Моих воспоминаний с детских лет + воображения хватило ровно на один квест: десяток заданий, которые не дублируются.
Но детям забава понравилась, они просили еще квесты и пришлось лезть в инет.
В этой статье не будет описания сценария, легенд, оформления. Но будет 13 шифров, чтобы закодировать задания к квесту.

Шифр №1. Картинка

Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос
Усложнение: сделайте паззл, разрезав фото на несколько частей.


Шифр 2. Чехарда.

Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ

Шифр 3. Греческий алфавит.

Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:

Шифр 4. Наоборот.

Пишете задание задом наперед:

  • каждое слово:
    Етищи далк доп йонсос
  • или все предложение, или даже абзац:
    етсем морком момас в - акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ

Шифр 5. Зеркально.

(когда я делала квест своим детям, то в самом начале выдала им "волшебный мешочек": там был ключ к "греческому алфавиту", зеркало, "окошки", ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)

Шифр 6. Ребус.

Слово кодируется в картинках:



Шифр 7. Следующая буква.

Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А, по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв:).

ШКАФ = ЩЛБХ

Шифр 8. Классика в помощь.

Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

Пример:

Пушкин "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

21 44 36 32 82 82 44 33 12 23 82 28

прочитали, где подсказка? :)

Шифр 9. Темница.

В решетку 3х3 вписываете буквы:

Тогда слово ОКНО шифруется так:

Шифр 10. Лабиринт.

Моим детям такой шифр пришелся по душе, он непохож на остальные, потому что не столько для мозгов, сколько на внимание.

Итак:

на длинную нитку/веревку цепляете буквы по порядку, как они идут в слове. Затем веревку растягиваете, закручиваете и всячески запутываете между опорами (деревьями, ножками итд). Пройдя по нитке, как по лабиринту, от 1й буквы до последней, дети узнают слово-подсказку.

А представьте, если обмотать таким образом одного из взрослых гостей!
Дети читают - Следующая подсказка на дяде Васе.
И бегут ощупывать дядю Васю. Эх, если он еще и щекотки боится, то весело будет всем!

Шифр 11. Невидимые чернила.

Восковой свечкой пишете слово. Если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать.
(есть и другие невидимые чернила.. молоко, лимон, еще что-то.. Но у меня в доме оказалась только свечка:))

Шифр 12. Белиберда.

Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются, согласно ключу.
например:
ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
читается как - ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
Д Л Х Н Ч
З М Щ К В

Шифр 13. Окошки.

Детям понравилось неимоверно! Они потом этими окошками весь день друг другу послания шифровали.
Итак: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и "в окошках" пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками.
Дети сначала впали в ступор, когда нашли лист, испещренный буквами. Потом крутили туда-сюда трафарет, его же нужно еще правильной стороной приложить!

Шифр 14. Карта, Билли!

Нарисуйте карту и отметьте (Х) место с кладом.
Когда я делала своим квест первый раз, то решила что карта - это им очень просто, поэтому нужно ее сделать загадочней (потом выяснилось, что детям хватило бы и просто карты, чтобы запутаться и бежать в противоположном направлении)...

Это схема нашей улицы. Подсказки здесь - номера домов (чтоб понять, что это вообще наша улица) и хаски. Такая собака живет у соседа напротив.
Дети не сразу узнали местность, задавали мне наводящие вопросы..
Тогда в квесте участвовало 14 детей, поэтому я их обьединила в 3 команды. У них было 3 варианта этой карты и на каждом помечено свое место. В итоге, каждая команда нашла по одному слову:
"ПОКАЖИТЕ" "СКАЗКУ" "РЕПКА"
Это было следующее задание:). После него остались уморительные фото!
На 9ти летие сына не было времени выдумывать квест и я его купила на сайте MasterFuns .. На свой страх и риск, потому что описание там не очень.
Но нам с детьми понравилось, потому что:
  1. недорого (аналог где-то 4х долларов за комплект)
  2. быстро (заплатила - скачала-распечатала - на все про все минут 15-20)
  3. заданий много, с запасом. Ихотя мне не все загадки понравились, но там было из чего выбрать, и можно было вписать свое задание
  4. все оформлено в одном, монстерском, стиле и это придает празднику эффект. Помимо самих заданий к квесту, в комплект входят: открытка, флажки, украшения для стола, приглашения гостям. И все -в монстрах! :)
  5. помимо 9ти летнего именинника и его друзей, у меня есть еще 5тилетняя дочка. Задания ей не по силам, но для нее и подружки тоже нашлось развлечение - 2 игры с монстрами, которые тоже были в наборе. Фух, в итоге - все довольны!

