Н. Л. СЕМЕНОВА

«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИД В РОССИИ (4 часа).

1. Исторические факты и исторические источники. Внешняя и внутренняя критика источников.

2. Общая характеристика вспомогательных исторических дисциплин.

3. Из истории развития ВИД в России.

ЛИТЕРАТУРА

Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. , . – М., 1990. Воронов истории денег. – Новосибирск, 1986. , Устюгов метрология : Учебное пособие. – М., 1975. , Шорин исторические дисциплины. – М., 1984. Лакиер геральдика. – М., 1990. , Кобрин к тайнам Клио. – М., 1994. , Кияшко исторические дисциплины. – М., 1973. Щепкин палеография. – М., 1967.

1. Историческая наука строит свои выводы на материале историчес­ких источников. Под историческим источником понимают все остат­ки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооруже­ний), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и т. д. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря раз­витию техники,- звуковые записи, фото - и кинодокументы. Приема­ми выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источ­ никоведение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разраба­тываемые источниковедением?

Первый - этап научной критики связан с получением информа­ции о происхождении источника. Для письменного источника это оз­начает установление времени и места его составления, авторства , условий написания и подлинности, восстановления утраченных мест и первоначального текста, установления редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топо­графических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, зна­ками письма и материала для письма, использования метрологичес­ких, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имею­щей целью определение степени правомерности использования ис­точника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источ­ника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выясне­ние степени соответствия жизненных явлений их отражению в источ­нике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота ин­формации и научной ценности источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной по­зиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определен­ное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в кото­рой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, посколь­ку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержа­ния и значения источника.

2. Источниковедческая критика источника предусматривает ис­пользование приемов так называемых вспомогательных историчес­ких дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и раз­рабатывающие специфические методики и технические приемы в це­лях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, метрология, хронология, сфрагистика, ге­ ральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпи­графика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы оп­ределяются характером материала источника, содержащего письмен­ную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), ви­дом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние призна­ки рукописных источников и связанные с ними графика букв, мате­риал для письма, художественные украшения. Хронология исследу­ет различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вмести­мости (объема), их соотношения с современной системой мер. Об­ластью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы , монеты, надписи на них и денеж­ное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историчес­кая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики яв­ляется формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще офи­циальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпи­графика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах).

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их иссле­дования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каж­дая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать мак­симум информации о его происхождении.

Любая из вспомогательных исторических дисциплин сопоставля­ет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно свя­зана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквен­ные изображения цифр, а палеографические наблюдения над мате­риалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографи­ческих навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной моне­те или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфра­гистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно свя­зана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Связь между вспомогательными историческими дис­циплинами говорит о необходимости комплексного использования их Методик и сопоставления выводов каждой из них.

3. Появление и развитие приемов и понятий, ставших впоследст­вии неотъемлемой частью вспомогательных исторических дисциплин, было связано с чисто практическими нуждами. Древние писцы в це­лях установления подлинности документов сравнивали почерки, вы­рабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за спосо­бом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению собы­тий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычисле­ний пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.

Таким образом, использование приемов вспомогательных истори­ческих дисциплин первоначально определялось практическими зада­чами. Исходя из этого каждую из вспомогательных исторических дисциплин до ее научного изучения и использования можно услов­но рассматривать как практическую: практическую палеографию, практическую метрологию, практическую хронологию и т. д.

По мере дальнейшего развития Русского государства практи­ческие знания в области вспомогательных исторических дисциплин не только находили более высокую и разнообразную форму вопло­щения, но и все более часто применялись в жизни.

