Сенсорная афазия встречается часто среди пациентов после перенесенного или черепно-мозговой травмы. По-другому эту патологию называют акустикогностической афазией.

При этом у пациентов нарушается процесс распознавания особенностей звучания родного языка. Проблему можно сравнить с тем, как человек приезжает в какую-то страну, в которой он не понимает речи окружающих. Люди вокруг что-то говорят, но ничего понять не удается.

Данная форма проявляется тем, что пациенты не понимают, что им говорят. Зачастую проблема возникает в бытовой ситуации. Людям показывают на чашку или тарелку с супом, предлагают поесть, присесть, воспользоваться ложкой. Пациенты смотрят на все это и каким-то образом ориентируются. Но в целом при сенсорной афазии страдает понимание речи. При сложных формах патологии возникают ситуации, когда собственное произношение тоже страдает.

Человек гонится за ускользающими звуками, теряется, неправильно выговаривает слова. Речь напоминает смесь из разных звуков и фраз. Все путается, трудно распознать даже здоровому человеку такое произношение.

Быстро и часто эмоционально беспрерывно произносятся какие-то слова. Пациент не может почувствовать произносимые звуки, каким образом употребляются они в словах потому, что они не различаются.

Нарушение локализуется в верхних височных отделах левого доминантного полушария, если человек правша. В такой ситуации нужно добиться правильного поведения родственников. Физический слух при этом абсолютно нормальный, никаких нарушений нет.

Кричать на человека не нужно. Люди часто допускают подобные ошибки, пациенты получают нервное расстройство, поскольку на них повышают голос. Если сказать громче, лучше не будет. Требуется спокойная речь, четкое произношение без спешки. Нужно избегать сложных слов. Абстрактных понятий, стараться общаться на бытовые темы простыми короткими фразами достаточно медленно спокойно и пытаться правильно все артикулировать.

Такие пациенты весьма эмоциональные, всегда возбуждены, пытаются что-то сделать, у них не получается, расстраиваются. В подобных ситуациях недопустима излишняя экзальтация.

Всегда необходимо сдерживать эмоциональное возбуждение, внушать пациенту своим спокойствием, что все будет хорошо, сейчас начнутся занятия, функция произношения восстановится, распознавание речи придет в норму. Таким образом возбуждение будет постепенно снижаться.

Лечение афазии Вернике

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.

Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».

Нужно использовать контрастные слова на первых этапах лечения. Слова всегда должны быть общеупотребляемыми. Не нужно давать пациенту много сложных или каких-либо абстрактных значений, которые человек мало использовал и не встречал в жизни. Все понятия должны быть обобщающие.

Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.

Провокационные вопросы

Можно восстанавливать речь методом проведения регулярных диалогов. В этом случае помогают провокационные вопросы. Пациенту можно задать какой-нибудь вопрос, например «ты сидишь?» Человек отвечает. Это достаточно полезный прием и в данном случае он очень хорошо работает. Потому что пациенту упражнение помогает учиться понимать слова.

Можно задавать вопрос таким образом, чтобы человек мог использовать слова из услышанной фразы для ответа. Например:

— Кушать будешь?

Можно подключать упражнения, способствующие различению звуков нашей речи. Нужно отработать умение выделять один и тот же звук в нескольких словах:

  • Рука.
  • Рама.
  • Робот.

Первый звук произносится, пишется, читается, выделяется во всех этих словах. Потом человеку можно показать несколько слов с местом, где пропущена такая буква. Ее нужно туда вставить. Можно подключать глаголы и прилагательные по аналогичным примерам.

Человек может спать, есть, сидеть, лежать. Все это нужно показывать на нескольких контрастных изображениях.

Кошка что делает? Покажи, где животное спит. А где кошка ест? После этого количество глаголов и картинок можно увеличивать. Такое же упражнение можно проделать с прилагательными:

  • Где красный шарф?
  • Где синие варежки?

Количество существительных прилагательных постепенно увеличивается. Упражнение можно подключать для усвоения твердых и мягких глухих и звонких звуков.

  • Бочка.
  • Точка.

Пациенту нужно посмотреть на картинку, писать правильно буквы, произнести, назвать. После этого нужно подключить возможность говорить фразы, предложения, на данном этапе работа при всех формах афазии идентична. Но всегда нужно помнить о том, что ядром дефекта являются сложности в понимании и распознавании звуков.

