Далёкий Парагвай — страна с прекрасной природой, страна бедная, но, тем не менее, весьма привлекательная для иммигранта, у которого в карманах не пусто. Лёгкость получения ВНЖ и ПМЖ в Парагвае вкупе с приятным климатом притягивает некоторых иммигрантов, которые расценивают эту страну как хороший плацдарм для бизнеса или просто для жизни. Впрочем, про мы уже писали ранее, а сейчас остановимся на некоторых особенностях жизни в этой стране.

Парагвай — наиболее однородная по этносу страна среди всех латиноамериканских государств. Национальные особенности Парагвая объясняются именно тем, что большая часть населения – метисы, в венах которых течет смешанная испано-индейская кровь. Незначительное меньшинство парагвайского населения составляют общины представителей других национальностей и культур. К тому же, как отмечают культурологи, этнические немцы, итальянцы, китайцы сумели органично вписаться в местное общество. Любой житель страны всегда в разговоре охотно подчеркнет свои национальные корни, при этом, однако, гордо именуя себя парагвайцем. Надо заметить, что это важное достижение общества, способствующее объединению страны.

Парагвайская семья – это не только близкие родственники. Семья включает в себя несколько поколений близких и далеких родичей, крестных и даже друзей. Такое сообщество играет важную роль в жизни каждого человека, поскольку влияет на принятие самых важных решений, касающихся создания семьи, рождения и воспитания детей и даже выбора работы. К выбору крестных родителей парагвайцы подходят очень строго, так как желают, чтобы выбранные на эту роль крестные находились как можно выше на социальной лестнице. В будущем они должны будут помогать крестнику и оказывать ему всестороннюю поддержку. Но и соответствующие знаки внимания и почести оказываются им, они становятся полноценными членами семьи и неизменно считаются самыми почетными гостями на праздниках.

Есть и отрицательные моменты проявления семейственности, когда турист обделен вниманием продавца лишь потому, что тот в это время занят беседой с родственником или крестным. Не стоит считать это проявлением черствости и неуважения к иностранцам, для большинства парагвайцев семья – на первом месте. В чужой монастырь, как говорится, да со своим уставом не ходят. Надо понимать, что приверженность семье, семейным ценностям, традициям и обрядам своего народа – это черты, характеризующие истинного парагвайца. Также можно отметить, что большинство парагвайцев весьма религиозны, ха первый взгляд кажется, что роль церкви здесь меньше, чем в соседних странах, исповедующих католичество.

На самом деле парагвайские служители церкви принимают активное участие в мирской жизни прихожан, управляют общинами и даже вершат правосудие по просьбе тех же самых жителей. Кроме католичества, в стране представлены и другие мировые религии, при этом представители разных конфессий толерантно относятся друг к другу и людям иной веры. Около 90% населения — католики, и около 10% — протестанты.

Конечно, особенности жизни в Парагвае в той или иной мере характерны для любой латиноамериканской страны. Если вас интересуют , то не будет лишним с ними ознакомиться, и неважно, собираетесь ли вы в эту страну в качестве иммигранта или же в качестве туриста.

О белом генерале И. Беляеве – лучшем полководце Латинской Америки XX века

О том, что в Испании республиканская армия с участием советников из СССР потерпела поражение от войск генерала Франко, которому помогали гитлеровцы, хорошо известно всем. А вот о том, что примерно в эти же годы в Южной Америке армия Парагвая, которой тоже руководили русские офицеры, наголову разгромила намного превосходившую их по численности и лучше вооруженную армию Боливии под командованием кайзеровских генералов, до сих пор знают немногие. Это были бывшие белые офицеры, которым пришлось покинуть Россию после окончания Гражданской войны, и во времена СССР упоминать о них было запрещено, а потом про их подвиги попросту забыли...

В этом году исполнилось 85 лет с начала этой войны – самой кровопролитной в Южной Америке – между Боливией и Парагваем, которую называли Чакской. Среди командования боливийской армии было 120 германских офицеров-эмигрантов, в том числе командующий боливийской армией кайзеровский генерал Ганс Кундт, воевавший в Первую мировую войну на нашем фронте. А в парагвайской армии служило 80 бывших белогвардейских офицеров, в том числе два бывших генерала - начальник Генерального штаба армии Парагвая Иван Беляев и Николай Эрн.

Одним из первых серьёзных сражений с участием русских и германских офицеров стала битва за крепость Бокерон, которую удерживали боливийцы. Осенью 1932 года после долгой осады крепость пала.

Кундт бросил силы на штурм города Нанава, но русские военачальники Беляев и Эрн разгадали его тактику и наголову разгромили наступающие силы боливийцев, после чего немецкий генерал был с позором отправлен в отставку.

В 1934 году в битве при Эль-Кармене немецкие советники и вовсе бросили на произвол судьбы подчинённых, сбежав с поля боя.

…Будущий герой Южной Америки Иван Тимофеевич Беляев родился в Петербурге в 1875 году, в семье потомственного военного. Окончив Петербургский кадетский корпус, он поступил в Михайловское артиллерийское училище. Начав службу в армии, быстро рос в чинах, проявляя большие таланты к армейской науке. В 1906 году он пережил личную драму – умерла его горячо любимая молодая жена. В 1913 году Беляев составил Устав горной артиллерии, горных батарей и горно-артиллерийских групп, ставший серьёзным вкладом в развитие военного дела в России.

В Первую мировую войну воевал храбро, награжден орденом Святого Георгия. В начале 1916 г. был тяжело ранен, и находился на лечении в лазарете Её Величества в Царском Селе. Будучи командиром 13-го отдельного полевого тяжелого артиллерийского дивизиона, участвовал в Брусиловском прорыве. В 1916-м стал генерал-майором и командиром артиллерийской бригады на Кавказском фронте. Революцию не принял. В марте 1917 года на псковском вокзале в ответ на требование унтера со взводом солдат снять погоны Беляев ответил: «Дорогой мой! Я не только погоны и лампасы, я и штаны поснимаю, если вы повернёте со мною на врага. А на „внутреннего врага“, против своих не ходил и не пойду, так вы уж меня увольте!». Вступил в ряды Белой армии, а потом вместе с ней был вынужден покинуть Россию.