Человек – социальное существо. Мы учимся взаимодействовать с другими, наблюдая за их реакцией на наши действия с первых дней жизни. При любом взаимодействии мы используем то, что искусствоведы называют «культурными кодами». А ведь культурные коды – самые сложные в дешифровке, здесь нет специальной программы, которая подскажет, что может значить приподнятая бровь или беспричинные, казалось бы, слёзы; нет однозначного ответа; более того, даже сам «кодирующий» может не знать, что он имел в виду под своим действием! Наука понимать окружающих – это то, что мы постигаем всю жизнь, и чем лучше развито это умение, тем, как правило, гармоничнее складывается общение с окружающими и любая деятельность, в которой нужны согласованные действия.

Изучение криптографии в обеих её ипостасях (шифровка и дешифровка) позволяет научиться находить связь между шифрованным, запутанным, непонятным посланием и смыслом, который в нём таится. Проходя исторический путь от шифра Юлия Цезаря до RSA-ключей, от розеттского камня до эсперанто, мы учимся воспринимать информацию в непривычном нам виде, разгадываем загадки, привыкаем к многовариантности. И главное – учимся понимать: как разных, непохожих на нас людей, так и математико-лингвистические механизмы, которые лежат в основе каждого, абсолютно каждого послания.

Итак, приключенческий рассказ о криптографии для детей, для всех, у кого есть дети, и для всех, кто когда-нибудь был ребёнком.

Трепещут на ветру флаги, ржут разгорячённые кони, бряцают доспехи: это Римская империя обнаружила, что в мире ещё есть кто–то, кого они не завоевали. Под командованием Гая Юлия Цезаря находится огромная армия, которой надо быстро и точно управлять.

Шпионы не дремлют, враги готовятся перехватить посланников императора, чтобы узнать все его блестящие планы. Каждый кусок пергамента, попадающий не в те руки – это вероятность проиграть сражение.

Но вот захвачен посланник, злоумышленник разворачивает записку… и ничего не понимает! «Наверное, – чешет он в затылке, – это на каком–то неизвестном языке…». Рим торжествует, его планы в безопасности.

Что же такое шифр Цезаря? Самый простой его вариант – это когда мы вместо каждой буквы ставим следующую по алфавиту: вместо «а» – «б», вместо «е» – «ж», а вместо «я» – «а». Тогда, например, «Я люблю играть» станет «А мявмя йдсбуэ». Давайте посмотрим на табличку, сверху в ней будет буква, которую шифруем, а снизу – на которую заменяем.

Алфавит как бы «сдвинут» на одну букву, правда? Поэтому этот шифр ещё называют «шифром сдвига» и говорят «используем шифр Цезаря со сдвигом 10» или «со сдвигом 18». Это значит, что надо «сдвинуть» нижний алфавит не на 1, как у нас, а, например, на 10 – тогда у нас вместо «а» будет «й», а вместо «у» – «э».

Сам Цезарь использовал этот шифр со сдвигом 3, то есть его таблица шифрования выглядела вот так:

Точнее, она бы так выглядела, если бы Цезарь жил в России. В его случае алфавит был латинский.

Такой шифр достаточно легко взломать, если вы профессиональный шпион или Шерлок Холмс. Но он до сих пор подходит для того, чтобы хранить свои маленькие секреты от посторонних глаз.

Вы и сами можете устроить свой маленький домашний заговор. Договоритесь о своём числе сдвига, и вы сможете оставлять друг другу шифрованные записки на холодильнике о сюрпризе на чей-нибудь день рождения, отправлять шифрованные сообщения и, может быть, если случится длинная разлука, даже писать друг другу тайные, кодированные письма!

Но вся история криптографии – это история борьбы между искусством зашифровывать послания и искусством их расшифровывать. Когда появляется новый способ закодировать сообщение, находятся те, кто пытаются этот код взломать.

Что такое «взломать код»? Это значит – придумать способ его разгадать, не зная ключа и смысла шифра. Шифр Цезаря тоже когда-то был взломан – так называемым «методом частотного анализа». Посмотрите на любой текст – гласных в нём гораздо больше, чем согласных, а «о» гораздо больше, чем, например, «я». Для каждого языка можно назвать самые часто и редко используемые буквы. Надо только найти, какой буквы больше всего в зашифрованном тексте. И скорее всего это будет зашифрованная «о», «е», «и» или «а» – самые часто встречающиеся буквы в русских словах. А как только ты знаешь, какой буквой обозначили, например, «а», ты знаешь, и на сколько «сдвинут» шифрованный алфавит, а значит, можешь расшифровать весь текст.

Когда разгадку кода Цезаря узнал весь мир, криптографам пришлось придумать что-нибудь помощнее. Но, как часто бывает, люди не стали изобретать что–то совсем новое, а усложнили уже имеющееся. Вместо того, чтобы шифровать все буквы по одному и тому же сдвинутому алфавиту, в тайных посланиях их стали использовать несколько. Например, первую букву шифруем по алфавиту со сдвигом 3, вторую – со сдвигом 5, третью – со сдвигом 20, четвертую – снова со сдвигом 3, пятую – со сдвигом 5, шестую – со сдвигом 20 и так далее, по кругу. Такой шифр называют полиалфавитным (то есть многоалфавитным). Попробуйте, так ваш шифр уже может разгадать только тот, кто посвящён в тайны криптографии!