Поэтому основной упор нужно делать именно на этот акцент. При всех формах афазии нужно подключать счет, чтение, письмо. При разных формах заболевания можно вспоминать какие-то фрагменты из стихотворений, прозы, литературы из школьной программы. Иногда такие фразы бывают автоматизированными и неплохо помогают.

При любой попытке общения у пациентов возникают такие трудности:

  • Речевой эмбол.
  • Спонтанная речь затрудняется.
  • Название и повторение затруднено.

Примерно на протяжении 10 дней с пациентами проводят восстановительный курс логопедических занятий . За этот период часто удается добиться улучшения речи.

После лечения у пациентов наблюдается средняя, ближе к легкой степени тяжести афферентная моторная афазия. Удается добиться таких результатов:

  • Преодоление речевого эмбола.
  • Пациенту становится доступным сопряженное проговаривание.

После такого облегчения можно рассматривать план дальнейшей реабилитации. На первом этапе восстановления необходимо работать в таких направлениях:

  • Выделение одних артикулов или графем в словах.
  • Анализ звуко-буквенного состава слова.
  • Формировать устную развернутую речь.

У некоторых пациентов речевой дефект может носить стойкий характер. Речь нарушается вследствие острого затруднения мозгового кровообращения. Успех лечения зависит от того, как быстро оказывается логопедическая помощь. Могут наблюдаться такие симптомы:

  • Нарушение реально артикулярного праксиса.
  • Автоматизированная речь в состоянии распада.
  • Затрудняется возможность повторения после озвучивания.

После нескольких логопедических занятий, направленных на растормаживание речи, несмотря на стойкость и выраженность речевого дефекта, удается достигнуть положительной динамики в определенных ситуациях. У человека растормаживается автоматизированная речь.

План последующей реабилитации:

  • Сопряженное и отраженное проговаривание устойчивых речевых конструкций.
  • Стимулирование глобального чтения.
  • Растормаживание ситуативной речи.

Симптомы и способы лечения

Перечислим основные:

  • Акустическая агнозия.
  • Ошибки осмысления.
  • Вербальные и литеральные парафазии.
  • Речевая витиеватость.
  • Логорея.

У некоторых пациентов с сенсорной афазией наблюдается угнетение работы вышеуказанных областей коры головного мозга по данным компьютерной томографии. Картина объемного образования в левой височной доле.

У пациентов могут возникать такие трудности:

  • Грубое нарушение понимания обращенной речи.
  • Отчуждение распознавания смысла слова.
  • Обильная непродуктивная речь отсутствует.

Подобные симптомы обуславливаются устойчивой обратимостью речевого нарушения, поскольку на момент обследования у пациентов речевое нарушение может протекать в течение нескольких лет без логопедического вмешательства.

В подобных ситуациях применяется такой план реабилитации:

  • Восстанавливаемое понимание простейших речевых инструкций и ситуативной речи.
  • Восстановление предметной отнесенности слова.
  • Проведение работы по восприятию глобального чтения. Таким образом активизируется только доминантное полушарие.
  • Восстановление возможности понимания смысловых искажений.

У пациента наблюдается средняя степень тяжести речевого нарушения. Отмечаются характерные ошибки осмысления и восприятия речи. Затрудняется поиск слов из ряда всплывающих альтернатив по их акустической близости. Характерно выражены трудности при восприятии акустически близких фонем. Присутствуют нарушения фонематического восприятия.

В подобной ситуации при средней степени выраженности синдрома реабилитация проходит по такому плану:

  • Нужно восстанавливать фонематическое восприятие при помощи дифференциации слов с оппозиционными фонемами.
  • Восстанавливать аналитическое чтение. Проводить работу по восстановлению семантики слова при помощи преобразования одних звуков из других, подбора определения к словам, дифференциации слов омофоны, омографы, омонимов, синонимов и антонимов.

Рассмотрим случай, при котором следствие развивается в синдром акустико-мнестической афазии.

Патология развивается при повреждении височной затылочной доли левого полушария. При осмотре пациентов можно наблюдать угнетение функционирования данной области. В основе рассматриваемого синдрома заложено снижение объема слухоречевой памяти. Патология проявляется, как трудности выделения нужных лексических компонентов высказывания и отчуждения понимания значения слова при его повторении.

У пациентов возникает заболевание грубой степени тяжести. Диагностируются такие речевые особенности:

  • В спонтанной речи отмечаются многочисленные повторы.
  • Характерен поиск слова.
  • Отсутствие моторных трудностей.
  • Не наблюдается апраксия в органах артикуляции или затруднение реализации моторной генетической программы.
  • Больной способен распознавать письменную речь при отводе на графический образ слова.
  • Присутствует признак отчуждения слова при правильном повторении.

