почему-то нам не хватает времени. Именно поэтому мы и поговорим сегодня о времени и о том, как оно дорого для любого человека.

Один мудрец сказал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».

Вопрос: Сколько же лет должен жить человек?

Все учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: Ученые утверждают, что в среднем продолжительность жизни человека составляет не менее 100 лет.

Вопрос: Почему же продолжительность жизни человека в 2 – 3 раза меньше?

Все учащиеся высказывают свое мнение. Причины, перечисленные учащимися, фиксируются на доске

Здоровье Неудачи Выбор профессии, связанный с риском для здоровья Разочарования

Вредные привычки

Учитель: Действительно, причин очень много. Одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все достигают в ней мастерства. Отсюда неудовлетворенность трудом, различные заболевания.

Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь многого. Однако даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь. Примером умения мобилизовать свои внутренние резервы является жизнь профессора А.А.Любищева. Он за свои 56 лет совершил много открытий в сфере зоологии, генетики, философии.

Однако немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут, как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Не случайно римский философ Сенека заметил: «Пока мы собираемся жить; жизнь проходит».

Задание: Назовите главную причину, по которой теряется драгоценное время.

Выписываются на доску причины потери времени:

Неорганизованность Излишняя суета Неумение планировать свой труд Неправильное построение своей жизни

Учитель: Научиться беречь свое и чужое время надо уже сейчас, учась в школе. Это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни. Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. И скорее уже нужно говорить: время дороже денег, а не американское «время – деньги». Впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь, а потерянные деньги можно заработать.

Классный час на тему:

«Минута час бережет».

Задачи:

1.Учить беречь свое и чужое время.

2.Приучить детей правильному и целесообразному

распределению своего времени.

3. Углубить знания учащихся о необходимости рационального

использования своего времени.

(Выходят два ученика.)

Ученик 1 : Ведут часы секундам счёт.

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Ученик 2 : Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам,

Будить по десять раз.

Ученик 3 : И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать

Ученик 4 : Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть

Ученик 5 : С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Ученик 6 : Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк!»

(На доске пословицы и поговорки):

Самая большая трата – трата времени.

Время дороже денег.

Время всему научит.

Время губить – не воротить.

Всему свое время.

Где труд - там и счастье.

Время за нами, время перед нами, а при нас его нет.

Учитель : Ребята, сегодня мы будем

говорить о времени. Выясним, насколько важно беречь время, уметь его распределять.

Как вы думаете, какой смысл в пословице:

«Знай минутам цену, а секундам счет»? (Учащиеся высказываются).

Вывод: ВРЕМЯ НУЖНО БЕРЕЧЬ.

Учитель : Говорят, что время бежит как вода. Как вы думаете, ребята, откуда пошло такое выражение?

А говорят так потому, что

раньше были водяные часы. Они были устроены в виде двух

сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло

воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были

устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался

песок в нижний.

Ученик : В старину на морских судах использовались часы,

которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов,

через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени –

«отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и

электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда

старинное выражение «битый час».

Учитель : Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может

достичь. Давайте послушаем, что говорили о времени известные

люди.

«Хорошее употребление времени делает время еще более

драгоценным».

(Ж. –Ж Руссо)

· «Кто не умеет с толком употреблять своё время, тот первым

жалуется на его нехватку». (Ж. Лабрюйер)

«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять

его хорошо».

(И. Гёте)

Учитель : Я надеюсь, что эти высказывания заставляют нас по

новому отнестись ко времени. Работа часов ни на секунду не

прекращается, время течёт непрерывно. Давайте минуту послушаем

минуту (включает секундомер). Видите, как она длинна! А что же

можно сделать за 60 секунд.

(Ребята приводят примеры).

Учитель : Ребята, я хочу вам предложить правила, которые вам помогут быстрее и лучше справиться с любой работой, рационально использовать каждую минутку.

Правила успешности

(раздаются каждому ребёнку)

1. Настраивайте себя на работу

2. Подготовьте своё рабочее место

3. Установите определённый порядок работы

4. К работе приступайте сразу

5. Относитесь к ней с большей ответственностью

6. Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления

7. Чередуйте различные виды деятельности

8. Предупредите или устраните в работе возможные помехи

9. Не делайте частых перерывов в умственной работе

10. Работайте ежедневно, систематически, но

не допускайте переутомления

11. Умело организуйте отдых в процессе работы.

Ученик : Если человек воспитанный и умный, он знает, как нужно беречь

свое и чужое время. Потому что ему в жизни многое нужно успеть.

И такой человек все рассчитывает по минутам. О таком человеке

говорят, что он точен и пунктуален. Он всегда выполняет свои

обещания, никогда никуда не опаздывает.

Ученик : Берегите свое время.

Берегите чужое время. Будьте точны и организованны, аккуратны и

дисциплинированны!