Казалось бы, злоумышленники должны были запутаться и тайны должны были навсегда остаться тайнами. Но если шифр один раз был взломан, то и любые более сложные его варианты тоже будут однажды взломаны.

Давайте представим, что кто–то зашифровал послание двумя алфавитами. Первая буква – со сдвигом 5, вторая – со сдвигом 3, третья – снова 5, четвертая снова 3 – как на табличке ниже.

Мы можем разделить все зашифрованные буквы на две группы: буквы, зашифрованные со сдвигом 5 (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19) и буквы, зашифрованные со сдвигом 3 (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20). И внутри каждой группы искать, какие буквы встретились нам чаще остальных – так же, как в шифре Цезаря, только мороки побольше.

Если шифровщик использовал три алфавита, то мы разделим буквы на три группы, если пять – то на пять. А дальше снова идет в ход тот же самый частотный анализ.

Можно задать вопрос – откуда дешифраторы знали, что алфавитов три, а не, например, пять? На самом деле они не знали. И перебирали все возможные варианты. Поэтому дешифровка занимала гораздо больше времени, но все же была возможной.

В криптографии сообщение, которое надо передать, называется «открытым текстом», а зашифрованное сообщение – «шифрованным текстом». И правило, по которому текст зашифрован, называется «ключом шифра».

Незаметно подкрался XX век. Человечество всё больше надеется на машины: поезда заменяют повозки, радио появляется почти в каждом доме, и уже встали на крыло первые самолеты. И шифровку тайных планов в конце концов тоже передают машинам.

Во время Второй мировой войны было изобретено очень много машин для шифрования сообщений, но все они опирались на идею того, что полиалфавитный шифр можно ещё больше запутать. Запутать настолько, что, хотя по идее его и можно будет разгадать, на практике это ни у кого не получится. Запутать настолько, насколько это способна сделать машина, но не способен человек. Самая известная из таких шифровальных машин – «Энигма», использовавшаяся Германией.

theromanroad.files.wordpress.com

Но, пока самой главной тайной Германии была конструкция «Энигмы», самой главной тайной её противников было то, что к середине войны все страны уже «Энигму» разгадали. Если бы об этом стало известно в самой Германии, они бы начали придумывать что-то новое, но до конца войны они верили в идеальность своей шифровальной машины, а Франция, Англия, Польша, Россия читали тайные немецкие сообщения как открытую книгу.

Всё дело в том, что польский ученый Мариан Реевский однажды подумал о том, что раз придумали машину для шифровки сообщений, то можно придумать и машину для расшифровки, и первый свой образец называл «Бомба». Не из-за «взрывного» эффекта, как можно было бы подумать, а в честь вкусного, круглого пирожного.

Потом математик Алан Тьюринг построил на его основе машину, которая полностью расшифровывала код «Энигмы», и которую, между прочим, можно считать первым прародителем наших современных компьютеров.

Самый сложный код за всю Вторую мировую придумали американцы. На каждый боевой корабль США был откомандирован… индеец. Их язык был настолько непонятен и малоизучен, звучал так странно, что дешифровщики не знали, как и подступиться, и флот США безбоязненно передавал информацию на языке индейского племени чокта.

Вообще, криптография – это же не только о том, как загадать загадку, но и о том, как её разгадать. Не всегда такие загадки специально придумывают люди – иногда их подбрасывает сама история. И одной из главных загадок для криптографов долгое время была загадка древнеегипетского языка.

Никто не знал, что же значат все эти иероглифы. Что египтяне имели в виду, рисуя птиц и скарабеев. Но в один счастливый день французская армия обнаружила в Египте «Розеттский камень».

На этом камне была надпись – одна и та же, на древнегреческом, египетском буквенном (демотический текст) и египетском иероглифическом. Историки того времени хорошо знали древнегреческий, поэтому что же написано на камне они узнали быстро. Но главное, что, зная перевод, они смогли раскрыть тайны древнего египетского языка. Демотический текст был расшифрован достаточно быстро, а вот над иероглифами историки, лингвисты, математики, криптографы ломали голову долгие годы, но в конце концов всё-таки разгадали.

И это была большая победа криптографов – победа над самим временем, которое надеялось спрятать от людей их историю.

Но среди всех этих разгаданных шифров есть три особенных. Один – это метод Диффи – Хеллмана. Если маленькое сообщение зашифровать этим методом, то, чтобы его расшифровать, надо взять все компьютеры в мире и занять их этим на много-много лет. Именно он используется сегодня в Интернете.

Второй – это квантовое шифрование. Оно, правда, ещё не совсем придумано, зато, если люди сделают квантовые компьютеры такими, как о них мечтают, то такой шифр будет знать, когда его пытаются расшифровывать .