На этом примере врачи разработали такой план лечения:

  • Нужно поработать над предметной отнесенностью слова.
  • Показывать предметные картинки.
  • Раскладывать к ним подписи.

Объяснять функциональное назначение предметов, изображенных на картинках. Работать над схемой тела, показывать на инструкции руки, ноги, части лица у себя и на изображении.

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Сбои возникают после черепно-мозговых травм, инсультов, опухолей, воспалений, тромбозов мозговых сосудов. При афферентных и эфферентных формах афазии повреждаются нисходящие либо восходящие нервные пути. Серое вещество головного мозга и такая же субстанция за его пределами становятся неспособными к полноценному обмену информацией.

Речевые функции мышц губ, языка, гортани во многих случаях остаются сохранными. Порой афазию сопровождают смежные расстройства чтения (алексия), письма (аграфия) или счёта (акалькулия). Формы афазии классифицируются с учётом зоны поражения.

Моторная афазия.

Патология возникает вследствие повреждения лобной доли левого (доминантного у правшей) полушария мозга, отвечающей за моторику письма и речи. Афазия этого типа даёт серьёзные трудности в произношении слов, а в тяжёлой форме - звуков и звукосочетаний (фонем). При сверхтяжёлой форме расстройства больной издаёт бессмысленное мычание. Иногда в ответ на заданные вопросы можно расслышать «да» либо «нет».

Речь в лёгкой степени моторного афазического нарушения отличается медленным темпом, интонационной и смысловой бедностью, плохой артикуляцией, прерыванием из-за нехватки нужных слов и фраз. Пациент почти не включает предлоги, большинство союзов и частиц в словосочетания и предложения. Он использует в основном глаголы и существительные. Соседние слова не соотносятся между собой, поскольку человек с моторной афазией неверно употребляет их концевые элементы. Нарушен порядок составных частей в предложениях и фразах. Речь звучит неграмотно и «телеграфно», хотя она достаточно информативна.

Интонация речи также становится специфической: многие больные пытаются по-особенному подать доступные им слова, чтобы собеседник догадался об отношении к ситуации. Устную речь другого человека пациенты воспринимают нормально, могут читать, но запинаются при воспроизведении коротких, преимущественно служебных слов.

Итого, афазию данной формы можно характеризовать как общее расстройство речевой моторики плюс частичное нарушение восприятия отдельных словосочетаний.

Моторная афазия отличительна от других форм тем, что больной осознаёт свою патологию. В значительной мере это влияет на его психологическое состояние: возникает скорое отчаяние, плаксивость, депрессивные наклонности. В основу лечения данного вида афазии положено пение. Регулярные певческие занятия способны восстановить речь больного до практически нормального уровня.

Болезнь проявляется комплексно: к речевым присоединяются двигательные патологии. Мимические мышцы правой половины лица ослаблены или полностью парализованы. Движения с помощью лицевых, ротовых и горловых мускулов осуществить невозможно. Наблюдается сдвиг поля зрения. Паралич мышц лица с одной стороны свидетельствует о существенном повреждении головного мозга. В данном случае прогноз болезни усугубляется.

Ишемический инсульт – основная причина моторной афазии. Он затрагивает верхние участки центральной артерии головного мозга и пагубно влияет на речевую деятельность. Её нормализация возможна через несколько месяцев после кровоизлияния в мозг. Если речь значительно не улучшилась за этот срок, то в дальнейшем вряд ли возможны положительные изменения.

Среди других причин моторной афазии – различные поражения, в т.ч. новообразования, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в полость черепа. Небольшие очаги патологии в тыльной зоне центра моторной речи провоцируют преходящую артикуляционную недостаточность. Функции повреждённого участка берёт на себя здоровая область речевой системы. При этом двигательные расстройства наблюдаются чаще, но, как правило, они незначительны.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии поражается т.н. зона Вернике, отвечающая за понимание речевой информации. Эта область располагается в височной части лобной доли (у праворуких - левой). Афазия сенсорного типа обессмысливает для пациента устную речь собеседника и письменный текст. Слуховой анализатор поражается в корковом отделе. Информация слышима, но интерпретировать её больной не может. Он воспринимает речь как набор нечленораздельных звуков. Язык, прежде бывший родным, абсолютно не понятен, словно иностранный. Эта разновидность сенсорной афазии называется акустико-гностической.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду - сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

При данной патологии болезненный процесс локализован в заднем (покрышечном) участке нижней лобной извилины. Там находится речедвигательный центр - т.н. зона Брока. У правшей она расположена в левой, у леворуких – в правой лобной доле головного мозга.