Сначала оказался в лагере в Галлиполи, а потом в Болгарии. Но вдруг оставил Европу и очутился в нищем тогда Парагвае. Сделал он это не случайно.

Еще в детстве Беляев нашел на чердаке прадедовского дома карту Асунсьона – столицы этой страны, и с тех пор муза дальних странствий страстно влекла его за океан. В кадетском корпусе он начал учить испанский язык, нравы и обычаи населения этой страны, зачитывался романами Майна Рида и Фенимора Купера.

Беляев решил создать в этой стране русскую колонию, но на его призыв откликнулись немногие. Сам же он, оказавшись в Парагвае, сразу нашел применение своим силам и знаниям. Его взяли на службу в Военную школу, где он стал преподавать фортификацию и французский язык. В 1924 году власти отправили его в джунгли, в малоизученный район Чако-Бореаль, чтобы найти удобные места для стоянки войск. В этой поездке Беляев повел себя как настоящий ученый-этнограф. Составил подробное описание района, изучил быт и культуру местных индейцев, составил словари их языков и даже перевел на русский их поэму «Великий потоп».

Под знаменем Парагвая

Начало войны между Боливией и Парагваем часто связывают с «филателистическими» причинами. В начале 30-х гг. правительство Парагвая выпустило почтовую марку с картой страны и «сопредельных территорий», на которой спорная область Чако была отмечена как парагвайская территория. После ряда дипломатических демаршей Боливия начала боевые действия. Выпуск такой почтовой марки – исторический факт. Однако истинная причина войны, конечно, другая: нефть, которую обнаружили в этом регионе. Военные действия между двумя странами – самая кровопролитная война в Южной Америке в XX веке – длились с 1932 по 1935 год. Боливийская армия, как уже говорилось, обучалась немцами – бывшими кайзеровскими офицерами, которые эмигрировали в Боливию, когда Германией была проиграна Первая мировая война. В свое время в качестве советника там побывал и главный гитлеровский штурмовик Эрнст Рем. На солдатах боливийской армии была кайзеровская форма, обучение они проходили в соответствии с прусскими военными стандартами. Армия была оснащена самым современным оружием, в том числе бронетехникой, танками, и по численности она намного превосходила армию Парагвая. Кундт после объявления войны хвастливо пообещал «молниеносно сожрать русских» – немцы знали против кого им придется воевать.

Почти ни у кого не было сомнений в быстром поражении плохо вооруженной и еще хуже обученной парагвайской армии. Правительство Парагвая могло надеяться только на помощь русских офицеров-эмигрантов.

Беляев стал генерал-инспектором артиллерии, и вскоре его назначили начальником Генерального штаба армии. Он обратился к русским офицерам, оказавшимся вдали от родины, с призывом приезжать в Парагвай, и этот призыв нашел отклик. В основном это были бывшие белогвардейцы. Полковники Николай и Сергей Эрн строили фортификационные сооружения, да так, что первый из них очень скоро стал парагвайским генералом. Майор Николай Корсаков, обучая военному делу свой конный полк, перевел для него на испанский язык песни русских кавалеристов. Капитан Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика, академика А.М. Бутлерова), майоры Николай Чирков и Николай Зимовский, капитан 1 ранга Всеволод Канонников, капитаны Сергей Салазкин, Георгий Ширкин, барон Константин Унгерн фон Штернберг, Николай Гольдшмит и Леонид Леш, лейтенанты Василий Малютин, Борис Эрн, братья Оранжереевы и многие другие стали героями войны в Чако.

Русскими офицерами была создана, буквально с нуля, мощная регулярная армия в полном смысле этого слова. В ней были и артиллерийские специалисты, и картографы, и ветеринары, и инструкторы по всем видам вооружения.

К тому же, в отличие от немецких и чешских военных советников, а также наемников-чилийцев в боливийской армии, русские сражались не за деньги, а за независимость страны, которую хотели видеть и видели своей второй родиной.

Великолепная подготовка русских офицеров плюс боевой опыт Первой мировой и Гражданской войн дали блестящие результаты.

Бои шли в Северном Чако – выжженной солнцем пустыне. После обильных зимних дождей она превращалась в непроходимое болото, где царили малярия и тропическая лихорадка, кишели ядовитые пауки и змеи. Команданте Беляев умело руководил войсками, а русские офицеры и прибывшие из других стран русские добровольцы, составившие костяк парагвайской армии, воевали отважно. Боливийцы, руководимые немцами, несли колоссальные потери в лобовых атаках (только за первую неделю боев они потеряли 2 тысячи человек, а парагвайская армия – 249). Русские фронтовики братья Оранжереевы обучили парагвайских солдат успешно жечь вражеские танки из укрытий. В декабре 1933 года в сражении у Кампо-Виа парагвайцы окружили две дивизии боливийцев, взяв в плен или уничтожив 10 тысяч человек. В следующем году так же успешно закончилась битва у Эль-Кармена. Это был полный разгром.

Босоногие парагвайские солдаты стремительно двигались на запад, распевая русские солдатские песни, переведенные Беляевым на испанский язык и язык гуарани. Парагвайское наступление прекратилось лишь в 1935 году. Подойдя вплотную к боливийскому нагорью, армия из-за растянутости коммуникаций вынуждена была остановиться. Истощенная же до предела Боливия уже не могла продолжать войну. 12 июня 1935 года между Боливией и Парагваем было подписано соглашение о прекращении огня, которое завершило Чакскую войну, в плену оказалась почти вся боливийская армия - 300 000 человек.

В Парагвае восторженные толпы носили победителей на руках, а американский военный историк Д. Зук назвал русского генерала Ивана Беляева наиболее выдающимся полководцем Латинской Америки ХХ века.