А третий особенный шифр – это «книжный шифр». Его удивительность в том, что им просто что-то зашифровать и непросто – расшифровать. Два человека выбирают одну и ту же книгу, и каждое слово из своего письма в ней ищут и заменяют тремя цифрами: номер страницы, номер строки и номер слова в строке. Это очень просто сделать, правда? А разгадать совсем не просто: откуда шпиону знать, какую книгу вы выбрали? И самое главное, компьютеры в этом деле тоже особо не помогут. Конечно, если подключить очень много умных людей и очень много мощных компьютеров, такой шифр не устоит.

Но есть главное правило безопасности. Её, этой безопасности, должно быть столько, чтобы зашифрованное послание не стоило тех огромных усилий, которые надо потратить на её расшифровку. То есть чтобы злодею – шпиону пришлось потратить столько сил, чтобы разгадать ваш код, сколько он не готов тратить на то, чтобы узнать ваше сообщение. И это правило работает всегда и везде, как в дружеских школьных переписках, так и в мире настоящих шпионских игр.

Криптография – это искусство загадывать и разгадывать загадки. Искусство сохранить тайны, и искусство их раскрывать. С криптографией мы учимся понимать друг друга и придумываем, как сохранить что-то важное для себя в безопасности. А чем лучше мы умеем и то и другое, тем спокойнее и деятельнее может быть наша жизнь.

Моих воспоминаний с детских лет + воображения хватило ровно на один квест: десяток заданий, которые не дублируются.
Но детям забава понравилась, они просили еще квесты и пришлось лезть в инет.
В этой статье не будет описания сценария, легенд, оформления. Но будет 13 шифров, чтобы закодировать задания к квесту.

Шифр №1. Картинка

Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос
Усложнение: сделайте паззл, разрезав фото на несколько частей.


Шифр 2. Чехарда.

Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ

Шифр 3. Греческий алфавит.

Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:

Шифр 4. Наоборот.

Пишете задание задом наперед:

  • каждое слово:
    Етищи далк доп йонсос
  • или все предложение, или даже абзац:
    етсем морком момас в - акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ

Шифр 5. Зеркально.

(когда я делала квест своим детям, то в самом начале выдала им "волшебный мешочек": там был ключ к "греческому алфавиту", зеркало, "окошки", ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)

Шифр 6. Ребус.

Слово кодируется в картинках:



Шифр 7. Следующая буква.

Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А, по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв:).

ШКАФ = ЩЛБХ

Шифр 8. Классика в помощь.

Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

Пример:

Пушкин "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

21 44 36 32 82 82 44 33 12 23 82 28

прочитали, где подсказка? :)

Шифр 9. Темница.

В решетку 3х3 вписываете буквы:

Тогда слово ОКНО шифруется так:

Шифр 10. Лабиринт.

Моим детям такой шифр пришелся по душе, он непохож на остальные, потому что не столько для мозгов, сколько на внимание.

Итак:

на длинную нитку/веревку цепляете буквы по порядку, как они идут в слове. Затем веревку растягиваете, закручиваете и всячески запутываете между опорами (деревьями, ножками итд). Пройдя по нитке, как по лабиринту, от 1й буквы до последней, дети узнают слово-подсказку.

А представьте, если обмотать таким образом одного из взрослых гостей!
Дети читают - Следующая подсказка на дяде Васе.
И бегут ощупывать дядю Васю. Эх, если он еще и щекотки боится, то весело будет всем!

Шифр 11. Невидимые чернила.

Восковой свечкой пишете слово. Если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать.
(есть и другие невидимые чернила.. молоко, лимон, еще что-то.. Но у меня в доме оказалась только свечка:))

Шифр 12. Белиберда.

Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются, согласно ключу.
например:
ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
читается как - ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
Д Л Х Н Ч
З М Щ К В

Шифр 13. Окошки.

Детям понравилось неимоверно! Они потом этими окошками весь день друг другу послания шифровали.
Итак: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и "в окошках" пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками.
Дети сначала впали в ступор, когда нашли лист, испещренный буквами. Потом крутили туда-сюда трафарет, его же нужно еще правильной стороной приложить!

Шифр 14. Карта, Билли!

Нарисуйте карту и отметьте (Х) место с кладом.
Когда я делала своим квест первый раз, то решила что карта - это им очень просто, поэтому нужно ее сделать загадочней (потом выяснилось, что детям хватило бы и просто карты, чтобы запутаться и бежать в противоположном направлении)...