Афазия эфферентного типа нарушает экспрессивную речь – активные высказывания в устной либо письменной форме. Появляются существенные трудности в переходе от слова к слову или с одного слога на другой. В остром периоде болезни речи практически нет, по мере стихания наблюдаются проблемы с артикуляцией. Фразы не интонированы, звучат тихо и телеграфично. Это краткие, грамматически неверные предложения, почти без глаголов, с длительным паузами. Характерны словесные и звуковые искажения. Больным трудно в точности повторить фразу за врачом, назвать показанный предмет без буквенной подсказки. Чтение вслух и письмо даётся с трудом, нарушена орфография и грамматика, переставляются отдельные буквы. Понимание устной речи, написанного текста остаётся нормальным.

У моторной афазии по эфферентному типу отмечается острое развитие и сочетание с двигательными нарушениями (гемипарез, гемигипэстезия), вызванными кровоизлиянием в бассейн левой средней мозговой артерии.

Лечение афазии.

Восстановление речевых способностей человека, исчезновение афазических признаков может быть быстрым и долгим, полным либо частичным.

Микроинсульт – транзиторная ишемическая атака с кратковременным нарушением кровяного тока к мозгу. После такой формы инсульта человек обретает способность к нормальной речи. Это случается спустя несколько часов либо суток, иногда без терапевтического вмешательства. Обширные инсульты вызывают комплекс проблем с длительным течением. Функции речи восстанавливаются постепенно, иногда – не в полной мере. Частью они регенерируются спонтанно, на протяжении нескольких недель-месяцев после мозговой травмы. Это касается не всех пациентов с афазией. Так или иначе, у всех больных многие признаки недуга выражены в течение длительного времени. Для их устранения применяют логопедические методы. Полностью речевая способность пациента восстановится минимум через два года. Раннее начало коррекционной терапии даёт лучшие результаты.

Успех в реновации речи зависит от множества факторов – причины мозгового повреждения, его тяжести, возраста и состояния здоровья больного. Важным компонентом лечения считается посильное участие в нём семьи пациента.

Родственникам человека с диагнозом «афазия» рекомендуется:

Строить собственную речь в адрес больного по принципу максимальной простоты. Предложения должны быть несложными, короткими, доступными для элементарного понимания;

Ключевые, наиболее важные слова из предложения повторять, когда в этом есть необходимость;

Соблюдать обычный стиль общения, не адаптированный под малолетнего ребёнка или слабоумного;

Строить общую беседу так, чтобы больной мог принимать в ней участие, всячески поощрять его к этому;

Общаться с больным на всех коммуникативных уровнях – вербальном (словесном) и невербальном, включающем выразительные жесты и мимику;

Исправлять ошибки в речи больного как можно реже;

Терпеливо ждать, пока человек выстроит и выговорит предложение, при этом оказывать ему минимальную помощь.

В современной реабилитационной терапии есть и другие методы. В частности, для оптимизации речевых способностей пациента используют компьютеры. Созданы специальные программы для людей, перенесших инсульт. Приложения адаптированы под особенности мозговой деятельности пользователей, их потребности. Индивидуальную программу и план работы составляет специалист. Компьютерные методики ускоряют процесс восстановления речи пациента. Они экономят время его родственникам, которые в силу возникших проблем не всегда могут регулярно заниматься с больным. Среди всего прочего, компьютерным методом устраняются проблемы фонематического восприятия. Пользователи начинают лучше понимать отдельные звуки, звукосочетания. Некоторые элементы речевого функционала восстанавливаются быстрей, чем при обычных занятиях с логопедом или членом семьи.

За речевые способности человека отвечают два центра, которые находятся в головной коре мозга.

Если вследствие каких бы то ни было причин эти центры повреждены, то начинает проявляться такое заболевание как, афазия, которое заключается в нарушениях речевых функций.

Не стоит думать, что при афазии человек полностью теряет способность говорить, скорее наблюдается изменение структуры его речи, обеднение лексикона, а также неспособность вспоминать даже самые простые слова.

Симптомы могут отличаться в зависимости от типа афазии, которая наблюдается у человека.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.

Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная . Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

Причины расстройства

Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.