Он отмечал, что парагвайскому командованию удалось использовать уроки Первой мировой войны и предвосхитить опыт Второй, применяя тактику массированного сосредоточения артиллерийского огня и широкое использование маневра. Подчеркивая смелость и выносливость парагвайских солдат, американский специалист, тем не менее, сделал вывод, что именно командование войсками, которыми руководили русские офицеры, решило исход войны.

Русские герои Парагвая

В Чакской войне погибло шесть российских офицеров-белоэмигрантов. В Асунсьоне именами каждого из них – есаула Орефьева-Серебрякова, капитана Бориса Касьянова, капитана Николая Гольдшмидта, гусара Виктора Корниловича, ротмистра Сергея Салазкина и казачьего хорунжего Василия Малютина названы улицы. Героем Парагвая стал Степан Леонтьевич Высоколян. В ходе боевых действий в Чако он проявил себя так ярко, что к концу войны был уже начальником штаба одной из парагвайских дивизий, а затем возглавил всю парагвайскую артиллерию, став в итоге первым иностранцем в истории страны, которому был присвоен чин генерала армии.

Степан Леонтьевич родился в простой крестьянской семье, в селе Наливайко под Каменец-Подольском. Он окончил ускоренный курс Виленского военного училища и в девятнадцать лет ушел добровольцем на фронты Первой мировой войны. Был пять раз ранен, а в 1916 году его произвели в офицеры. В Гражданскую войну он сражался в рядах Белой армии. В ноябре 1920 года вместе с остатками армии генерала Врангеля прибыл в Галлиполи. В 1921 году из Галлиполи он пешком пришел в Ригу, пройдя почти три тысячи километров. Затем переехал в Прагу, где в 1928 году окончил физико-математический факультет местного университета со званием доктора наук по высшей математике и экспериментальной физике. В 1933 году он окончил чешскую Военную академию. В декабре 1933 года прибыл в Парагвай, и был принят в парагвайскую армию в чине капитана.

Отличившись на военном поприще, Высоколян на протяжении всей своей жизни в Парагвае занимал в местном университете кафедры физико-математических и экономических наук. Кроме того, он был профессором в Высшей военной академии, Высшей морской академии и в Кадетском корпусе. В 1936 году он был удостоен звания «почетного гражданина» Парагвайской Республики и награжден золотой медалью Военной академии.

А кроме того, Высоколян стал мировой известностью в связи с решением им теоремы Ферма, над которой безуспешно более трех столетий бились многие светила математического мира. Скончался русский герой в Асунсьоне в 1986 году на 91-м году жизни, и был с воинскими почестями похоронен на Южном Русском кладбище.

По этому поводу в стране был объявлен национальный траур.

Другой русский генерал, воевавший в армии Парагвая, – Николай Францевич Эрн окончил престижную Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. В годы Первой мировой войны он был начальником штаба 66-й пехотной дивизии, а затем – начальником штаба 1-й Кавказской казачьей дивизии. В октябре 1915 года был сформирован экспедиционный корпус для отправки в Персию. Начальником его штаба был полковник Эрн. Потом он стал участником Гражданской войны на стороне белых. В России оставался до последнего момента, и покинул ее с последним пароходом, где находился штаб генерала Врангеля.

После долгих мытарств Николай Францевич оказался в Бразилии, куда его пригласила к себе группа белых офицеров, которые работали на земле, сажая кукурузу. На их несчастье, налетела саранча и поела все посевы. Но Эрну повезло, он получил приглашение из Парагвая преподавать в военной школе тактику и фортификацию. С 1924 года Эрн жил в Парагвае, занимая должность профессора в Военной академии. А когда началась война Парагвая с Боливией, он отправился на фронт. Прошел всю войну, строил военные укрепления. После войны остался на военной службе и работал в Генеральном штабе до конца своей жизни, получая генеральское жалование. Его усилиями была построена русская церковь, основана русская библиотека и образовано русское общество «Union Rusa».

«Белый отец»

Но главным из русских национальным героем Парагвая стал генерал Беляев, который отличился не только на полях сражений. После войны он сделал еще одну попытку создать в Парагвае успешную русскую колонию. «Самодержавие, православие, народность» – так генерал Беляев понимал существо «русского духа», который желал сохранить в возводимом им ковчеге в джунглях Южной Америки. Однако не все оказались с этим согласны. Вокруг его проекта начались политические и коммерческие интриги, с чем, в свою очередь, не мог согласиться Беляев. Кроме, того истощённый войной Парагвай оказался не в состоянии выполнить свои обещания по финансовой и экономической поддержке русской эмиграции и созданию колонии.

Из материалов Википедии следует, что, оставив военную службу, уроженец Петербурга посвятил остаток жизни парагвайским индейцам. Беляев возглавил Национальный патронат по делам индейцев, организовал первую индейскую театральную труппу.

Отставной генерал жил вместе с индейцами в простой хижине, ел с ними за одним столом и даже научил их русским молитвам. Аборигены платили ему горячей любовью и признательностью и относились как к «белому отцу».

Как лингвист он составил словари испанский-мака и испанский-чамакоко, а также подготовил доклад о языке племени мака, где Беляев выделяет санскритские корни обоих индейских языков и прослеживает их восхождение к общей индоевропейской основе. Ему принадлежит теория об азиатской прародине коренных жителей Американского континента, которая подкреплена записями фольклора индейцев мака и чамакоко, собранными исследователем во время путешествий в Чако.

Ряд трудов Беляев посвятил религии индейцев области Чако. В них он рассуждает о схожести верований индейцев с ветхозаветными сюжетами, о глубине их религиозного чувства и об универсальном характере основ христианской морали. Беляев разработал новаторский подход к вопросу о приобщении индейцев к современной цивилизации, отстаивая принцип взаимообогащения культур Старого и Нового Света – задолго до того, как эта концепция получила широкое признание в Латинской Америке.