Это схема нашей улицы. Подсказки здесь - номера домов (чтоб понять, что это вообще наша улица) и хаски. Такая собака живет у соседа напротив.
Дети не сразу узнали местность, задавали мне наводящие вопросы..
Тогда в квесте участвовало 14 детей, поэтому я их обьединила в 3 команды. У них было 3 варианта этой карты и на каждом помечено свое место. В итоге, каждая команда нашла по одному слову:
"ПОКАЖИТЕ" "СКАЗКУ" "РЕПКА"
Это было следующее задание:). После него остались уморительные фото!
На 9ти летие сына не было времени выдумывать квест и я его купила на сайте MasterFuns .. На свой страх и риск, потому что описание там не очень.
Но нам с детьми понравилось, потому что:
  1. недорого (аналог где-то 4х долларов за комплект)
  2. быстро (заплатила - скачала-распечатала - на все про все минут 15-20)
  3. заданий много, с запасом. Ихотя мне не все загадки понравились, но там было из чего выбрать, и можно было вписать свое задание
  4. все оформлено в одном, монстерском, стиле и это придает празднику эффект. Помимо самих заданий к квесту, в комплект входят: открытка, флажки, украшения для стола, приглашения гостям. И все -в монстрах! :)
  5. помимо 9ти летнего именинника и его друзей, у меня есть еще 5тилетняя дочка. Задания ей не по силам, но для нее и подружки тоже нашлось развлечение - 2 игры с монстрами, которые тоже были в наборе. Фух, в итоге - все довольны!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа город Буй

Методическое пособие для педагогов ДОУ

Дидактические игры, упражнения и пособия с программированным

заданием

Для занятий с детей старшего дошкольного возраста

Рубеко Наталья Алексеевна

2014г.

Пояснительная записка.

Чтобы сформировать у детей основы информатики, развить логическое мышление и пр заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, можно использовать дидактические игры, упражнения и пособия с программированным заданием, подборку которых я хочу представить в данном методическом пособии.

В нём собраны игры с описанием действий для дошкольников от 6 до 8 лет, в зависимости от индивидуального развития ребёнка. Представленные игры можно применять при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.

Актуальность дидактического материала определяется теоретическим и практическим

значением проблемы, а также неразработанностью вопросов по использованию метода программированного обучения в детском саду. Современная педагогика находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учётом её индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия ребёнка (усвоение соответствующего уровня содержания, соблюдение дидактических принципов доступности), является дифференцированное обучение. Поэтому возникла насущная потребность для осуществления учебного процесса применять специальные методы, максимально активизирующие мыслительную деятельность детей и позволяющие осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его особенности развития. Использование дидактических игр с элементами программирования и предусматривает реализацию таких методов и даёт положительные результаты:

    активизирует мыслительные процессы,

    развивает самостоятельность и активность,

    развивает познавательную активность,

    способствует более успешному усвоению детьми знаний и умений,

    развивает готовность к школьному обучению.

Новизна материала заключается в том, что игры и упражнения с программированным заданием систематизированы. Развивающие учебно-дидактические игры являются источником получения новых знаний, умений и навыков, которыми ребёнок может воспользоваться самостоятельно, и которые необходимы ему для обучения в школе.

Цель.

Развитие познавательной активности у детей и обучение их основам информатики через дидактические игры и упражнения с элементами программирования Подготовка детей к школе, получение ими научных знаний, которые будут реализованы в школе.

Задачи.

    Научить детей в игровой форме выполнять задания с элементами программирования, которые включают в себя понимание следующих понятий (кодирование информации, шифрование символами, алгоритмы, вычислительная машина).

    Развивать у детей познавательные процессы (логическое и абстрактное мышление, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение,ориентировку на листе бумаги).

3. Формировать учебные навыки и умения:

    работать по словесной инструкции, алгоритму;

    понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

    планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

    развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

4. Развивать готовность к школьному обучению.

Дидактические игры, упражнения и пособия с программированным заданием для детей старшего дошкольного возраста можно применять на занятиях по разным видам деятельности:

    ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

    развитию элементарных математических представлений;

    обучению грамоте.

Эти игры и упражнения можно использовать на занятиях, в совместной и индивидуальной работе с детьми для закрепления пройденного материала, т. к. задания подобраны с учётом усвоенных ранее тем. Длительность игр – 5-10 минут.

Я разработала перспективный план игр и игровых упражнений с элементами программирования по коррекции и развитию познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие содержит описание и фотографии развивающих игр, упражнений и пособий. В него вошли следующие игровые задания: по развитию способности действовать в уме (ребусы, анаграммы, зашифрованные слова); упражнения на представление звуковой информации в графическом виде (диктанты по клеточкам, кодирование направления движения стрелками); цифровые и буквенные задания; игры с алгоритмами, а также пособия «Перфокарта», «Перфоконверт», «Протяни дорожку», которые используются для проверки знаний детей, способствуют выработке навыков самоконтроля, делают процесс обучения разнообразным и интересным. Игры и упражнения предлагаются в виде карточек, таблиц, схем. Некоторые задания выполняются на бумаге в клеточку.