Вот некоторые из них:

  • — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как и лейкоэнцефалиты;
  • сильные ;
  • и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и подготовки и проведения исследования.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

При это интересно что такой больной может исполнять простые команды врача, такие как просьбы закрыть глаза, встать или сесть.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания , выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед , который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалографи я — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.

Если подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью , но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.

Характерные особенности речевых расстройств могут быть использованы для постановки синдромального диагноза, имеющего топическое значение. На основании нарушений беглости речи, понимания и повторения различают восемь классических синдромов корковой афазии. Эти синдромы речевых расстройств наблюдаются приблизительно у 60 % всех больных с афазией. Большинство оставшихся «атипичных» афазий обусловлено очаговым поражением подкорковых структур головного мозга. Большое значение при клинико-анатомических сопоставлениях имеет время возникновения афазии. Вскоре после острого нарушения мозгового кровообращения деафферентация, отек и другие механизмы диашиза приводят к появлению чрезвычайно выраженных неврологических дефицитов. Позднее, благодаря пластичности нервной системы происходит восстановление функций и уменьшение неврологического дефицита. Синдромы афазии имеют максимальное топико-диагностическое значение в пределах от 3 недель до 3 месяцев после их возникновения. А. Афазии вследствие поражения зон мозга вокруг сильвиевой борозды.

Афазия Брока.

У больных с афазией Брока наблюдаются: (1) нарушение беглости речи, дизартрия, затруднение речи; (2) нарушение повторения; (3) относительная сохранность понимания речи с легким затруднением понимания синтаксических и сравнительных грамматических конструкций. У больных отмечается «телеграфный» стиль речи, в речи содержатся имена существительные и глаголы с пропусками небольших соединительных слов. У большинства больных наблюдается брахиофациальный гемипарез. У больных часто имеет место фрустрация вследствие дефекта речи и повышен риск развития депрессии.

Очаги поражения, вызывающие афазию Брока , находятся в задних отделах нижней лобной извилины (центр Брока) и могут захватывать окружающую моторную, премоторную области коры и подлежащее белое вещество. Очаги поражения, ограниченные только центром Брока, вызывают легкую преходящую афазию и более постоянную дизартрию.

Центр Брока кровоснабжается верхней ветвью средней мозговой артерии.

Латеральная поверхность левого полушария большого мозга.
Поля 44 и 45 Бродмана соответствуют зоне Брока, а поле 22 - зоне Вернике. Поля 41 и 42 соответствуют первичной слуховой коре.
Эти поля расположены глубоко в сильвиевой борозде и не видны на снимке боковой поверхности полушария большого мозга.
Поле 40 представляет собой надкраевую извилину, а поле 39 - угловую извилину.
Названия извилин и соответствующие им поля Бродмана приведены в таблице ниже.

Афазия Вернике.

У больных с афазией Вернике выявляется беглая речь с хорошей артикуляцией, без затруднений ее продукции и почти всегда засоренная парафазиями и неологизмами. Параллельно этому нарушается повторение. Ведущим симптомом афазии Вернике является выраженное нарушение понимания речи. Наблюдается два типа поведенческих реакций в ответ на нарушение понимания речи. Чаще всего в остром периоде больной не осознает своего дефекта, невозмутимо давая неадекватные и избыточные с элементами парафазии ответы на вопросы врача. Реже больные находятся в раздраженном или параноидальном состоянии, возможно, из-за неспособности понимать речь окружающих. Часто наблюдается верхнеквадрантная гомонимная гемианопсия. Тем не менее, отсутствие более выраженных двигательных и чувствительных расстройств, беглая речь пациента могут привести к ложному медицинскому заключению о наличии у него спутанности сознания или психоза.

Афазия Вернике наблюдается при поражении задней трети верхней височной извилины (центр Вернике или слуховая ассоциативная зона). Размер очага повреждения может значительно варьировать, поэтому повреждение часто распространяется на среднюю височную извилину и нижнюю теменную долю.

Центр Вернике кровоснабжается нижней ветвью средней мозговой артерии.

Глобальная (тотальная) афазия.

Наиболее тяжелая форма афазии , называемая глобальной, характеризуется тяжелым нарушением экспрессивной речи, выраженным расстройством понимания и нарушенной способностью к повторению. Спонтанная речь часто отсутствует, или больной произносит только несколько стереотипных звуков. Нарушены или невозможны чтение и письмо. Почти всегда наблюдается сопутствующая гемиплегия. Часто отмечаются гемианестезия и гемианопсия.