В апреле 1938 года в Национальном театре Асунсьона с аншлагом прошла премьера спектакля первого в истории Америки индейского театра об участии индейцев в Чакской войне. Через некоторое время труппа в 40 человек под руководством Беляева выехала на гастроли в Буэнос-Айрес, где ее ждал громкий успех. В октябре 1943 года Беляев, наконец, получил «добро» на создание первой индейской колонии. А ее создателю в 1941 году было присвоено звание Генерального администратора индейских колоний. Взгляды Беляева были изложены им в «Декларации прав индейцев». Изучив жизнь коренных обитателей Чако, Беляев считал необходимым закрепить за ними в законодательном порядке землю их предков. По его мнению, индейцы от природы «свободны как ветер», не делают ничего по принуждению и должны сами быть двигателем собственного прогресса. В этих целях он предлагал предоставить индейцам полную автономию и одновременно с ликвидацией неграмотности постепенно внедрять в сознание их обитателей основы культурной жизни, демократических ценностей и т.д. При этом русский генерал предостерегал от искушения разрушать складывавшийся веками образ жизни индейцев – их культуру, быт, язык, религию, поскольку это, учитывая свойственный индейцам консерватизм и уважение к памяти предков, лишь оттолкнуло бы их от «культуры белого человека».

Во время Второй мировой войны Беляев, как русский патриот, поддержал СССР в борьбе с фашизмом. Он активно выступал против тех эмигрантов, которые видели в Германии «спасительницу России от большевизма». В своих мемуарах отставной генерал называл их «идиотами и обманщиками».

Умер Беляев 19 января 1957 года в Асунсьоне. Подробности похорон приведены, в частности, в книге С.Ю. Нечаева «Русские в Латинской Америке». В Парагвае на три дня был объявлен траур. Тело покойного отпевали в Колонном зале Генерального штаба с отданием воинских почестей как национальному герою. У гроба, сменяя друг друга, несли дежурство первые лица государства. Во время похоронной процессии за катафалком следовали толпы индейцев, буквально запрудившие улицы Асунсьона. В почетном карауле у гроба стоял сам президент А. Стресснер, парагвайский оркестр играл «Прощание славянки», а индейцы хором пели «Отче наш» в переводе покойного... Такого столица Парагвая не видела ни до, ни после этого печального события. А когда гроб с телом Беляева на военном корабле был вывезен на остров посреди реки Парагвай, избранный им в своем завещании местом последнего упокоения, индейцы отстранили белых. В хижине, где их вождь учил детей, они долго пели над ним свои надгробные песни. После похорон сплели над могилой шалаш, посадили вокруг кусты роз. На простом четырехугольнике земли выложили простую надпись: «Здесь лежит Беляев».

Специально для «Столетия»

С начала ХХ века землю постоянно сотрясали войны и военные конфликты самого различного масштаба. На этот период приходятся и две самых разрушительных и кровопролитных мировых войны. Миллионы людей погибли, тысячи городов разрушены.

Но на этом человечество не останавливалось и постоянно заполняло появляющиеся мирные паузы своими местными войнами, военными столкновениями, конфликтами. Количество жертв и разрушений только увеличивалось. Беженцы, голод, болезни - вот главные спутники этих печальных событий.

Сегодня мы расскажем об одном практически неизвестном у нас конфликте между Парагваем и Боливией, который произошёл в 1930-е годы в Латинской Америке. Это была без преувеличения самая кровавая война в этом регионе. Между Парагваем и Боливией находилась полупустынная холмистая область Чако. Заселена она была племенами туземцев-людоедов, которых боялись даже местные более мирные индейцы. Пограничные споры между двумя государствами длились десятилетиями, так как эти земли даже на географических картах были указаны невнятно. Так бы всё и продолжалось до бесконечности, но появилось предположение, что на этих землях может быть нефть…

Война началась в июне 1932 года. За Боливию выступила американская компания «Стандарт Ойл» (и в целом США) и крупнейшая в Латинской Америке, хорошо вооружённая при поддержке Германии (ещё не гитлеровской) армия.

На стороне Парагвая оказалось около 50 тысяч индейцев, вооружённых мачете, и три тысячи русских добровольцев, которые назвали эту страну своей новой родиной.

Портал «История.рф» в своих материалах неоднократно обращался к судьбе русских людей, волею судеб оказавшихся на чужбине. И в Парагвае была небольшая колония русских белогвардейцев, которые переправились туда из Европы в 1920-е годы.

Местные власти предложили эмигрантам принять парагвайское гражданство и поступить на службу в армию далёкой латиноамериканской страны. Русские офицеры обсудили это предложение и сформулировали своё решение так: «Почти 20 лет назад мы потеряли нашу любимую Россию, оккупированную силами большевиков. Сегодня Парагвай - это страна, которая приютила нас с любовью, и она переживает тяжёлые времена... Это наша вторая родина, и она нуждается в нашей помощи. Ведь мы же боевые офицеры!»

Генеральный штаб парагвайской армии возглавил Иван Тимофеевич Беляев, бывший генерал-майор русской армии, прибывший в Парагвай из Аргентины в 1924 году. Беляев обратился к русским офицерам, оказавшимся вдали от родины, с призывом приезжать в Парагвай, и это обращение нашло отклик. С началом парагвайско-боливийской войны в Парагвай прибыло несколько групп белоэмигрантов, в основном казаков.

Русские офицеры начали формировать новую парагвайскую армию. Полковники Николай и Сергей Эрны строили фортификационные сооружения, да так успешно, что первый из них очень скоро стал парагвайским генералом. Майор Николай Корсаков, обучая военному делу свой конный полк, перевёл для него на испанский язык песни русских кавалеристов. Капитан Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика, академика Александра Михайловича Бутлерова), майоры Николай Чирков и Николай Зимовский, капитан 1-го ранга Всеволод Канонников, капитаны Сергей Салазкин, Георгий Ширкин, барон Константин Унгерн фон Штернберг, Николай Гольдшмит и Леонид Леш, лейтенанты Василий Малютин, Борис Эрн, братья Оранжереевы и многие другие стали героями войны в Чако.