Опыт показал, что дети с удовольствием играют с пособиями и в игры с программированным заданием, и поэтому легче запоминают инструкции педагога. Игры и упражнения воспитывают усидчивость, умение доводить дело до конца, так как данные игры не позволяют оставить задание незаконченным. Дети начинают следить не только за тем, как сами выполняют работу, но и за выполнением задания другими детьми. Подобные задания формируют навыки самостоятельной работы, приучая дошкольников сосредоточенно заниматься в течение определённого времени, контролируя и оценивая свои действия. К тому же они служат прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, памяти, эмоций, волевых качеств, активизации всей психической деятельности, делают обучение интересным и радостным, и в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала.

При правильной организации и проведении указанных игр удаётся добиться высоких результатов в интеллектуальном развитии детей, в формировании учебных навыков и умений.

В результате использования дидактических игр и упражнений с элементами программирования, у детей возрастает познавательная активность, дети учатся основам информатики, которые включают в себя понимание следующих понятий: кодирование информации, шифрование символами, алгоритмы, вычислительная машина. Данные знания и умения необходимы дошкольникам для обучения в школе.

Пособие будет полезно воспитателям детских садов, логопедам и дефектологам. Автор-составитель: Рубеко Наталья Алексеевна – учитель-дефектолог.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Лесовичок» комбинированного вида, город Буй

Игра «Сигнальный круг»

Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания детей по ознакомлению с окружающим миром.

Описание. Из картона белого цвета вырезаются два круга диаметром 20см; один круг-основа, второй-сектор (из круга вырезан один сектор); на формате А4 рисуется круг диаметром 20см, на нём программа - заданий по лексическим темам, отгадки на загадки; всё это закрепляется: на основу накладывается программа – заданий сверху – сектор, по середине закрепляется шурупом. Педагог загадывает загадку, дети крутят сектор и находят правильный ответ. Эту игру можно использовать по всем лексическим темам. Материал в игре съёмный, поэтому его можно часто менять.

Инструкция : внимательно послушать загадку и найти отгадку.

Проверка : у детей в секторе картинка – отгадка на загадку.

Игра «Отгадай слово»

Описание. Расставить цифры по порядку, выписать соответствующие им буквы (слоги), прочитать слово.

Игра «Расшифруй слово»

Цель: закреплять умениявыделять первый звук в слове, читать слова, где буквы кодированы картинками.

Описание. В ряд последовательно располагаются картинки с изображением предметов. Требуется из названия каждой картинки выделить первый звук, затем их соединить и произнести зашифрованное слово. Например: с обака, о гурец, м яч (сом) ; м едведь, я щик, ч ерепаха (мяч) ; с апоги, о гурцы, к орова (сок ).

Игра «Бусы»

Цель: учить детей расшифровывать слова по цветовому коду, расширять знания о животных.

Описание. Показать детям бусы, в которых зашифрованы животные наших лесов, Севера, Жарких стран. Чтобы их расшифровать, нужно посмотреть

какая буква какому цвету соответствует и прочитать слово.

Упражнение «Прочитай слово»

Описание: в качестве шифра используется указатель направления поиска букв в виде стрелок. Детям предлагаются карточки с изображением букв и указанием последовательности их прочтения (начало слова обозначено красной точкой). Прочитать зашифрованное слово.

Игра «Зашифрованные слова»

Цель: учить детей расшифровывать слова по коду, развивать внимание, память, мыслительные процессы.

Описание. Взрослый показывает карточки с геометрическими фигурами и говорит, что это зашифрованные слова, которые надо прочитать. А чтобы не было ошибок, предлагает посмотреть на общую полоску, где показано, какая буква какому значку соответствует (например, букве У – круг, букве О - овал и т.д.), затем предлагается прочитать слова.

Игра «Отгадай картинку»

Цель : учить детей по значкам (фигурному шрифту) угадать, что лежит в конвертах.

Описание: На каждом конверте нарисованы значки. Дети, глядя на ключ – подсказку, читают слова, после чего достают из конверта картинку и ставят её на доску.

Игра «Говорящие часы»

Описание: на циферблате – буквы и цифры. Каждой букве соответствует своя цифра. Взрослый составляет слова из трёх, четырёх, пяти букв. Показывает карточку с написанным на ней числом (число дети не называют). Дети называют слово, которое зашифровано этим числом. Обратный вариант игры. Учитель называет слово, дети находят соответствующие им цифры и из них составляют число, которое можно записать тремя, (четырьмя, пятью) цифрами, в зависимости от того, какое слово было записано.

Игра «Огород»

Цель : учить детей расставлять картинки с овощами, которые растут в огороде, в соответствии с шифром.

Описание: на панно в кармашки вставлены карточки со значками (фигурный шифр). Детям предлагается, глядя на расшифровку, поставить в кармашки соответствующие картинки с овощами.

Игра «Расставь на дорожке картинки»

Цель : учить детей расставлять картинки в соответствии с шифром (фигурный шифр).

Описание: детям предлагаются дорожки со значками (полоски бумаги с 6-7 значками). Дети, глядя на шифр, расставляют нужные картинки.

Упражнение « Нарисуй предмет по стрелкам»

(Кодирование направления движения стрелками).