Учитель : Мы будем рады, если наша беседа

заставит кого-то по-новому взглянуть на своё и чужое

Форма проведения : устный журнал.

Ход мероприятия

Ведущий: Открываем наш классный час «Минута час бережёт».

Первая страничка озаглавлена «Цена Минутки». Ценность времени сейчас значительно возросла, т. к. увеличился поток информации.

Американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня всё чаще приходится слышать: «Время дороже денег». В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утёкшее, впустую потраченное время уже не воротишь.

(Выходят два ученика.)

Ученик 1: Ведут часы секундам счёт.

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Ученик 2: Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам,

Будить по десять раз.

Ученик 3: И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать

Ученик 4: Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть

Ученик 5: С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книги не забывай!

Ученик 6: Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк!»

Ведущий: Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами.

Ученик 7: Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что раньше были водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний.

Ученик 8: В старину на морских судах использовались часы. Которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».

Ведущий: Время нельзя убивать, т. е. проводить его без пользы. Важно выбирать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Давайте послушаем, что говорили о времени известные люди.

· «Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо».

· «Кто не умеет с толком употреблять своё время, тот первым жалуется на его нехватку». (Ж. Лабрюйер)

· «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным».

(Ж. –Ж Руссо)

· «Порядок освобождает мысли». (Р. Декарт)

· «Небрежный человек всё делает вдвойне». (А. Суворов)

· «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». (Н. Введенский)

Ведущий: Я надеюсь, что эти высказывания заставляют нас по новому отнестись ко времени. Работа часов ни на секунду не прекращается, время течёт непрерывно. Давайте минуту послушаем минуту (включает секундомер). Видите, как она длинна! А что же можно сделать за 60 секунд.

(Ребята приводят примеры).

Ведущий: Следующая страничка называется так: «Кто у Егорки время украл?»

Ученик 9: Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Ученик 10: Бывают у него застои.

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Ученик 11: Пусть равномерно промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Сценка «Про Егорку»

(Участвуют четыре девочки и мальчик.)

Мальчик . Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

Девочка 1 . Плачет наш Егорка горько…

Девочка 2 . Недоволен наш Егорка:

«Чтоб уроки сделать,

Дня не хватает у меня!»

Девочка 3 . Был бы день, хотя б с неделю…

Мальчик . Вот тогда б другое дело!

Не смеялись бы друзья.

Сам тогда б всё делал я.

Девочка 4 . Пол подмёл…

Девочка 1 . Помыл посуду…

Мальчик . Сам бы я кровать стелил…

Девочка 3 . Кофе пил – не обжигался…

Девочка 4 . Из-за спешки, например,

Не решал сто раз примеры.

Мальчик. Покатался б я на горке…

Девочка 1 . Хорошо б жилось Егорке…

Мальчик. Ну хотя б на час

Был длиннее день у нас.

Девочка 2 . Рассмотрел бы все картинки…

Девочка 3 . Надевал бы сам ботинки…

Мальчик. Шнуровал бы тоже я,

А не бабушка моя.

Мне не трудно, я могу,

Только время берегу.

Ну, хотя бы на минутку

Подлиннее были сутки,

Я бы стал не хуже вас,

Не опаздывал бы в класс. (Ложится на диванчик.)

Девочка 4 . С тем согласны мы без спора:

Не хватает дня Егору!

Девочка 1 . Не закончил столько дел!

Девочка 2 . Но куда ж он время дел?

Девочка 3 . Вот смотри, Егор проснулся…

(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)

Девочка 1 . Полчаса найти не мог

Затерявшийся носок.

Мальчик . Никогда их вместе нет!

Девочка 2 . Не кладёт носки он вместе.

Девочка 3 . Наконец нашёл носок.

Мальчик . Где ж ремень?

Девочка 4. В поисках он сбился с ног.

Девочка 1. Наш Егор искал тетрадки…

Девочка 2. Поиграл портфель с ним в прятки…

Девочка 3. А какая тут игра,

Если в класс бежать пора?

(Егорка убегает.)

Девочка 4. Вот, схватив подмышку книжку,

Наш Егор бежит вприпрыжку.

Девочка 1. Вдруг – назад…

(Егорка возвращается.)

Мальчик (плача).

Пенал не взя-а-ал…

Снова в школу опоздал…

(Егорка уходит.)

Девочка 2. Пусть ревет Егорка горько…

Девочка 3. Нам не жаль его ни сколько…

Девочка 4. Не ходил к Егору вор.

Девочки (вместе).

Время сам украл Егор!

Ведущий. А вы, ребята, сами умеете ценить время? Кто из вас сможет объяснить выражение «Время – наше богатство»?

(Дети объясняют.)

Ведущий. А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют такие созданные ими поговорки и пословицы.

(Группа детей перечисляет пословицы о времени.)

· Упустишь минуту – потеряешь час.

· Время – казна для знающего ему цену

· Делу время – потехе час.