Русские офицеры смогли превратить десятки тысяч мобилизованных неграмотных парагвайских крестьян в настоящую армию, способную защитить свою страну.

Сначала боевые действия представляли собой беспорядочные и малоэффективные стычки в джунглях и борьбу за отдельные укреплённые пункты. Потом постепенно стало складываться какое-то подобие линии фронта. Обе армии зарылись в землю и опутали свои позиции колючей проволокой. А в это время активно шло обучение и перевооружение парагвайской армии. Ход боевых действий стал напоминать Первую мировую войну, тем более что противоположную боливийскую армию возглавлял немецкий генерал Ганс Кундт, участник тех боевых действий. Генерал заявил, что в Боливии он будет применять новый метод наступления, использованный им на Восточном фронте. Но скоро стало ясно, что вся его тактика разбилась об оборону, построенную русскими офицерами, которые тоже успешно воевали на Восточном фронте, но с противоположной стороны.

Медленно, но верно превосходство парагвайской армии стало сказываться на всех боевых действиях. Парагвайские солдаты продвигались вперёд, распевая русские солдатские песни, переведённые на испанский и язык гуарани.

После трёх с лишним лет боёв, 28 октября 1935 года, война между Боливией и Парагваем завершилась. А 21 июля 1938 года в Буэнос-Айресе был подписан мирный договор, в соответствии с которым Парагвай сохранил за собой три четверти территории Чако. Но самым грустным для воюющих сторон стало то, что нефти в Гран-Чако в итоге так и не нашли.

Интересно, что русские колонисты закрепили своё положение в государстве. Для организации русских колоний парагвайским правительством были выделены большие территории в междуречье рек Парагвай и Парана. А неугомонный генерал Иван Беляев разработал и подал для рассмотрения в палату депутатов парагвайского парламента проект закона о правах и привилегиях русских переселенцев. Этот проект предусматривал свободу вероисповедания, создание национальных школ, сохранение казачьих обычаев и традиций, общинного владения землёй. Проект вводил полный запрет на продажу спиртных напитков ближе чем за пять километров от создаваемых станиц. В нём отвергалась дискриминация приезжающих по возрасту, полу, имущественному положению, физическим или умственным способностям. Все прибывающие освобождались на десять лет от уплаты пошлины на ввоз имущества.

Парагвайское правительство высоко оценило самоотверженность русских и их участие в защите страны. Русские генерал-майоры Эрн и Беляев зачислены в ряды парагвайской армии в чинах генерал-лейтенантов «гонорис кауза» со всеми правами и привилегиями парагвайских генералов, а семь улиц столицы Парагвая Асунсьона до сих пор носят имена русских героев той забытой войны.

Реальные истории наших эмигрантов - жизнь, проблемы, работа в Парагвае без прикрас. Мало кто знает, что в Парагвай, начиная с 1932 года по призыву бывшего генерала врангелевской армии Ивана Беляева, начали съезжаться тысячи эмигрантов из России со всего мира. И первое, что они сделали, - это помогли героическому парагвайскому народу отразить агрессию соседней Боливии. А в благодарность за это власти Парагвая дали тем русским героям самые лучшие земли, где они себе и построили «русский Парагвай» и стали там жить, работать и отдавать этой стране все свои искренние сердца и души.

В столице Парагвая, Асунсьоне, до сих пор стоит памятник генералу Беляеву, а несколько улиц носят также имена «русских парагвайцев», что внесли в развитие этой страны колоссальнейший вклад. Есть там и улица под названием: «Офисеро Серебряков». И эта фамилия как раз сыграла в моей судьбе наиважнейшую роль, что кардинально изменила всю мою жизнь раз и навсегда.

Я родился в городе Владимир и, закончив «Московский институт инженеров транспорта» (МИИТ) вместе с двумя друзьями и одногруппниками был направлен в Омскую область для строительства автострады «Байкал». Как это ни странно, но тогда там была обычная гравийная «ужас-дорога», хотя на всех картах она отчего-то обозначалась с твердым, бетонно-асфальтовым покрытием, так как являлась трассой федерального значения.

Я, Гришка и Игорь, пахали чуть ли не круглосуточно, и тем самым как бы забывались в тех ужасных условиях. Сплошные болота, необустроенные вагончики, комары размерами с воробьев, мошка, гнус и прочие «сибирские прелести». Но мы обязаны были отдать Родине ровно 3 года отработки, и каждый тихий вечер мечтали, чтобы они скорей прошли. И как только эти 3 года прошли, мы тут же пишем заявления на увольнение и едем все трое в Москву, радостно напевая песни и предвкушая совсем иную жизнь. Но тут как раз начался развал СССР и работы по специальности мы никак не нашли. Пришлось думать, что же делать дальше.

И мы начали одними из первых в Москве гонять подержанные иномарки из Германии и постепенно стали строить: вначале шиномонтажную мастерскую, потом цех по кузовным и покрасочным работам, а уж потом полный комплекс по ремонту и обслуживанию иностранных автомобилей, что мы тогда громко назвали: Авто-Центр «Элит Ремонт». А, почувствовав себя уже «баснословно богатыми» и успешными «суперменами», мы начали путешествовать по разным странам, где и познакомились однажды с группой «постоянных путешественников» и стали уже ездить по миру с ними.

И тут Гришка Серебряков неожиданно получает из Парагвая толстенный пакет, в котором была куча документов, фотографий и два письма. Одно о том, что его близкие родственники давно его ищут и зовут в Парагвай. А второе, что Григорий Алексеевич Серебряков является первым наследником умершего в Асунсьоне его родного прадеда!

  • Гришка уговаривает меня и Игоря поехать туда с ним, так как он отчего-то немного сомневается и даже опасается, что это какой-то очень «продуманный обман». А надо сказать, что в 90-е года «лохотрон» был так разнообразен и обычен, что это могло быть вполне реально. И мы полетели в Парагвай втроем. Так будет спокойней и надежней, решили мы.

  • Но когда нас в аэропорту Асунсьона встретило человек тридцать явно русских людей (а мы дали из Мадрида им телеграмму) и они все обнимали нас троих и так искренне плакали, то мы поняли, что это правда и сразу как-то успокоились и даже слегка «размякли» от такой неожиданной и просто трогательной встречи.

  • Нас привезли в пригород столицы Парагвая. А там, на прекраснейшем берегу реки Парагвай, в зелени «русско-тропических» садов и находилась Гришкина «русская деревня» и дом его прадеда. Рушник, каравай, соль в руках девушки в старорусском саране и праздник всей деревней до утра. А потом еще дня 3-4, точно уже и не припомню. Но той встречи мне лично никогда не забыть. Ладно, Гриша, он родственник. Но эти люди из совсем иной России приняли и нас с Игорехой ровно так же, как и Гришу.

  • Что-то места мало. Пора закругляться, а еще ничего и не сказано! Ладно, это в другой раз. Скажу самое главное. Так побывав в Парагвае, мы, все трое, продав бизнес в России, перебрались в 2001 году в эту удивительную страну. Мы там нашли себе каждый свою любовь. У нас у всех семьи, дети, дома в «русской деревне». Мы занимаемся строительством дорог в Парагвае и несказанно рады, что был такой офицер царской армии Серебряков. И наш Гришка. Это и называется: Реальные истории наших эмигрантов - жизнь, проблемы, работа в Парагвае без прикрас.

А если бы вы знали , как удивительно чисты, откровенны, обаятельны, необычайно умны и образованы эти русские предки Гриши. Они нам показали, что такое «истинный русский человек в Парагвае». А их тут тысячи! Спасибо, жизнь. Спасибо Парагвай. И, конечно, генерал Иван Беляев, что и создал в этой стране «старый русский мир», похожий на радужный сон радости.

Игорь Анатольевич Флейшер-Шевелев – единственный в Латинской Америке этнический русский, занимающий пост почетного консула России. Родился 20 июня 1939 года в столице Парагвая Асунсьоне. Его родители поселились в этой стране в середине 1930-х годов. В раннем возрасте принял крещение в Покровском храме Русской Зарубежной Церкви в Асунсьоне. В 1956 году окончил гуманитарный лицей Сан-Карлос в Асунсьоне, в 1963 году – инженерный факультет Национального университета Асунсьона, в 1968 году – Технологический институт Джорджии (штат Атланта, США).

Более четверти века состоял на государственной службе Парагвая. В 1963–1973 годах он – начальник отдела промышленности и энергетики секретариата планирования Администрации Президента. С 1971 по 1973 год входил в совет управляющих Национальной службы профессионального развития. В 1973–1989 годах – заместитель министра промышленности и торговли. В те же годы – координатор экономических исследований в Парагвае Латиноамериканской ассоциации свободной торговли .

В конце 1980-х годов выступил одним из учредителей Ассоциации русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП). Стал первым председателем этой организации. Участвовал во всемирных и региональных конгрессах российских соотечественников в Санкт-Петербурге (1991 и 1995), Буэнос-Айресе (2008), Нью-Йорке (2010).

С 1992 года – почетный консул России в Парагвае. До 2009 года, когда в Асунсьоне открылось Российское Посольство, был единственным официальным представителем своей исторической родины. В 1998 году принимал участие в первой встрече почетных консулов России, проходившей в Москве.

– Игорь Анатольевич, полагаю, ваших родителей, как и других российских эмигрантов их поколения, привели в Парагвай революционные события на родине?

– Да, мои родители оказались в Латинской Америке вследствие революции 1917 года и утверждения в России советского строя. Мой отец, Анатолий Николаевич, происходил из города Армавира, учился в кадетском корпусе во Владикавказе. После поражения Белой армии на юге России его вывезли в Сербию. Тогда моему отцу было 14 лет. Повзрослев, он переехал в Люксембург. Моя мама, Любовь Ивановна Шевелева, в годы гражданской войны находилась в Литве. Когда там возникла опасность прихода к власти большевиков, она перебралась в Люксембург, где познакомилась с моим отцом.

Один белоэмигрант, генерал Иван Тимофеевич Беляев, в середине 1920-х годов осел в Парагвае. Он призывал русских беженцев эмигрировать в эту страну. Беляев обладал хорошими связями, был личным другом президента Эусебио Айалы. Они общались по-французски. С подачи Ивана Тимофеевича в Парагвае обосновались сотни офицеров и представителей интеллигенции – в основном инженеры и врачи. Мама и папа прибыли в Парагвай в 1935 году. Отец дослужился до полковника парагвайских вооруженных сил.

Хотел бы упомянуть любопытный факт. Мой прадед, Сергей Николаевич Флейшер, был кубанским казаком. В 1901 году он получил звание генерал-майора императорской армии, в 1905 году стал генерал-губернатором Елизаветпольской губернии. Достиг чина генерал-лейтенанта. В 1912 году Сергей Николаевич был назначен генерал-губернатором Терской губернии и наказным атаманом Терского казачьего войска. У меня хранится много фотографий прадеда, на некоторых из них он рядом с императором Николаем II.

– Упомянутый вами генерал Беляев – один из самых известных русских эмигрантов в Латинской Америке. Он стремился возжечь в Парагвае «русский очаг», в котором бы сохранились традиции дореволюционной России, участвовал на стороне парагвайцев в Чакской войне с Боливией 1932–1935 годов, внес большой вклад в изучение культуры индейцев, составил географические карты Парагвая… Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об Иване Тимофеевиче Беляеве.

– Действительно, Беляев – очень интересная фигура. Моя семья жила у него какое-то время: генерал сдавал комнату в своем большом доме в Асунсьоне, располагавшемся недалеко от Покровского храма Русской Зарубежной Церкви. Дом этот не сохранился. Главное, что я помню, – это индейцы, днем и ночью гостившие у Беляева. Он разговаривал с ними на их языке, которым владел свободно. Это язык народности мака, живущей в окрестностях Асунсьона.