В XVI-XVII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий , отразивших практические навыки в области рукописной и печатной графики, а также украшений руко­писей. Появились рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте. Азбуки писались на столбце, т. е. листе бума­ги определенного формата. В них в алфавитном порядке приводи­лись различные варианты написания скорописных букв, слогов, лига тур, слов и даже отдельных текстов (молитв, нравоучительных пи сем, образцов деловых бумаг)! В руководстве для писцов-рисо­вальщиков, оформлявших рукописные книги, содержались разъяс­нения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него зо­лотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой («правилом»), циркулем («кружалом»). Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и украшении печатных книг, а также в оформлении Печатных азбук и букварей: «Азбуки» (1574 г.) Ивана Федорова, «Азбуки» (1634 г.) Василия Бурцева, «Букваря» (1694 г.) Кариона Истомина. Но особенно большое значение приобрело использо­вание приемов практической палеографии в судебной экспертизе . И условиях единого Российского государства обострились противо­речия и борьба за землю, ренту, рабочие руки. Появилось много фальшивых документов, фальсифицирующих право тех или иных in и на землевладение и душевладение. Экспертами документов выс­тыли специалисты-подьячие. При разборке судебных дел, в том случае, если одна из тяжущихся сторон обвиняла другую в подделке документов, подьячие специально обращали внимание на почерки, дополнительные приписки и подчистки в документах. Нередко в ус­тановлении истины на помощь экспертам приходили знания в облас­ти практической дипломатики, а именно знания структурного по­строения документов, особенностей их формуляров.

Большое значение для сохранности источников имели указы Петра I от 1720 и 1722 гг., предписывающие монастырям и церквам присылать в Москву в Синод из своих библиотек и архивов древние грамоты, книги и «прочие куриозные письма». В 1722 г. по указу Петра I при Сенате была создана Геральдмейстерская контора, обязанностью которой явилось составление не только городских, но и частных гербов. Герботворческая деятельность, начатая при Петре, продолжалась и в течение XVIII и XIX вв., создавая необходимую базy публикации источников по геральдике. Составление гербов в Ге-ральдмейстерской конторе находилось в тесной связи с другой сто­роной ее деятельности - историческим-нодтверждением положения, генеалогической преемственностью дворянских родов, необходимых для получения родового герба. Контора, а затем Департамент Ге-ральдии ведали делами принадлежности к дворянству и к другим ти­тулованным родам, составлением списков дворян. С 1725 г. основные нумизматические находки начали сосредоточиваться в Академии на­ук. С 1775 г. сбором монет стал заниматься нумизматический каби­нет Эрмитажа. Государственные нумизматические коллекции попол­нялись за счет деятельности Археографической комиссии и частных коллекций.

В первой половине XIX в. группой ученых (,) была проведена большая работа по выявлению в библиотеках и архивах памятников древнерусской пись­менности. Возглавленная Археографическая экспе­диция сделала известным содержание многих архивных хранилищ страны. Систематизация архивных фондов и их изучение способство­вали накоплению информации о печатях, сохранившихся при доку­ментах.

Выявление исторического материала сопровождалось его изда­нием. Первые публикации русских источников относятся ко второй половине XVIII в. и связаны с деятельностью известного просве­тителя, а также Академии наук и других учреждений. В 1773-1791 гг. осуществил многотомное издание «Древней Российской Вивлиофики"», в которой впервые опубликовал духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, родосло-ницы («Бархатную книгу») и другие источники.

В деле издания источников в XIX- начале XX в. главная роль принадлежала правительственным комиссиям, ведомствам , комите­там, научным обществам и журналам. Например, созданная в 1834 г. Археографическая комиссия опубликовала Полное собрание русских летописей и целый ряд актов публичного и частного характера, объ­единенных в многотомные собрания, в том числе «Акты Археогра­фической экспедиции» (т. 1-4, СПб., 1836-1838), «Акты Истори­ческие» (т. 1-5, СПб., 1841 -1842), «Дополнения к Актам истори­ческим» (т. 1 - 12, СПб., 1846-1879) и многие другие.

Издание разнообразных по характеру и содержанию источников требовало не только подготовки их к печати (правильного прочте­ния, датировки), но и составления справочного аппарата, включаю­щего описание графики букв, материала для письма, объяснения значения метрологических единиц и внешнего вида печатей. Эта работа способствовала накоплению и осмыслению приемов научной критики источников методами, характерными для палеографии, сфра­гистики, метрологии, хронологии и других вспомогательных истори­ческих дисциплин.

Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в сочинениях XVIII в. Та­тищев, который открыл и исследовал два важнейших памятника феодального права - Русскую Правду и Судебник 1550 г., а также использовал большое количество летописных и других источников в своей «Истории Российской», указал на необходимость знания ис­ториком палеографии, древней хронологии, геральдики и генеалогии. Например, говоря о генеалогии, он подчеркивал: «Генеалогию или родословие государей нужно знать, кто от кого родился, кого де­тей имел, с кем браком обязан был, из чего можно уразуметь пра­вильные наследства и домогательства». Сведения по хронологии, палеографии, генеалогии, топонимике давались в исторических тру­дах, в коммента­риях к изданиям источников.