При типичном инсульте в патологический процесс целиком вовлекается зона вокруг сильвиевой борозды, включая центр Брока в нижней лобной извилине, центр Вернике в заднем отделе верхней височной извилины и лежащую между этими центрами кору лобной и теменной долей. В редких случаях изолированное поражение центров Брока и Вернике вызывает глобальную афазию без гемипареза. Зона вокруг сильвиевой борозды кровоснабжается ветвями средней мозговой артерии. Окклюзии внутренней сонной и средней мозговой артерий являются наиболее частыми причинами глобальной афазии.

На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слов догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково.

Одно и то же слово может восприниматься по-разному, смешиваются слова. В связи с тем, что звуковой состав флексий, приставок и суффиксов однороден и они являются в потоке речи более частотными, чем звуковой состав разно корневых слов, при сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая, т. е. лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря его предметной отнесенности. Однако, категориальная отнесенность слова может быть воспринята.

В некоторых случаях при поражении обеих височных долей мозга возникает картина тяжелой акустико-гностической афазии в сочетании с акустической агнозией. Нарушается не только фонематический слух, но не различаются на слух, тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки.

В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи приакустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль над своей речью. В результате этого в речи возникает множество латеральных и вербальных парафазий. На раннем этапе после инсульта или травмы речь больного может быть абсолютно непонятной для окружающих, так как она состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что получило название "жаргонафазии" или "речевой окрошки".

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает иритмико-мелодическую его основу.

Период жаргонафазии держится не более 1,5-2 месяцев, постепенно уступая место лигорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. На среднем этапе восстановления речи литеральные парафазии наблюдаются реже, однако отмечаются обильные вербальные парафазии.

В исследовании номинативной функции при сенсорной акустико-гностической афазии наряду с правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.

На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, в заменах существительных личными местоимениями. Менее расстроено при сенсорной афазии использование предлогов и флексий существительных.

При чтении в речи человека с сенсорной афазией появляется множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, та как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

На раннем этапе после инсульта при грубой акустико-гностической афазии нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание слов. Больные, не осознавая свои речевые дефекты, зрительно схватив образ списываемого слова, бесконтрольно начинают его воспроизводить. При таком бесконтрольном воспроизведении слова при списывании они пишут вместо трех букв, например, восемь - десять, непрестанно произнося неопределенный набор звуков. Привлечение сохранного оптического контроля постепенно приводит к точному копированию буквенного состава слова, однако в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии.

Грубые нарушения счета при сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции. Больные, не понимая инструкции, могут пассивно копировать, списывать примеры, не совершая арифметических операций, могут неправильно записать число.

Для более подробного изучения данного заболевания нужно более подробно рассмотреть клиническую картину заболевания.

Сенсорная афазия обычно возникает при поражении задних и средних отделов верхней височной извилины (зона Вернике) и проявляется нарушением импрессивной речи, но в связи с отсутствием слухового контроля собственна высказываний вторично (отсутствие сформированной в детстве речи -- алалия, ее недоразвитие в детстве -- дислалия) расстраивается и экспрессивная речь. При грубой сенсорной афазии больной вообще не понимает обращенную к к нему речь, он говорит много и быстро, но его речь мало понятна для окружающих («словесная окрошка») из-за большо числа парафазии. Парафазиями называют неправильное произнесение слов с заменой одного звука другим (лите-пальная парафазия) или заменой одного слова на другое (вербальная парафазия). Больной обычно не замечает своего дефекта. При легкой степени сенсорной афазии больной путает сходные по звучанию слова, его речь имеет парафазии, но в основном понятна для окружающих. При сенсорной афазии помимо расстройства речи нарушается чтение, что по выраженности соответствует степени непонимания речи. У больных с сенсорной афазией нередко отмечается правосторонняя гемианопсия в связи с повреждением проходяших рядом в глубине височной доли путей зрительного анализатора (зрительной лучистости).

Сенсорная афазия возникает при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальных слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.

Главным проявлением сенсорной афазии является полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает речевые звуки как нечленораздельные шумы. Выделяют акустико-гностическую и акустико-мнестическую формы сенсорной афазии.

Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазии, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логоррея).

Контроль над собственной речью нарушен. При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма" больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Иногда наблюдается слитное написание двух слов (контаминации) при письме под диктовку. В тяжелых случаях письмо распадается полностью; в более легких нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения. Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко. Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы. Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным.