Воробей – это небольшая птичка семейства воробьиных. Воробьи являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.

Описание воробья

Воробей узнаваем по внешнему виду и за его характерное чириканье. Цвет оперения в верхней части коричнево-бурый с вкраплением черных перьев. На голове возле ушей и брюшко светло-серого оттенка. У воробьев маленький короткий хвост и достаточно мощный клюв. В среднем длина тельца воробья составляет около 16 см, вес крошечный – от 25 до 35 гр., а размах крыльев до 27 см.

Как отличить самца воробья от самки?

Самца воробья от самки можно отличить по характерному черному пятну, которое охватывает подбородок, горло и верхнюю часть грудки. Голова самца также имеет темно-серый цвет. Самка воробья меньше по размеру, голова и горло имеют серый цвет, а над глазами расположены серо-желтые полоски, очень бледные, практически незаметные.

Где обитают воробьи?

Встретить воробьев можно практически везде. Они массово заселяют центры городов, поселков. Ареал обитания широк, воробей встречается от Западной Европы до Охотского моря, в Восточной и Центральной Азии. Распространен он даже на территории Сибири.

Особенности образа жизни и поведения воробьев

Воробьи ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Выращенное потомство остается рядом с родителями, таким образом воробьи образуют большие стаи. Этому способствует высокая плодовитость воробья, обилие корма благодаря близости человеческих поселений.

Орнитологи, наблюдая за воробьями, выяснили, что пару эти птички создают практически на всю жизнь. Продолжительность жизни у воробьев составляет в среднем до 5лет. Но встречались экземпляры пернатых, возраст которых был около 11 лет. Небольшая продолжительность жизни воробьев связана с тем, что молодняк зачастую гибнет в первую же зиму.

Гнездятся воробьи практически везде, куда можно поместить гнездо. Это и карнизы балконов, скворечники, пустоты деревянных или каменных строений, иногда трубы и даже кучи мусора. В наших краях пары формируются к концу зимы. В это время воробьи (самцы) оживленные, громко чирикают, токуют и даже иногда дерутся.

Размножение воробьев

Самец и самка воробья вместе строят гнездо. Как правило, это грубое сооружение из перышек, соломы, сухой травы, с маленьким углубление в центре. Строительство гнезда начинается в марте, а в апреле птички приступают к откладке яиц. За сезон самка может отложить до 5 кладок. В кладке обычно до 7 белых с темными крапинками яиц. Инкубационный период высиживания яиц длится около двух недель. Птенчики вылупляются слабо опушенные, практически голые. Выкармливание потомства занимает примерно от 14 до 17 дней, кормят птенцов оба родителя преимущественно насекомыми.

Примерно на 10й день птенцы пробуют летать. Через пару дней в конце мая – начале июня они покидают гнезда. К концу осени воробьи опять оживляются, громко чирикают и ухаживают за самками.

Начинается строительство гнезд. В этих гнездах птенцов не будет до весны, а подготовленное таким образом место зимой будет служить воробьям защитой от осенних дождей и зимних морозов.

Раиса Ефимова

ЦЕЛЬ РАБОТЫ : расширить и углубить знания детей о домовых воробьях .

ЗАДАЧИ :

1. Познакомить

С историей происхождения домового воробья ;

С присущими ему особенностями;

С образом жизни;

С особенностями внешнего строения;

2. Развивать наблюдательность.

3. Развивать любознательность.

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, бережное отношение к природе.

1. История происхождения домового воробья .

Сегодня трудно себе представить, что домовый воробей не жил

вблизи людей. Когда - то воробьи селились в сухих районах и гнездились

на скалах и в боярышнике. Близ людских поселений стал появляться только

в восьмом веке до нашей эры. Тогда он стал клевать рассыпанное зерно и

сменил места гнездований на скалах и в чащах на крыши домов и другие

места, созданные людьми. С ростом урожайности зерновых росла и

численность воробьев . В 18 веке домовые воробьи расселились по всей

территории Центральной Европы. С середины 19 века они

распространились в большей части регионов Северной и Южной Америки,

на юге Африки, в Новой Зеландии и на многих других островах, где стали

причиной гибели первоначально обитавших в этих местах птиц, которые

питались зерном. В наше время популяция воробьев составляет 500

миллионов особей. - самая многочисленная и наиболее

распространенная птица в мире.

Воробей неприхотлив . Первой его пищей были семена.

ест их и теперь, но кроме этого он привык к корму, который получает

от людей – хлебным крошкам, частичкам овощей. Он склевывает

почки с фруктовых деревьев, а иногда ест и семена зерновых

культур. Распространиться домовому воробью помогло его умение

приспосабливаться к любым условия. Когда лошадей, работавших в

поле, заменили тракторы, воробьи лишились важного источника

питания. Ведь они привыкли выклевывать из конского навоза

непереваренные зерна овса.

