Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №6

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

Ход занятия:

Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.

Воспитатель:

    Что это? (Это буквы)

    А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)

    Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы )

    Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной - синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)

Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический» . «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички .

Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…)

Письмо Пиши-Читая .

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена . Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички , нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».

Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют! Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички ! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички .

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)

Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Физкультминутка .

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)

Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.

Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения ). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками .

Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).

А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» - м, получается дом, «ма» - к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)

Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.

Игра «Хитрый гласный звук»

Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].

Игра «Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Игра “Волшебный мешочек”

Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

Физкультминутка

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

Игра " Подскажи звук "

Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

Перед нами - «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр - получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам .

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)

Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)

Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.

Цели занятия.

  • Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;
  • Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  • Активизировать словарь;
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове;
  • Развитие познавательной сферы;
  • Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
  • Материалы и оборудование:

  • Изображения синего и зелёного грузовиков;
  • Картонный поезд;
  • Разноцветные плоскостные корзинки – карманы;
  • Демонстрационная таблица, «Какой? Какая? Какое?»;
  • «Буквенный конструктор»;
  • Набор предметных картинок;
  • Два разноцветных замка;
  • Папка «Разноцветные корзинки»;
  • Магнитная доска, 2 фланелеграфа;
  • Магнитофон, магнитофонная запись: «Голубой вагон».
  • Дети и воспитатель входят в зал.

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну звуков. А какие бывают звуки?

    Дети: Гласные и согласные.

    Воспитатель: В этой стране звуки живут в двух замках.

    Воспитатель подводит детей к доске с замками

    Воспитатель : Ребята, какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на красный замок

    Дети: Гласные звуки.

    Воспитатель:

    Дети: Потому что мы обозначаем их красным квадратом.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке открыта?

    Дети: Потому что гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград.

    Воспитатель: Ребята, а какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на сине-зеленый замок

    Дети: Согласные звуки

    Воспитатель: А почему они живут в этом замке?

    Дети: Потому что мы обозначаем их, синим и зеленым квадратами.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке закрыта?

    Дети: Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

    Воспитатель: А какие преграды встречает согласный звук, выходя из замка?

    Дети: Губы (П), язык (Н), зубы (С).

    Воспитатель: Ребята, какие согласные мы обозначаем, синим квадратом?

    Дети: Твердые согласные.

    Воспитатель: Какие согласные мы обозначаем, зелёным квадратом?

    Дети: Мягкие согласные.

    Воспитатель: А какой гласный звук смягчает согласные звуки?

    Дети: Гласный звук «И».

    Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, а в зелёном грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с мягких согласных.

    Дети рассаживают пассажиров.

    Воспитатель : А ещё в этой сказочной стране живёт добрая волшебница.

    Входит волшебница под музыку (с папкой в руке), обходит весь зал и встаёт в центре зала.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрая волшебница.

    Волшебница: Здравствуйте дети, здравствуйте гости.

    Дети: Здравствуйте.

    Волшебница: Добро пожаловать в сказочную страну звуков.

    Есть у меня игра для вас:

    Я начну игру сейчас.

    Я начну, а вы кончайте,

    Хором дружно отвечайте!

    Игра «Доскажи словечко»

  • Всех на свете он добрей,
  • Лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота

    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,

    Это доктор…(Айболит).

  • Он плывёт по простыне,
  • Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг,

    Электрический…(Утюг).

  • Золотой и молодой,
  • За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший…(Одуванчик).

  • Буду мастером таким,
  • Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я сделаю…(Игрушки).

  • На лучинке, в бумажке,
  • В шоколадной рубашке,

    В руки просится само.

    Что же это? ... (Эскимо).

  • В лесу под щебет и под свист
  • Стучит лесной телеграфист:

    «Здорово, дрозд-приятель!»-

    и ставит подпись:…(Дятел).

  • В реках Африки живёт
  • Злой зелёный пароход!

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит…(Крокодил).

  • Ходит длинный, пасть с клыками,
  • Ноги кажутся столбами,

    Как гора, огромен он,

    Ты узнал, кто это? ... (Слон).

    Волшебница: Ой, ребята, какие вы молодцы. Как у вас хорошо получилось. Ребята, а я очень люблю играть со звуками, и принесла вам свою игру – вот она.

    Показывает папку на ней написано «Разноцветные корзиночки».