Таким образом, деятельностью ученых XVIII в. был поставлен на очередь дня вопрос о необходимости изучения материалов вспо­могательных исторических дисциплин. Но само понятие о палео­графии, метрологии, хронологии, сфрагистике, нумизматике, ономас­тике как особых исторических дисциплинах получило развитие толь­ко в XIX в.

В первой половине XIX в. вспомогательные исторические дисцип­лины развивались преимущественно как описательные. На этом эта­пе шло выявление и накопление фактического материала, имеющее итогом появление работ, в которых давалось описание материала делались первые шаги по его научному осмыслению, обобщению и классификации.

Для развития палеографии в первой половине XIX в. и в после­дующее время имели особое значение научные палеографические описания рукописей, составленные, А. X. Востоковым, и другими, сборники палеографических текстов, снимков, изданные и, таблицы водяных знаков , выявленных и изданных и.

Публикацией статей о русских мерах длины и веса, о торговых иенах на товары и хлеб началось описание материалов по русской метрологии, завершившееся книгой «Общая метрология», вышедшей в 1849 г. и обобщившей ранее собранный ма­териале Практическая необходимость научной датировки публи­куемых" источников, в первую очередь Полного собрания русских летописей, открыла страницу жарких споров о летосчислении Древ­ней Руси, «старшинстве» мартовского или сентябрьского годов2. Тогда же были обобщены и популярно изложены сведения о кален­дарях3, а обратился к составлению хронологических таблиц, существенно облегчивших определение дат исторических событий.

К середине XIX в. относится начало издания специальных альбо­мов снимков русских печатей и попытка их классификации. Итогом накопления материала по дворянской геральдике явилось издание с конца XVIII в. «Общего гербовника дворянских родов»", в котором частные гербы объединялись по группам: гербы потомков Рюрико­вичей, Гедиминовичей, древних дворянских родов и родов, пожало­ванных княжескими, графскими, баронскими, дворянскими титула­ми. Несколько позже дворянских началась публикация городских гербов. Их рисунки были изданы в 1843 г. отдельной книгой в виде Приложения к Полному собранию законов Российской империи.

Сводным трудом по сфрагистике и геральдике стала работа «Русская геральдика»;(кн. 1-2, СПб., 1855). В первой книге этого труда давался исторический обзор русских печатей и де­лалась попытка их научной классификации. Вторая книга содержала историю дворянских гербов. В тесной связи с геральдикой развива­лась генеалогия. Столкнувшись с необходимостью разобраться в чрезвычайном обилии повторяющихся имен князей в ранний период Российской истории, авторы трудов по истории России приступили к составлению княжеских родословных росписей и таблиц. К 20- 30-м гг. XIX в. относятся попытки разработки методики систе­матизации и наглядно-графического изображения родословных, включающих как основные, так и параллельные родственные связи.

Накопление, научное описание, попытки систематизации матери­ала, предпринятые в первой половине XIX в., создали прочную ос­нову для развития вспомогательных исторических дисциплин в пос­ледующее время, Конечно, представление о каждой из вспомогатель­ных исторических дисциплин складывалось не сразу. Например, в XIX- начале XX в. некоторые из исследователей считали, что пред­метом палеографии является изучение «древлеписания», т. е. древ­него письма и его изменений. Поскольку древним письмом могли быть написаны не только рукописные тексты, но и тексты на твердых предметах, к сфере изучения палеографии долгое время относили надписи на металле, камне и других предметах. Так, пер­вый палеографический труд «Письмо... о камне Тмутороканском», написанный в 1806 г. , был посвящен изучению над­писи XI в., выбитой на камне. В опубликованной почти через 80 лет «Славяно-русской палеографии XI-XVI вв.» (СПб., 1885) палеография продолжала рассматриваться еще не вполне откристаллизовавшейся дисциплиной, поскольку к объекту ее изучения были отнесены надписи, сделанные на твердых телах: иконах, монетах, камнях.

Только со временем к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописей. Изучение надписей на камне стало уделом эпиграфики, надписей на металлической печати - сфрагис­тики, на монете - нумизматики.