Цель: рисование предмета по клеткам по движению стрелок.

Инструкция: каждая стрелка показывает направление движения в одну клетку. От точки рисуем заданные стрелочки.

Упражнения на представление звуковой информации в графическом виде.

Диктант по клеточкам

Цель: развивать сенсомоторную координацию, учить рисовать предмет под диктовку по клеткам.

Инструкция: тот, кто правильно напишет диктант, узнает предмет (корабль).

Точка – начало диктанта.

Диктант: 2 клетки вниз; 8 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 2 клетки вправо; 1 клетке вверх; 2 клетки вправо.

Упражнение «Реши примеры по цветовому коду»

Цель : учить детей решать примеры по цветовому коду.

Описание: детям предлагается карточка с примерами, наверху карточки указан ряд чисел рядом с которыми клетки разного цвета. Дети, решив пример, получают ответ. Затем, находят в какой цвет раскрасить полученное число.

Игра «Делаем зарядку»

Цель : учить детей выполнять физические упражнения с помощью карточек-цифр, на которых схематичная поза человека показывает упражнение, цифра – дозировку этих упражнений.

Описание. Взрослый предлагает детям выполнить физкультминутку. Показывает карточку с цифрой 1 и говорит, что упражнение «мах ногой с одновременным поднятием рук», надо выполнить 1 раз и т. д.

Ребусы

Цель : развивать логическое мышление, внимание, гибкость мыслительных процессов, умение разгадывать ребусы.

Описание: слово шифруется с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит, нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображенный на данной картинке. Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том же порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово. Если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква; если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя.

Анаграммы

Цель: развивать внимание, гибкость мыслительных процессов, умение разгадывать анаграммы.

Описание. Детям предлагается картинка и расположенные возле неё цифры. Нужно мысленно переставить буквы слова, обозначающего изображенный на картинке предмет, в том порядке, в каком стоят цифры. Например, (кот-ток, нос-сон, пила-липа и т.д.). Также можно предложить детям из слов, записанных на доске, составить другие слова, использовав те же буквы. Например, арфа-фара, кума- мука, лиса-сила и т. д.).

Игры с правилами (алгоритмами)

Игра «Выращивание дерева»

Цель : познакомить детей с правилами (алгоритмами, которые предписывают выполнение практических действий в определённой последовательности.

Описание. Детям предлагается вырастить дерево. Это не обычное дерево. На нём растут квадраты, прямоугольники, круги, треугольники. Но растут не как-нибудь, а по определённому правилу. Стрелки указывают, что за чем растёт. После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладёт на стол какую-нибудь фигуру, другой – полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.

Игра «Вычислительные машины»

Цель : формировать навыки устных вычислений, создавать предпосылки для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины.

Описание. В игре принимают участие двое детей. Один из участников выполняет роль вычислительной машины, другой предлагает машине задачу. Вычислительная машина представляет собой блок-схему с пустым входом и выходом и указанием тех действий, которые они выполняют, например, прибавление единицы. Один из участников задаёт на входе машины какое-нибудь число, например 3, размещая в желтый кружок карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль вычислительной машины, должен положить на выход (красный кружок) карточку с результатом, т.е. числом 4. Вычислительная машина постепенно усложняется.

Пособие «Перфокарта»

Перфокарты – это вид программированных заданий, позволяющий проверить знания детей, сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Перфокарты – это лист бумаги, разграфлённый в вертикальном и горизонтальном направлениях. По горизонтали нарисованы «вопросы», по вертикали – предполагаемые ответы.

Инструкция : внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы, расположенные в верхней части листа; соотнести правильно (подходящие по смыслу) предметы верхней части с предметами нижней части с помощью условного знака.

Проверка:

самостоятельно – с помощью дешифратора (это прозрачная плёнка с прорезями, при наложении прозрачной плёнки на ответ ребёнка в «окошках» должен стоять «+» или «.»);

парами – дети проверяют задания друг друга;

фронтально – педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте.


Пособие «Перфоконверт»

В основе работы с этим пособием лежит умение представить себе объекты и их преобразования, дети действуют не с самими предметами, а с их образами. Это пособие – хороший помощник в формировании наглядно-образного мышления.

Перфоконверт представляет собой конверт из плотной бумаги размером 17х9 см с двумя рядами вырезанных круглых отверстий радиусом 1,3 см (на лицевой стороне), в каждом ряду по 4 отверстия.

В конверт вставляется чистый лист бумаги с таким расчётом, чтоб верхний край листа находился вне его (на этой выступавшей полоске пишется имя ребёнка, работающего с конвертом). Берётся обыкновенный тетрадный лист, разрезанный пополам, половинка листа как раз подходит для нашего перфоконверта, на каждое новое задание вкладываются новые листы.