    Воспитатель: Добрая волшебница, ты, наверное, хочешь, чтобы мы тоже поиграли в твою игру. Ребята вам интересно, что это за игра.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте поиграем. А ты волшебница сядь, посиди и посмотри на нас.

    Игра «Разноцветные корзинки».

    Воспитатель: Ребята в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых звук «К» находится в начале слова, в желтую – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в середине слова. А в зелёную – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в конце слова.

    Воспитатель : Молодцы ребята. Звуки образуют слоги, а слоги слова. Слова обозначают предметы (стол, стул), признаки (желтый, большой), действия (прыгать, бегать). А чем слова отличается от слогов?

    Дети: Слова – большие и понятные, а слоги – маленькие и непонятные.

    Воспитатель: Ребята, а слова, как и мы с вами, любят путешествовать. А путешествуют они по своей стране на волшебном поезде.

    Воспитатель подводит детей к стене с поездом.

    Воспитатель: Посмотрите на вагоны поезда, что вы на них видите?

    Дети: Номера, цифры.

    Воспитатель: Эти номера обозначают, то, что в первом вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог. Во втором вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 2 слога; в третьем вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 3 слога.

    Дети рассаживают животных в вагоны.

    Воспитатель: Вагоны у нас все заняты. Все отправились в путешествие. А что же мы стоим? Занимайте места в вагонах мы поедем путешествовать.

    Дети рассаживаются.

    Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде.

    Включает аудиозапись.

    За окном мелькают леса, поля, города,… Но вот поезд остановился у реки. Все выходим из поезда. Ой, какое яркое солнце! Так трудно смотреть. (Закрывает глаза). Давайте попробуем поморгать.

    Дети моргают то одни, то другим глазом.

    Воспитатель: Ребята, как же нам перейти нашу реку.

    Дети: Нужно её переплыть.

    Физкультминутка.

    К речке быстро мы спускались,

    Наклонялись, умывались.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все мы один поплыли.

    Мы похожи на дельфина.

    Дети выполняют соответствующие движения.

    Воспитатель: Ну, вот мы и перебрались через нашу речку. Посмотрите, стоит дерево, а около него сидят зверушки и не знают, что им делать. Давайте поможем им.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель вызывает пятерых детей и раздаёт картинки со зверушками.

    Воспитатель: Птицу, название которой начинается со звука «С» посадить на дерево. Посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука «Д». Посадить под дерево справа птицу, название которой начинается со звука «У». Посадить под дерево слева животное, название которого начинается со звука «К». Закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука «О».

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Молодцы ребята.

    Вбегает ребёнок в платье волшебницы и плачет.

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите еще одна волшебница, но только маленькая.

    Маленькая волшебница: Я не волшебница, я только учусь.

    Воспитатель: Что с тобой случилось?

    Маленькая волшебница: Злой гном превратил звуки в буквы, и у каждой из них отнял один или несколько элементов.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем буквам, найти недостающие элементы. Но сначала вы мне скажите, чем отличаются буквы от звуков?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем.

    Дети восстанавливают буквы.

    Маленькая волшебница: Благодарю вас. Не знаю, что бы я без вас делала. А за то, что вы мне помогли, я дарю вам вот эту игру.

    Даёт воспитателю и уходит.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?». Вывешивает на доску демонстрационную таблицу.

    Воспитатель : Я буду называть, предметы, нарисованные на картинке, а вы скажите каким этот предмет, может быть. Например, сыр, какой? Что вы ответите?

    Дети: Сыр желтый, солёный, вкусный…

    Воспитатель: Молодцы, правильно.

    Игра продолжается.

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте попрощаемся со сказочной страной звуков и с доброй волшебницей. И прочитаем стихи, которые мы для неё подготовили.

    1-й ребёнок:

    Гласные тянутся к песенке звонкой.

    Могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу звать и аукать,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    2-й ребёнок:

    А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

    Даже фыркать и скрипеть,

    Но не хочется им петь.

    3-й ребёнок:

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условном месте стоит,

    И называется всё Алфавит.

    4-й ребёнок:

    Прапрадедовской порой, встали буквы в чёткий строй

    Строй как строй, да не простой он зовётся Азбукой.

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Волшебница: Порадовали вы меня ребята. И я хочу подарить вам подарки.

    Достает большие цветные буквы на тесёмке и одевает каждому ребёнку на шею. И уходит.

    Воспитатель: Вот и закончилось путешествие в сказочную страну звуков. На память у вас останутся цветные буквы, подаренные доброй волшебницей. Вы можете их «оживить» превратив в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Нужно дорисовать глаза, косички, хвостики… Фломастеры и карандаши я разложила на столах в группе.


    Гришкина Вера Александровна

    Марине Бабаджанян
    Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки»

    План-конспект к занятию «Гласные звуки » в

    подготовительной группе по формированию речи

    (Развитие звуковой культуры речи )

    Задачи : Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков ; учить выделять гласный звук в начале , середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ; показать смыслоразличительную роль гласных ; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

    Цель :

    1. Учить детей проводить звуко - буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук . Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.

    2. Закрепить знания детей о гласных .

    3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.

    4. Обогащать и активизировать словарь детей.

    5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.

    Предварительная работа :

    1. Знакомство с гласными ;

    2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные » ;

    3. Совместное чтение с детьми Азбуки;

    4. Игры с буквами.

    Ход ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки , а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы .

    Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.

    Беседа по пройденному материалу.

    Воспитатель : Давайте мы с вами вспомним!

    – Что можно составить из звуков ?

    Дети : Из звуков можно составлять слоги, слова.

    Воспитатель : Что можно составить из слогов?

    Дети : Из слогов можно составлять слова.

    Воспитатель : Что можно составить из слов?

    Дети : Из слов можно составлять предложения.

    Воспитатель : А из предложений?

    Дети : Из предложений можно составлять текст.

    Воспитатель : Звуки бывают разные- гласные и согласные .

    Этот звук всегда поется ,

    Этот звук , как песня, льется.

    Звук , свободно ты лети,

    Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками .

    Воспитатель : Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

    Дети : О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки !

    Определение начального и конечного гласного звука .

    Воспитатель : Назовите гласный :

    а) с которого начинается слово

    аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э) .

    б) которым заканчивается слово…

    игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И) .

    Выделение гласного звука из середины слова .

    Воспитатель : Называйте гласный звук , который находится в середине слова :

    Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э) .

    Воспитатель : А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам .

    Воспитатель : Что вы называли?

    Дети :Называли звуки .

    Воспитатель : Что показывали?

    Дети : Показывали буквы.

    Воспитатель : Перед вами слова, из которых убежали гласные . Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

    – Какие слова получились?

    – Что они обозначают?

    Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

    Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

    – Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

    Дети : Изменится значение слова.

    Деление слов на слоги

    Воспитатель : Ребята, с помощью гласных , мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ) .

    Воспитатель : Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2) , нога(2, машина (3) , улица (3, дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3) .

    Дети делят на слоги предложенные слова.

    Воспитатель : Сколько гласных звуков в этих словах ?

    Дети называют количество гласных в слове .

    Дети :

    Это знает каждый из учеников –

    Сколько в слове гласных , столько и слогов.

    Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков .

    В слове важен гласный звук –

    Это знают все вокруг.

    Он с согласными играет ,

    В слоги их объединяет.

    Слова делим мы на слоги

    По дорожкам дружно ходим!

    Работа на индивидуальных листах.

    Воспитатель : Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные .

    Упражнение "Где стоит нужный звук ?"

    "А" - Автобус, рукА

    "О" - мОст, ОкнО

    "И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

    "Э" - Эхо, поЭт

    "У" - Утка, рУка

    "Ы" - мЫло. столЫ

    Воспитатель :Следующее задание для "внимательных глазок". Зачеркните на карточек гласные звуки , а гласные подчеркните красным карандашом.

    Работа у доски. (Задание на внимание)

    Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.

    Воспитатель : Давайте повторим! Какие звуки называются гласными ?

    Дети :гласные поются , нет преграды при их произношении.

    Воспитатель : Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

    Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.

    Воспитатель : Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

    Дети : Сколько в слове гласных , столько и слогов.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема: Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

    Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К). Буква К. Предложение.

    Интегрируемые образовательные области

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».

    Цель

    Учимся внимательно слушать рассказ. Определять какой звук чаще всего слышится в этом рассказе, через прослушивание с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Закрепить понятие «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их. Познакомить со звуком «К» как звонким и глухим согласным. Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развиваем связную речь, фонематическое восприятие. Формируем интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

    Организационный момент.