Незадолго до своей смерти Беляев попросил индейцев похоронить себя на их землях. На отпевание Ивана Тимофеевича в Покровском храме пришло много аборигенов. Как только гроб поместили на катафалк, касик – вождь мака, испугавшись, что Беляева отвезут на русское кладбище, сел за спиной возницы и заставил его ехать на пристань на реке Парагвай. Оттуда пароход доставил тело Беляева на индейскую территорию, где он был захоронен.

– Правда ли, что эмигранты из России работали в правительстве диктатора Альфредо Стресснера, правившего Парагваем с 1954 по 1989 год?

– Русские работали во всех парагвайских правительствах с 1935 и до 1960-х годов. Этот период включает часть президентства генерала Стресснера. Он – последний глава республики, видевший в русских народ, близкий парагвайцам. Стресснер сражался в Чакской войне под командованием русских офицеров, дружил с ними. А на войне дружба куда более крепкая, чем на гражданке, ведь на кону стоит жизнь. Чакская война проходила в ужасных условиях: пустынный лес, ядовитые змеи, пчелы, сорокоградусная жара летом и до пяти градусов мороза зимой. Огромной проблемой была нехватка воды. Боливийцы сдались парагвайцам после того, как те отрезали их от колодцев, и три тысячи человек умерли от жажды. В таких обстоятельствах дружба особенно ценилась.

Я до сих пор не понимаю, как парагвайцы, в том числе Стресснер, объяснялись с русскими, ведь те не знали ни испанского, ни языка индейцев гуарани (80% парагвайских воинов говорили на гуарани, 20% – по-испански). Очевидно, жестами, эмоциями русские офицеры находили понимание с подчиненными.

– Сохраняется ли в парагвайском обществе память о подвигах русских эмигрантов?

– В течение десяти лет после Чакской войны русских почитали так же, как в наши дни космонавтов. Но потом память постепенно утрачивалась. В Асунсьоне 17 улиц носят имена русских офицеров. Из местных жителей мало кто способен сказать, что за человек скрывается за труднопроизносимым именованием, стоящим на уличном указателе. Замечу, что в Парагвае плохо помнят даже своих граждан, отличившихся на полях боев с боливийской армией. Тем не менее, у парагвайцев есть понимание того, что русские – великие люди. Оно передается в семье: от дедов отцам, от них внукам.

– Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации русских и их потомков в Парагвае.

– Русские в Парагвае всегда жили дружно. Нас сплачивал Покровский приход. В 1940-х годах сложилась Ассоциация белых русских. Почти одновременно появился дамский комитет. Действовали русская библиотека, русский хор, русский театр. Устраивались собрания, вечера.

Шли годы, первое поколение эмигрантов вымирало. Их дети и внуки практически не занимались поддержанием объединений соотечественников, в результате чего они угасали. Но однажды возникла идея воскресить организацию русских. Это было несложно, ведь все мы знали друг друга. В 1989 году оформилась Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП), обладающая юридическим статусом. Ее руководство состоит из председателя, правления и казначея. Выборы председателя проходят ежегодно. Устав предусматривает, что одно и то же лицо не может возглавлять АРИДЕП дольше двух лет. Так мы избежали проблемы, присущей организациям соотечественников во многих странах Латинской Америки: человек в течение десятилетий не покидает кресла руководителя, некоторые члены выражают недовольство, происходят конфликты. Отсутствие ротации ведет к тому, что председатель представляет не страну, а самого себя.

Первостепенная задача АРИДЕП – сбережение в русской диаспоре памяти о культуре и традициях предков. Мы проводим литературные, музыкальные и прочие мероприятия. В уставе ассоциации указано, что одна из ее миссий – помощь Церкви в поддержании русских кладбищ. Так счастливо совпало, что через три года после создания АРИДЕП Россия и Парагвай восстановили прерванные в 1917 году дипломатические отношения. Мы приветствуем приезжающих из России политиков, дипломатов, деятелей культуры, Церкви, приглашаем их на обед или фуршет. Гостям, как правило, приятно в незнакомой стране встретить земляков. АРИДЕП способствовала тому, что концерт хора Сретенского монастыря в Асунсьоне в ноябре 2008 года посетили 1200 зрителей. Ассоциация внесла вклад в подготовку состоявшегося в июле 2011 года визита в Парагвай председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

По моему мнению, АРИДЕП неплохо дополняет работу Посольства России в Асунсьоне, развивающего политические и экономические связи с Парагваем, и представительства Россотрудничества в Аргентине, Парагвае и Уругвае, которое знакомит парагвайцев с российской культурой.

– Вы с детства член Покровского прихода Асунсьона. Как менялась его жизнь за прошедшие десятилетия?

– Я помню храм с конца 1940-х годов, со времен учебы в приходской школе. Со слов более старшего поколения знаю, что русские, эмигрировавшие в Парагвай в середине 1920-х годов, сразу же задались целью воздвигнуть храм. Хотя наши соотечественники жили бедно, они сумели приобрести участок земли. Средства на строительство собирали всем миром. Значительную сумму ссудил управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке протопресвитер Константин Изразцов, резиденция которого находилась в Буэнос-Айресе. Возведение храма закончилось к 1928 году. Покровская церковь не очень большая; думаю, в ней помещаются человек 80.

До 1960-х годов приход был многочисленным и сильным. Прихожане содержали храм и батюшку. Но из-за ассимиляции русских ситуация изменилась. Сыновья первых переселенцев женились на парагвайках. В итоге терялся русский язык, ибо дети усваивают язык от матери. В русско-парагвайских семьях предпочитали крестить своих отпрысков в католицизм (Парагвай – преимущественно католическое государство). Приход стремительно уменьшался. Люди не хотели посещать храм, где они не понимали ни богослужения, ни проповеди.