· Потерянную вещь можно найти, а потерянное время – никогда.

· Время ушло – счастье ушло.

· Минута час бережёт.

· Порядок бережёт время.

· Начиная дело, о конце помышляй.

Ведущий. А кто из вас знает другие пословицы и поговорки о времени?

(Ребята называют их.)

Ведущий. В сутках, как известно, 24 часа. Из них 8 часов – на сон, еще 8 (с дорогой туда и обратно) – на школу. Остаётся 8 часов. Много ли за это время можно успеть? Много. За эти 480 минут вы успеете выучить уроки, погулять, почитать книгу, посмотреть немного телевизор. Вы успеете все, если захотите. А как же можно экономить время? Давайте ознакомимся со способами экономии времени.

Ученик 12. Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.

Ученик 13. Готовьтесь к утру с вечера. Самое не благодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть рубашку или блузку. Привыкайте накануне готовить всё, что может понадобиться утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать завтрашний день.

Ученик 14. Масса времени уходит на поиск вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть своё место.

Ученик 15. Не теряйте время на длительные, пустые разговоры по телефону, с глазу на глаз или в компании. Особенно в то время, которое предназначено для выполнения домашних заданий. Сами посудите: только вы сосредоточитесь, чтобы обдумать задачу или тему сочинения, как вдруг телефонный звонок, 15 минут проговорили. Теперь необходимо всё начинать с нуля. Проще всего предупредить знакомых: «Звоните после 8 часов вечера, а до этого я буду занят».

Ученик 16. Заниматься 5-6 часов без перерыва вредно и малоэффективно. Через час полтора устраивайте себе переменки. Но отдыхать старайтесь, не валяясь на диване, а двигаясь. Сходите в булочную, вытрите пыль, помойте посуду, подметите пол. Сделайте несколько упражнений для исправления осанки или просто потанцуйте под ритмичную, но не очень громкую музыку.

Ученик 17. Вы, слышали, конечно, такое выражение «Точность – вежливость королей». Это означает, что мы должны всегда приходить вовремя в школу, институт, на работу, в гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать своё.

Ведущий. Способов экономить время гораздо больше. Но даже те, Которые предложили ребята, помогут сэкономить в день час или полтора. Вот вам и свободное время для прогулки, рукоделия или чтения. Очень жаль, если вы будите убивать эти сэкономленные минуты и часы, уставившись в экран телевизора. 480 минут – это много, если, конечно, не растрачивать их попусту. Учитесь экономить время: не залёживайтесь поутру в постели, с вечера готовьте всё, что понадобиться вам утром, отведите каждой вещи своё постоянное место, не ведите бесконечных телефонных разговоров и отдыхайте активно. В этом случае вы заметите, что сутки станут гораздо длиннее.

Откроем следующую страницу классного часа «Сегодня у нас в гостях». Мы пригласили школьного врача для того, чтобы ещё раз напомнить нам о режиме дня школьника.

(Рассказ школьного врача.)

Ведущий. Спасибо за интересный и полезный рассказ. Будем надеяться, что ребята внимательно выслушали вас и сделали для себя выводы.

Откроем последнюю страничку нашего классного часа – «Организация труда».

Ученик 18. Мудрец сказал: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. Если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь». Во всех странах и во все времена стоял вопрос: «Как быстрее и лучше обучить человека профессии?» Для этого человек должен правильно выбирать профессию, учитывая свои способности, научиться ценить время, правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку, если он хочет добиться успеха в труде, поможет правильная организация труда. Она предусматривает прежде всего правильное использование времени, умение ценить каждую минуту. Известно что, чем меньше времени и труда затрачивается на производство какой-либо вещи, тем она дешевле. Чтобы учебный труд, любая работа были успешными и не утомительными, необходимо выполнять следующие правила.

Правила успешности

(раздаются каждому ребёнку)

1. Настраивайте себя на работу

2. Подготовьте своё рабочее место

3. Установите определённый порядок работы

4. К работе приступайте сразу

5. Относитесь к ней с большей ответственностью

6. Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления

7. Чередуйте различные виды деятельности

8. Предупредите или устраните в работе возможные помехи

9. Не делайте частых перерывов в умственной работе

10. Работайте ежедневно, систематически, но не допускайте переутомления

11. Умело организуйте отдых в процессе работы

Ученик 19. Выполнение этих не сложных правил поможет вам, ребята, разумно расходовать своё время. избежать перегрузок и, в конечном счете, повысит вашу успеваемость.

Ведущий. Наш устный журнал закончен, но часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие мальчики и девочки откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, серо, тускло. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А ведь виноваты лишь они сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они его не ценили, не экономили, не сумели толком употребить его, правильно организовать свою жизнь. Мы будем рады, если наш устный журнал заставит кого-то по-новому взглянуть на своё чуждое время.


Шахсуварян Анаит Мхитаровна