    Ребята к нам сегодня пришёл Незнайка. Он собрался идти в школу, а Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

    Основная часть.

    Незнайка просит найти в рассказе звук, который чаще всего встречается. Рассказ называется «Как варить компот?»

    На одном дворе жили кот, коза, курица и кролик. Однажды во двор вошёл кот и закричал:

    Слушайте всё! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

    Ну ка же его варить?

    Принесите каждый всё самое вкусное, остальное - за мной. Вся компания отправилась искать всё самое - самое вкусное, а кот тем временем разжёг костёр и повесил над ним котелок с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять кукурузных зёрнышек. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузы, колбасу, клевер в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик.

    Готово! Кушайте на здоровье.

    Попробовали друзья, плюются:

    Компот называется! Сам ешь!

    Почему так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.

    Молодцы! Справились с заданием.

    Ребята, Незнайка просит подсказать, где живет звук «К» в слове кот, окно, колесо, сок, каток, лук, окунь, коза, хвостик.

    Ребята, давайте напомним Незнайке, какие бывают звуки (гласные и согласные).

    Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А какие согласные вы уже знаете? Почему эти звуки называют согласными? (звуки произносятся с препятствием). - А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопайте в ладоши, а согласный звук - топните ногами.

    Молодцы! Ребята надо объяснить Незнайке что звук «К» бывает твердым, бывает мягким.

    Назовите картинку, в названии которой первый звук «К» (кот).

    Назовите картинку, в названии которой первый звук «Кь» (кит).

    Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах? (Нет, в слове кот звук «К» , а в слове кит - звук «Кь». Найдите ещё картинки в которых звук «К» слышится мягко, а в которых твердо. В каких случаях согласные произносятся как твердые, а в каких - как мягкие? (Если после них пишутся гласные А, О, У, Ы, Э, то они произносятся как твердые согласные, а если гласные Я, Ю, Е, Ё, И, то они произносятся как мягкие согласные).

    Физминутка - «Игра кузнечики»

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики,

    Прыг - скок, прыг - скок,

    Сели, травушку покушали,

    Тишину послушали.

    Тише, тише, высоко,

    Прыгай на носках легко.

    А теперь нам надо помочь Незнайке определить количество слов в названии картинок и расселить их в свои домики. В домике с одним окошком поселятся картинки, в названии которых один слог, в домике с двумя окнами - картинки с двумя слогами, а картинки с тремя слогами в названии поселятся в домике с тремя окнами.

    А еще ребята Знайка попросил объяснить Незнайке как можно составить предложение со словом Никита. Ваше предложения.

    Молодцы! А сейчас разберём предложение (Никита очень хороший мальчик) и запишим его в виде схемы (четыре прямоугольника).

    Сколько слов в предложении?

    Какое первое слово, какое второе, какое третье, какое четвертое?

    Составьте на столе слово «Никита».

    Какой первый слог в слове «Никита».

    Какой второй, какой третий?

    Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко?

    Документы для скачивания:

    Правильно, Ж.

    Введение в тему занятия

    И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

    путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

    буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

    конечно, игры.

    Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

    произносится звук Ж.

    2. Характеристика звука Ж

    Давайте произнесем звук Ж.

    - Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

    Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

    Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

    Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

    Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

    Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

    3. Игра «Страна жужжандия».

    В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

    стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

    Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

    Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

    Аналогично с другими гласными звуками.

    А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

    Звуковой анализ слова ЖУК.

    Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    У-ГЛАСНЫЙ

    К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

    Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    - Нет, мы видим и пишем буквы.

    - Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

    Артикуляционная гимнастика.

    Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

    Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

    4. Упражнение на развитие внимания.

    Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

    Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

    по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

    в начале, в середине или в конце слова?

    Физминутка.

    Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

    жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

    флаг – флажок шаг - шажок

    снег – снежок пирог - пирожок

    берег – бережок круг - кружок

    друг – дружок утюг - утюжок

    сапог – сапожок творог - творожок

    5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

    Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

    6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

    оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

    Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

    (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

    самостоятельно на своих местах).

    Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

    Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

    - шапка, жираф, кошка;

    - сапоги, плащ, подснежник;

    - журавль, мышонок, букашка;

    - ручьи, грачи, медвежата.

    Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

    10. Итог занятия.

    Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

    - Чем мы сегодня занимались?

    - Что вам больше всего понравилось?

    - А в чем были трудности?