На положении прихода негативно сказалось то, что на протяжении долгого периода он был лишен пастыря. Во второй половине 1990-х годов стал приезжать из Буэнос-Айреса протоиерей Владимир Шленев – клирик Русской Зарубежной Церкви. Последние несколько лет нас окормляет настоятель приходов Московского Патриархата в аргентинской провинции Мисьонес игумен Варфоломей (Овьедо), этнический парагваец. То, что священник Московской Патриархии служит в храме Зарубежной Церкви в Асунсьоне, – один из зримых плодов воссоединения двух ветвей русского Православия.

– Какова численность русского прихода в Асунсьоне?

– По моим подсчетам, не более 50 верующих. Цифра эта приблизительная. Отец Варфоломей бывает в Асунсьоне не чаще одного раза в три месяца. Кто-то узнает, что состоится богослужение, кто-то нет. Есть человек 50–60 из новой волны эмиграции. Многие из них и не подозревают о существовании Покровского храма, а те, кто знают о церкви, не ходят туда по причине отсутствия священника. Будь у нас настоятель, полагаю, в приходе было бы не менее 100 человек.

– Какие еще есть нужды у храма?

– Церковь в неплохом состоянии, правда, в каких-то местах нужно подкрасить, подштукатурить. Ремонт не помешает дому священника, расположенному за храмом. Но самые большие трудности – у нового русского кладбища. В Асунсьоне два русских кладбища. Первое открылось в начале 1930-х годов: мэрия подарила русской колонии участок на центральном погосте столицы. Как только там закончилось место, власти выделили на юге Асунсьона землю для организации второго русского кладбища. По сей день на нем хоронят наших соотечественников.

В Парагвае тропический климат, растительность разрастается быстро, много насекомых, из-за чего нелегко ухаживать за территорией. С падением военного режима в начале 1990-х годов в стране возросла преступность. Воры крадут с нового кладбища бронзовые и мраморные памятники, хулиганы ломают захоронения. Необходимо построить высокий забор, но на это требуются деньги.

– Что дало вам обучение в церковно-приходской школе?

– Благодаря полученному при храме образованию я 20 лет назад был назначен почетным консулом России в Парагвае. Мои родители – русские, говорить по-русски я научился дома. Но в приходской школе я воспринял грамоту и настоящую русскую речь. Расскажу такой анекдот. Когда я учился во втором классе, преподавательница вызвала мою маму и сказала ей: «Мадам, я не понимаю то, что пишет ваш сын». Выяснилось, что я использовал кириллицу. Этот алфавит был неведом учительнице, и она сочла, что у меня не все в порядке с головой. В начале 1990-х годов, после взаимного признания двух стран, подыскивался почетный консул России в Парагвае. Естественно, он должен был свободно владеть русским языком. Таких в русской колонии мало, и выбор пал на меня.

Православная Церковь всегда являлась силой, оказывающей наибольшее влияние на русскую нацию, включая ту ее часть, которая живет в диаспоре. Церковь закладывает в человека качества, делающие его русским. Преданность Отечеству и укорененность в Православии, на мой взгляд, главные свойства русского характера.

– Кто из русских священнослужителей, несших послушание в Парагвае, вам запомнился больше всего?

– Мне особо дорог протоиерей Порфирий Бирюков, который настоятельствовал в Покровском храме с конца 1930-х до конца 1950-х годов. Он преподавал в приходской школе, когда я ее посещал. Отец Порфирий был культурным, образованным священником, отличался строгостью в соблюдении порядка богослужения.

После протоиерея Бирюкова приходу, честно сказать, не везло с настоятелями. Их выбирали «экспромтом», не думая, насколько они пригодны к парагвайским условиям. Отцу Порфирию наследовал его диакон отец Василий, посвященный в священника. Затем у нас служил отец Алексий. Кажется, в России до революции он носил чин лейтенанта. Отец Алексий был странным человеком с тяжелым характером. Прихожане попросили его уехать.

Как я уже упоминал, один из последних наших пастырей – протоиерей Владимир Шленев из Буэнос-Айреса. Он наведывался в Парагвай раз в три-четыре месяца. В 2007 году, с подписанием Акта о каноническом общении, ряд клириков Русской Зарубежной Церкви, включая отца Владимира, ушли в раскол. Я поначалу ничего об этом не знал. Накануне Дней России в Парагвае, прошедших в ноябре 2008 года с участием архиереев, российских политиков, хора Сретенского монастыря, сюда прибыл секретарь митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) протоиерей Михаил Бойков. Он сообщил мне, что взял с собой походный алтарь для богослужений. Я удивился и напомнил, что в Асунсьоне действует русский храм. В ответ отец Михаил заявил: «Вы отошли от Зарубежной Церкви, поэтому мы не можем служить на вашем приходе». Для меня эта новость была как гром среди ясного неба. Я пообещал уладить проблему. Парагвайские русские прекрасно помнят, каких трудов их отцам и дедам стоило построить церковь. Они никогда бы не позволили отдать ее неканонической группировке. По моей просьбе русская община направила старосте прихода письмо, в котором просила его не допускать протоиерея Шленева к служению в Покровском храме. Таким образом мы вернули наш храм Русской Зарубежной Церкви. Русские кладбища нам тоже удалось отстоять.

– Какое событие в жизни русской православной общины Парагвая последнего времени вам запомнилось больше всего?

– Безусловно, визит в рамках празднования 200-летия независимости Парагвая делегации Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка пробыл здесь всего три дня – с 1 по 3 июля текущего года, но успел встретиться с президентом Фернандо Луго, вице-президентом Федерико Франко, выступить в Католическом университете Асунсьона, посетить католическую архиепископию столицы. Сильное впечатление на нашу общину произвела лития по русским эмигрантам, которую митрополит Иларион отслужил в Покровском храме. А парагвайцам в первую очередь запомнилась православная литургия в кафедральном католическом соборе Асунсьона. Журналисты писали буквально следующее: в Парагвае никогда не видели столь красивого, величественного богослужения и вряд ли еще увидят.