Более четкое разделение вспомогательных исторических дисцип­лин стало возможным благодаря углублению методик критики ис­точников и развитию исторической науки в целом. Исследователи второй половины XIX- начала XX в. продолжали выявление и обоб­щение материала, связанного со вспомогательными историческими дисциплинами. Но вместе с тем в работах этого периода более отчет­ливо проявилось стремление вычленить каждую из вспомогатель­ных исторических дисциплин, определить ее место и предмет, наме­тить цели, усовершенствовать методические приемы и отойти от описательности.)

В работах, и других содержался интерес­ный фактический материал и получили дальнейшее развитие попытки уточнить предмет, задачи, приемы палеографии. Возможность ис­пользования более частных палеографических приемов датировки давала работа, посвященная бумажным водяным знакам. Достижением историографии явился учебник по палеогра­фии, вышедший в 1918 г. Работа и Сегодня в значительной степени сохранила свою научную ценность.

Интерес к вопросам летосчисления, усилившийся главным образОМ в связи с компанией, проводимой в пользу замены юлианского календаря григорианским, дал толчок к изучению часосчисления и летописного летосчисления на Руси. Компромиссная гипотеза об отставании мартовских годов от сентябрьских на полгода или, наоборот, опережении их (так называемые «ультра­мартовские годы») положила конец спорам о начале года на Руси, продолжавшимся еще с первой половины XIX в. Совершенство­вание технических приемов и методов хронологии привело к модер­низации таблиц и составлению математических формул, несколько упростивших обработку и проверку «прямой» датировки истори­ческих источников. Тогда же введением в научный оборот таблиц с расчетами лунных и, солнечных затмений, появления комет и т. д. была усовершенствована методика «косвенной» датировки, связан­ная с проверкой упомянутых в источниках астрономических явле­ний по объективным данным астрономии.

Трудами начала XX в. были заложены основы научной сфрагистики.

Генеалогическая литература характеризовалась продолжением традиционного изучения княжеских родословий и появлением но­вого типа трудов - генеалогических справочников, обобщающих ро­дословные росписи русского дворянства. Вслед за «Российской родословной книгой» вышли справочники дво­рянских родов -Ростовского, В. В. Го-лубцова. Забота представителей дворянского класса о превращении своих родословных в фамильную историю вызвала появление сочине­ний об отдельных родах. Расширение документированности гене­алогических известий и попытка теоретического осмысления и обоб­щения накопленных генеалогических материалов в конце XIX- начале XX в. была предпринята в трудах.

В геральдике, наряду с выяснением и публикацией отдельных тематических сводов гербов, развернулась разработка справоч­ной литературы о гербах, разъясняющая их эмблематику в истории. Исключительная роль в публикации гербов, создании обобщенных работ по истории русской геральдики, справочной литературы , по­могающей в определении гербов, принадлежала, который впервые рассмотрел герб как исторический источник.

Появление в XVIII и XIX вв. частных и государственных нумиз­матических коллекций сделало возможным составление русской нумизматической систематики. Активизации работы русских нумиз­матов во второй половине XIX- начале XX в. способствовало созда­ние нумизматических обществ и отделений, по инициативе которых были налажены выпуски специальных серий нумизматических трудов. В ценных работах, ­кова был изучен, обобщен и классифицирован материал русской, античной и восточной нумизматики.

Таким образом, в результате развития исторической науки и ис­точниковедения в целом в области вспомогательных исторических дисциплин был выявлен и собран значительный материал, опубли­ковано и изучено большое количество источников, написаны цен­ные статьи, справочники, монографическая литература. Со второй половины XIX в. в ряде высших учебных заведений было введено чтение лекционных курсов по палеографии, нумизматике, метрологии, сфрагистике, генеалогии и геральдике.

Однако в конце XIX- начале XX в. все еще продолжали оста­ваться нечетко выраженными предмет и задачи отдельных вспомо­гательных исторических дисциплин. Некоторые из них рассматрива­лись в качестве прикладных по отношению к другим вспомогатель­ным историческим дисциплинам: сфрагистика - как прикладная ди­пломатики, геральдика - как прикладная генеалогии. Хронология, находившаяся в процессе становления, часто рассматривалась в учебных курсах по палеографии. Разработка теоретических вопросов отличалась неравномерностью. Например, палеография развивалась преимущественно на источниках, написанных уставом и полууставом. Деловые бумаги, в том числе и частные акты, написанные скоро­писью, исследовались недостаточно. Не стали объектом исследования такие признаки бумаги, как клейма и штемпели. Неравномерно раз­вивались отдельные разделы нумизматики. Серьезным недостатком нумизматического собирательства являлась недооценка монетного клада как комплексного нумизматического источника. Метрология ограничивалась преимущественно изучением древнерусских мер, сфрагистика проявляла больший интерес к печатям XVI-XVII вв., чем к печатям древним, причем изучались печати, сохранившиеся при документах. Что же касается печатей, найденных в земле, в отрыве от документов, то за неимением методик их обработки они еще не привлекли должного внимания исследователей. Введенные во второй половине XIX в. в научную практику формулы перевода дат все еще отличались громоздкостью и неудобством. Некоторые клас­сификации печатей и монет нуждались в критической переоценке.

Разработка материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин отличалась хронологической ограниченностью. Напри­мер, в курсах, ­кого вопросы палеографии рассматривались главным образом до XVI-XVII вв. В учебнике по палеографии рассмот­рение палеографических признаков ограничивалось преимущественно XVIII в. Не стали объектом должного изучения печати «моложе» XVI в.

Некоторые разработки в области вспомогательных дисциплин со­держали ошибочные положения. Например, весовая метрология от­рицала самобытное развитие русских единиц веса и утверждала, что славяне их заимствовали у арабов, греков, скандинавов. Факт раннего развития единиц и систем веса, в том числе гривны, у вос­точных славян еще до их контактов с Востоком, Византией и Скан­динавией учеными-метрологами игнорировался. Противореча пока­заниям монетного материала о значительном дроблении денеж­ных единиц, метрологи отрицали пестроту областных мер в период феодальной раздробленности. В генеалогии неверным был вывод об отсутствии письменных источников о родословных рабочих и кре­стьян и о невозможном восстановлении их генеалогии.

Заполнение белых пятен, уточнение ряда положений стало делом развития вспомогательных исторических дисциплин в последую­щий период. Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам выразился в появлении учебных курсов, обобщивших материал не­скольких вспомогательных исторических дисциплин.

Важным моментом в развитии вспомогательных исторических дисциплин и источниковедения в целом явилось издание на протя­жении ряда лет сборников и журналов, в которых публиковались источники и исследования по палеографии, сфрагистике, геральдике, нумизматике, ономастике, археографии и в целом по источникове­дению. Большое значение для развития вспомогательных истори­ческих дисциплин имела дальнейшая публикация источников и фак­симильного воспроизведения ряда рукописных текстов.

В научный оборот были вовлечены новые вещественные источ­ники, найденные в ходе археологических раскопок. Еще в самом начале XX в. была открыта сфрагистическая сокровищница Руси - Новгородское городище. На протяжении периода существования Новгородской республики оно было главной резиденцией князя. На городище находились княжеская канцелярия и архив. Материаль­ные остатки этих учреждений сохранились в виде печатей или их осколков, находки которых не прекращаются до настоящего времени, составив громадный сфрагистический фонд. Большое значение для накопления сфрагистического материала имели раскопки в Пскове Довмонтова городища. Открытие археологами начиная с 1951 г. в Новгороде, а затем в Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске и других городах берестяных грамот дало в руки исследователей несколько сотен единиц ранее неизвестных источников. Ежегодные на­ходки все новых и новых монетных кладов расширили исследователь­скую базу нумизматов.

Разработке вспомогательных исторических дисциплин в послед­ние десятилетия способствовали лучшие возможности координации исследовательской работы, выход в свет монографической литерату­ры по ряду дисциплин, ранее мало привлекавших внимание ученых, возрастание роли вспомогательных исторических дисциплин в учебном процессе и в связи с этим создание учебных пособий по этим дисцип­линам.

В работах, , и других получили развитие глубокий исторический подход, теоретическое переосмыс­ление целей и задач, совершенствование методик палеографии, мет­рологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, ономастики, хроно­логии.

Главным, достоинством этих работ явилось рассмотрение объек­тов и явлений, которыми занимаются отдельные вспомогательные исторические дисциплины, в тесной связи с конкретным социально-политическим и экономическим развитием страны. Такой подход дал возможность использовать выводы вспомогательных исторических дисциплин для решения важных исторических проблем. Например, благодаря палеографическим наблюдениям за техникой письма (раз­мером букв, их пропорцией, расстоянием между буквами и строч­ками, способом держания пера) были получены выводы о почерках, степени развития письменности, школах письма. Наблюдения за во­дяными знаками на бумаге дали материал об уровне технологии про­изводства бумаги и развитии бумагоделательного производства. Изучение печатей, найденных в отрыве от документов, помогло вос­создать историю древних русских государственных институтов, проследить основные моменты их развития, зафиксировать не отражен­ные в других источниках административные реформы, показывающие становление аппарата государственной власти на Руси. Использо­вание комплексного источника нумизматического исследования - монетного клада - позволило представить развитие экономики, денеж­ного хозяйства, формирование монетных систем, экономических свя­зей, существование и количество монетных дворов и их экономичес­кий потенциал. Метрология внесла самостоятельный вклад в рекон­струкцию древних монетных систем, земельных отношений и налого­вого обложения, в определение степени эксплуатации крестьян. Со­бранные и систематизированные генеалогические сведения дали ма­териал о формировании социальных групп населения и форм земле­владения, процессах образования и становления государственного аппарата , развитии общественно-политических идей. Такой объект изучения геральдики, как городской герб, помог более глубокому рассмотрению проблем российского города и политики правительст­ва в отношении городского населения.

Вспомогательные исторические дисциплины - это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.


Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики : выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география - изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Цели урока

1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5-6-х классов.

2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.

3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.

План занятия

I. Исторические источники.

II. Вспомогательные исторические дисциплины.

III. Языковая семья.

ХОД УРОКА

I. Исторические источники

В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».

Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.

Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников» . Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.

Исторические источники - весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Схема 1. Классификация исторических источников

Вопросы и задания учащимся

Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.

№ 1. Летопись (фрагменты)

«В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…

В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

№ 2. Грамота 1257-1259 гг.

«Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

№ 3. Берестяная грамота

«От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

№ 4. « Слово о погибели земли Русской»

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

№ 5. Жалованная грамота великого князя

Всеволода Мстиславича - Юрьеву монастырю. 1125-1137 гг.

«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»

№ 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

«…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего - короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

… И красив он был как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»

№ 7. Берестяная грамота

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

«В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.

В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».

№ 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».

«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
Промежду глаз калёна стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».

Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».

Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.

Таблица 1. Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Лингвистические

Не являются
историческими
источниками

Рисунок в пещере

Письмо, написанное на глиняной табличке

Текст закона на камне

Берестяная грамота

Древний храм

Черепки посуды

Разрушенная крепость

Пуговица

Рассказ
участника
минувшей
войны

Название города

Скелет человека

Потухший вулкан

Кости доисторического животного

Высохшее русло реки

КАРТОЧКА

Рисунок в пещере скелет человека потухший вулкан рассказ участника минувший войны кости доисторического животного письмо, написанное на глиняной табличке древний храм высохшее русло реки текст закона на камне монета черепки посуды разрушенная крепость название города пуговица берестяная грамота.

II. Вспомогательная историческая дисциплина

Предваряющие вопросы

Каким образом учёные получают исторические сведения?

Какие науки занимаются изучением исторических источников?

Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины» , которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.

Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины

Название

Предмет изучения

Палеография

(греч. палайос - древний,
графо - пишу)

Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
Археология

(греч. архайос - древний,
логос - слово, учение)

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
Хронология

(греч. хронос - время)

Наука о системах исчисления времени
Геральдика

(лат. геральдус - глашатай

Изучает гербы как исторический источник
Ономастика

(греч. онома - имя, названия)

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

Топонимика - наука о географических названиях.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика - наука, изучающая названия народов.

Теонимика - наука, изучающая имена богов и др.

Нумизматика

(греч. «номисма» - законное платёжное средство, монета

Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления
Сфрагистика

(греч. сфрагис - печать)

Наука о печатях
Метрология

(греч. «метрон» - мера)

Наука о мерах веса, длины, объёма, площади
Генеалогия

(греч. «генеалогия» - родословная

Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств

Вспомогательные исторические дисциплины - собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.

Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.

Вопросы и задания учащимся

Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?

Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб - «басман» .
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.

(Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»)

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика. )

Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?

О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?

1) В красном поле
Лев на задних лапах,
Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах, -
На дыбах!
Головы
Спокойное величье
И в глазах лукавства доброта,
Львино-мужиковское обличье,
Кольцами струится борода.
Он не порешён огнём,
Отравой,
Не един был варваров наезд,
Держит лев в передней лапе правой
Длинный-длинный
Серебристый крест.

(С.Поделков «Герб города Владимира»)

2) Я видел герб… - исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо-красном полотне.

(В.Герасимов. «Герб Москвы»)

III. Языковая семья

Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2 , которую они переносят в свои тетради.

Схема 2. Языковая семья

Языковые семьи

Языковые группы

Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.

Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины

Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.

Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно - на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.

По окончании проводится устная проверка и корректировка.

Вопросы и задания учащимся

К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?

Таблица 3. Языковые группы

Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.

Татьяна ПЕТРОВА,
учитель истории и обществознания
МОУ многопрофильного лицея,
г.Вятские Поляны Кировской обл.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по Истории отечества

Им И И Мечникова.. Кафедра социально гуманитарных наук экономики и права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческ

Русские историки XVIII- начала XX вв
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской ис

Восточные славяне
Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центра

Образование Древнерусского государства
Роль варягов в образовании Древнерусского государства. Вопрос о происхождении Русского государства и роли в его образовании варягов уже в XVIII в. разделил историков н

Политический и социально-экономический строй
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Верховная власть – законодательная, военная, судебная принадлеж

Церковь, внешняя политика, удельный период
Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, госуд

Русь и Золотая Орда
Нашествие Батыя. Установление татаро-монгольского ига. В начале XIII в. произошло объединение монгольских племён (располагавшихся в районе современной Монголии и Бурятии) под властью Тиму

Этапы и особенности процесса объединения русских земель. Характерные черты Московского государства. XIV – первая половина XVI вв
Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель. К концу XIII – началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система. Свершившимся фактом стал перенос

Реформы середины XVI века. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III до воцарения его сына Ивана IV (1547 г.) фактической правительницей была его мать, молодая вдова Елена Глинская. Она расправилась с соперниками – Дмитровским княз

Смутное время. Россия при первом Романове. Земские соборы
Борис Годунов. После смерти Ивана Грозного (1584 г.) политический кризис, вызванный неудачной ливонской войной и опричным террором, принял характер открытой борьбы различных боярских

Соборное уложение 1649 г., крепостное право, народные движения, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, канун реформ
Начало правления Алексея Михайловича. (1645-1676 гг.). В 1645 г., после смерти Михаила Федоровича, трон наследовал его единственный 16-летний сын Алексей Михайлович

Реформы Петра I
Личность Петра I. После смерти Федора Алексеевича (1682 г.) по требованию стрельцов были возведены на престол сразу два царя, сыновья Алексея Михайловича – первый, Иван V Алексеевич (от Мило

Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Эпоха дворцовых переворотов. Время после смерти Петра (1725 г.) и до вступления на престол Екатерины II (июль 1762 г.) вошло в историю как эпоха дворцовых переворотов, в тече

Россия в XIX веке
1. Россия в первой половине XIX в.: от либеральных проектов Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I. 2. Либерально-буржуазные реформы 60-70-х

Состояние России в конце XIX- начале XX вв
Экономическое развитие страны. Промышленность. В 90-е годы XIX в Россия переживала бурный промышленный подъём, ускоренную индустриализацию, крупная промышленность выросл

Становление Советского государства
(1917-1939 гг.) 1. Большевики у власти. Гражданская война. НЭП. 1917-1926 гг. 2. Форсированная индустриализация и коллективизация. Тотал

Советский Союз в годы Второй мировой войны
(1939-1945 гг.) 1. СССР накануне и в начале второй мировой войны. 1939-1941 гг. 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Начало войны с Германией. Первый период войны – с 22 июня по ноябрь 1941 г. был самым тяжёлым для нашей армии и страны. Он сопровождался значительным превосходством пр

СССР, Россия в эпоху глобализации мировой истории
(1945 – 2011 гг.) 1. СССР в послевоенные годы. 1945-1953 гг. 2. СССР в 1953-1964 гг. 3. СССР в 1964-1985 гг. 4. «Пер

СССР в 1964-1985 гг
Перестановки в высшем руководстве. На Пост первого секретаря ЦК был избран Л.И. Брежнев (58 лет), более предсказуемый человек без ярких лидерских качеств и вождистских амбиций

Перестройка» в СССР. 1985 -1991 гг
Объективная необходимость глубоких перемен была обусловлена кризисом в государстве и обществе, который приобрел всеобъемлющий характер и проявлялся

Россия в 2000 – 2011 гг
Корректировка политического курса. На президентских выборах в марте 2000 г. В.В. Путин (являвшийся кандидатурой Б.Н. Ельцина) победил уже в пер

Тема № 1-2
Барщина – это отработочная рента - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве земельного собственника - феодала. Барщина в Р

Тема №3
Баскаки – особые чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие натуральные и денежные повинности, дань с населения в покоренных землях. Они посылал

Тема №4
Казачество – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Складывалось постепенно (с XIV в.), по мере расселения на окраинах русских княжест

Тема №5
Бироновщина – режим в России в 30-х гг. XVIII в., в царствование императрицы Анны Иоанновны, назван по имени ее фаворита Эрнеста Йогам на Бирона (1690 - 1772), курляндского дворяни

Тема №6
Анархизм – (от греческого слова anarchia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате &

Тема № 7
Винная монополия (казённая продажа питей) – исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков. Монополия была введ

Тема №8
«Белое» движение – вооружённая борьба воинских формирований и нелегальных военных организаций на территории бывшей Российской империи при поддержке Антанты против Советской власти

Тема №9
«Барбаросса» – план (названный так по имени средневекового завоевателя) агрессивной войны фашистской Германии против Советского Союза, разрабатывался с 21 июля 1940

Тема №10
«Косыгинские реформы» – программа реформирования экономики, принятая в 1965 г. по инициативе председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина. Была направлена на преодоление традици

Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов Что это за отрасли, и как они помогают историкам понять прошлое?

Классификация исторических дисциплин

Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Так, к примеру, хронология занимается изучением систем летоисчисления, для чего используются различные виды письменных источников. Историческая метрология изучает единицы измерения веса, длины и других величин, существовавших в различных странах. Без нее мы бы вряд ли смогли представить себе, что такое пуд, фунт или талант, о которых сообщается во многих известных нам письменных источниках. Специалистов по эпиграфике интересуют короткие по содержанию надписи - на камнях, изделиях ремесленников, стенах зданий и т.п.

Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Для примера можно привести нумизматику, сфрагистику, геральдику, фалеристику. У каждой из них узкий Нумизматика изучает денежные знаки (бумажные и металлические), сфрагистика - печати, геральдика - гербы, фалеристика - виды наград.

Существует еще один термин - специальные исторические дисциплины. Это отрасли, которые считаются вполне самостоятельными частями исторической науки. Наиболее известная из них - археология. Это наука со своими терминами и периодизацией и широким кругом Сюда же относят историографию, изучающую процесс развития Также к специальным можно отнести такие исторические дисциплины, как этнография, источниковедение, историческая география. В целом этот термин в науке пока не устоялся - его используют и для замены слова «вспомогательные», и для самостоятельных дисциплин. По-разному историки определяют и самостоятельность той или иной дисциплины.

Роль вспомогательных и специальных дисциплин в исследованиях

Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому профессиональному историку приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период. Так, специалисту по истории средних веков придется овладевать и узкой письменные рукописные памятники, и более широким источниковедением. Вспомогательные исторические дисциплины дают нам знания, благодаря которым мы постепенно представляем общую картину того или иного периода. Например, наличие надписей на ремесленных изделиях эпохи Киевской Руси свидетельствует о том, что грамотность была распространена не только среди знати, но и среди простых людей. Находки с клеймами в захоронениях кочевников в причерноморских степях позволяют определить направления торговли, которую вели эти кочевые народы. Генеалогия дает нам знания о в среде аристократии, династических контактах правителей. Огромную роль в исторических исследованиях играет хронология, изучающая системы летоисчисления в разных странах. Без нее мы бы просто не смогли определять последовательность и время событий в исторических документах.

В целом деление исторических дисциплин на вспомогательные и специальные очень условно. Ведь каждая из них является неотъемлемой частью исторической науки, помогающей ученым больше узнать о прошлом.