Однако скоро они нашли новый источник пищи – стали

выклевывать семена из земли во время сева. В период гнездования

воробьи «отрабатывают» часть нанесенного ущерба : птицам

приносят, не зерно, а мелких насекомых, в основном тлю.


Описание.

Воробьи , род птиц семейства ткачиковых. 18 видов : домовый

воробей , черногрудый воробей , саксаульный воробей , полевой

воробей , пустынный воробей , рыжий воробей .

Внешний вид :

Длина 13 – 15 см, масса 25 – 40 грамм.

Оперение самки менее контрастно,чем самца. Самец отличается от самки

наличием большого черного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и

верхнюю часть груди, а так же темно – серым (а не темно – бурым) верхом

головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо –

желтая полоса.

Привычки : очень дружелюбны.

Звуки : типичные, живые и ритмичные «чик – чирик» .

Период гнездования : апрель – август.

Кладка : 2 – 3 раза в год.

Высиживание : 11 – 14 дней.

Птенцы становятся на крыло через 13 – 15 дней.

Продолжительность жизни : на воле максимум 10 лет.

Размножение.

Место для гнезда воробей выбирает под крышами, в стогах или в грудах веток.

Если воробей не находит подходящего для гнезда места, то устраивает его в

кустах или кронах деревьев, на обрывах или в стенах строений. Воробей очень

дружелюбен, за исключением периода гнездования.

Свою обитель он яростно защищает от других птиц.

Иногда он занимает гнезда городских или береговых ласточек.

Самец не принимает участия в насиживании яиц, зато усилено помогает в

кормлении птенцов, когда те покидают гнездо. Родители приносят детенышам

маленьких насекомых, в основном тлю. Только позже птенцы сами начинают

собирать семена и почки.

Наблюдение за воробьем .

Выражение «воробьиное гнездо » является синонимом беспорядка. В гнездах

этих птиц можно обнаружить различный мусор : кусочки бумаги, лоскутики и

множество перьев.

Воробьи одними из первых научились пробивать клювом крышки на

бутылках с молоком и сливками, чтобы полакомиться этими продуктами.

Это очень любопытная, но в то, же время, осторожная птица.

Воробьи всеядны , но зимой нередко голодают. Зимой день короток, и

бывает его недостаточно, чтобы наесться досыта. Особенно трудно находить

корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться

птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как невозможно добраться до

спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много птиц погибает от

голода, не дожив до весны. Поэтому птиц повсеместно необходимо

подкармливать. Если птицы в каком – то месте находят корм постоянно, то и

летом они будут прилетать сюда и очищать растения от насекомых -

вредителей.

Я не забываю каждый день насыпать корм в птичью кормушку. В

мою птичью столовую прилетают не только воробьи , но синички. Ведь птицы

могут пережить надвигающийся холод, если будут сыты. Птиц надо

подкармливать – они не останутся в долгу!


Литература

Мариниченко О. В., Елкина Н. В. «Учим детей, наблюдать и рассказывать» 2002 г.

Энциклопедия «В мире дикой природы» 2007г.

Сухарев Ю. Ф. «В мире природы» 1998 г.

1. Цели, задачи.

2. История происхождения домового воробья .

3. Питание воробья .

4. Описание.

5. Размножение. Наблюдение.

6. Охрана птиц.

Конспект НОД открытого занятие по физкультуре во второй младшей группе.

Тема: «ВЕСЁЛЫЕ ВОРОБУШКИ»

Цель: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес к занятиям по физической культуре.

Оборудование: гимнастическая скамейка, маска-шапочка воробья, стойки в форме деревьев, ручеек, дорожка.

Ход заняти

I часть

Загадка: Это маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки. (Воробей )

Чик-чирик, чик- чирик

Воробьишка- озорник!

Солнцу теплому так рад.

И приветствует ребят.

Ах, о чем же он поет!

Поиграть собой зовет!

Ребята, давайте поиграем с птичками, превращайтесь в маленьких воробышек, а я буду вашей мамой воробьихой.

Мама воробьиха

Зовет своих детей

«Ко мне, мои воробышки,

Летите поскорей!

Сегодня начинаем

Учится мы летать.

Скорее в круг вставайте

И будем начинать».

Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему залу. (Бег врассыпную под бубен) .

«Воробьиха» просыпается.

Чик-чирик, чик-чирик,

Что за шум? Что за крик?

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь.

Дети становятся в круг, игра повторяется. Воспитатель снова делает вид, будто засыпает, дети разбегаются врассыпную, затем «воробьиха» просыпается.

Задремала я всего на минутку,

Воробышки расшалились не на шутку.

Буду строго я теперь следить за вами,

Чтоб послушными росли вы воробьями.

А сейчас, мои ребятки,

Воробьиная зарядка.

II часть. ОРУ.

  1. «Чистим перышки». И. п. : о. с. Сделать пружинку, наклонить голову вправо, и. п. , то же влево. Доз. 4 раза.
  2. «Расправляем крылышки». И. п. : ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, и. п. , то же с левой. Доз. По 4 раза.
  3. «Умываемся». И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед – характерные движения «умывание», и. п. Доз. 5 раз.
  4. «Найдем зернышко». И. п. : о. с. Присесть, постучать пальцами по полу, и. п. Доз. 4 раза.
  5. «Учимся летать». И. п. : то же. Прыжки на месте со взмахами рук.
  6. «Мы растем». И. п. : ноги вместе, руки внизу. Поднять руки верх, потянуться – вдох, и. п. – выдох.

Основные движения.

Полетим мы стайкой дружной,

Друг за другом встанем дружно.

Построение в колонну по одному.

На дальнюю полянку

Отправимся сейчас.

Там много вкусных зерен

Припасено для вас.

Ходьба в колонне «за мамой воробьихой».

Смотрите, сколько деревьев. Летим друг за другом, чтобы никто не отстал и в лесу не заблудился.

Ходьба змейкой между стойками.

Впереди ручеек, давайте перепрыгнем его. (Прыжки через ручеек.)

Пройдем по узкой дорожке. (Ходьба по дорожке.)

Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку, сколько здесь вкусных зерен. Ой ребята пока мы ходили, ночь наступила, воробьям спать пора.

Проводится игровое упражнение « День- ночь»

Воробышки сидят на веточках.

День: Вот летают птички, птички невелички

Все летаю и летаю крыльями махают На дорожку сели зернышки поели

Клюв, клюв, клюв зернышки поели. Ночь: Воробышки садятся на веточки. Побыли на этой чудесной поляне, поиграли, полетали а теперь возвращаться на пора домой.


Это не одна, а целых четыре игры под одним названием. Две из них - подвижные, пригодятся на детском празднике, а две - сидячие, подходят для дня рождения или для дороги.

Правила подвижной игры «Воробьи и Вороны»

Вариант 1

Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая - «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.

По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» - наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.

Теперь можно начинать игру. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо - роооо - ... НЫ!» или «Воооо - рооооо - ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догониять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо - роооо - ... ТА!», «Вооо - роооо - ... ЖБА!», «Вооо - роооо - ... ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять - трудно.

Посмотреть видео игры «Воробьи и Вороны»:

Вариант 2

Также игра для двух команд, только теперь потребуются два вида разных предметов, например мячики и кубики. Предметы раскладываются по разные стороны от команд. Игроки по командам водящего-взрослого выполняют несложные задания (приседают, наклоняются, поднимают руку или ногу). Водящий может неожиданно произнести слово «воробьи» (тогда все бегут и хватают по мячику) или «вороны (тогда все должны схватить по кубику). За каждый принесённый правильный предмет команда получает по очку. Побеждает та команда, которая по итогам нескольких раундов заработает большее число очков.

Правила сидячей игры «Воробьи и Вороны»

Вариант 1

Участникам объясняется два движения по команде, например, при слове «воробьи» надо поднять правую руку, а при слове «вороны» - развести руки в стороны. Или при слове «воробьи» наклонить голову вправо, а при слове «вороны» - хлопнуть в ладоши. После этого водящий произносит одно из слов: «воробьи» или «вороны». Здесь также водящий хитрит для того, чтобы запутать игроков и произносит последний слог как можно неожиданнее. Те, кто выполнили неправильное движение - выбывают из игры, а остальные продолжают. В следующем этапе можно задать другие движения. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

Вариант 2

Двое игроков садятся друг напротив друга (можно через стол) и протягивают друг другу одну руку. При этом руки не должны соприкасаться. Водящий так же как и в предыдущих вариантах игры случайно называет слова «воробьи» или «вороны». Тот, чьё слово названо, должен успеть схватить противника за руку, а его противник должен успеть её отдёрнуть.

Цели:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме.Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для конструирования – заготовка из коричневого картона в форме птицы, вырезанные из бумаги крылья, глаза; клей, кисточки, подкладные листы, салфетки.

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.

Воробей

Воробей

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье

Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
«Спасибо вам великое».

А сейчас давайте сделаем вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе. Приклейте своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей». После окончания работы предлагается обыграть поделку).