Например, даётся задание: обозначить крестиком живые предметы, а точкой – неживые (съедобные - несъедобные, летает – не летает т.п.); взрослый диктует слова, а дети рисуют значки в отверстиях конверта (количество слов соответствует количеству отверстий), правильность выполнения задания проверяется очень быстро: помимо традиционного прохождения по рядам, можно вынуть все листы из конвертов детей, сложить их в стопочку, сверху положить свой листок с правильными обозначениями и все точки (это в данном задании) проколоть шилом. Сразу видно, кто сколько ошибок сделал. Можно дать возможность детям самостоятельно проверить работу и исправить ошибки: дать образец – карточку с правильными обозначениями.

Задания с использованием перфоконвертов можно использовать на всех видах занятий.

Полифункциональное пособие «Протяни дорожку»

Это наборное полотно с карманами по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков (длина – 30см).

Дидактические задачи:

Развитие мыслительных процессов,

Формирование зрительно – двигательной координации;

Развитие мелкой моторики, целенаправленности действий;

Закрепление знаний.

Это пособие используется как большая перфокарта. Выполнение задания проверяется дешифратором в виде узкого прямоугольника с прорезями для шнурков. При наложении дешифратора на наборное полотно прорези и направление шнурков должны совпадать.

Варианты игр:

По развитию элементарных математических представлений.

    «Посчитай-ка»

    «Определи форму предмета»

    «Наоборот»

    «Уточним цвет предметов»

    «Сравни числа, поставь знаки: «< , =, > »

    «Найди контур предмета»

    «Картинка – цифра»

    «Пример – ответ»

    «Реши задачу – найди ответ»

По ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

    «С какого дерева лист?»

    «Кто где живёт?»

    «Кому что нужно для работы»

    «Угости зверушек»

    «Найди маму детёныша»

    «Что было – что будет»

    «Определи род предмета: он, она, оно»

По подготовке к обучению грамоте.

    «Подбери картинку к схеме»

    «Найди место звука в слове»

    «Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука»

    «Сколько звуков в слове»

    «Предложение – схема»

Перспективное планирование

игр и игровых упражнений

с элементами программирования

по коррекции и развитию познавательных процессов

для детей старшего дошкольного возраста

месяц

неделя

ООМ и развитие речи

Обучение грамоте

Развитие элементарных математических представлений

Игра «Сигнальный круг»

тема «Школа»

Упражнения на звуковой анализ

«Составь схему звуков слова»

Игра «Разноцветые цепочки»

(кодирование)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Осень»

Упражнения

«Составь схему звуков слова»

«Найди место звука в слове»

Игра «Уточним цвет предметов»

(перфокарта)

Сентябрь

Игра «Сигнальный круг»

тема «Деревья»

Упражнение «С какого дерева лист?» (перфокарта)

Упражнение

«Подбери картинки к схемам»

Упражнение «Делаем зарядку»

(шифрование)

Игр Игра «Сигнальный круг

тема «Грибы»

Упражнение

«Придумай слова к схемам»

Игра Разноцветные цепочки»

(кодирование)

Октябрь

Игра «Сигнальный круг»

тема «Овощи»

Игра «Огород» (шифрование)

Упражнение «Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука» (пособие «Протяни дорожку»)

Упражнение «Определи форму предмета»

(пособие «Протяни дорожку»)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Фрукты»

Игра «Сад» (шифрование)

Упражнение «Найди контур предмета»

(пособие «Протяни дорожку»)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Ягоды»

Игра «Отгадай слово»

(кодирование)

Упражнение «Делаем зарядку» (шифрование символами)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Продукты питания»

Игра «Расшифруй слово» (кодирование)

Игра «Отгадай слово»

(кодирование)

Упражнение «Большой-маленький»

(пособие «Протяни дорожку»)

Ноябрь

Игра «Из чего сделана посуда»

(пособие «Протяни дорожку»)

Упражнение «Подбери картинку к схеме»

(пособие «Протяни дорожку»)

Игра «Посчитай-ка»

(перфокарта)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Игрушки»

Упражнение «Сколько звуков в слове» (перфокарта)

Игра «Картинка-цифра»

(перфокарта)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Игрушки»

Игра «Расшифруй слово» (кодирование)

Игра «Бусы»

(кодирование)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Игрушки»

Игра «Отгадай слово»

(кодирование)

Диктант по клеточкам

Декабрь

Игра «Угости зверушек» (пособие «Протяни дорожку»)

Игра «Говорящие часы»

(кодирование)

Игра «Расставь цифры на дорожке»

(шифрование)

Игра «Найди маму детеныша»

(перфокарта)

Упражнение «Прочитай слово по стрелкам»

Игра Выращивание дерева»

(алгоритм)

Игра «Сигнальный круг»

тема «Животные»

Игра «Зашифрованные слова»

(кодирование)

Диктант по клеточкам

Игра «Зверушки на дорожках»

Игра «Отгадай картинку»

(кодирование)

Упражнение «Раскрась рисунок по цветовому коду»

Январь

Игра «Кто где живёт»

(перфокарта)

Игра «Расшифруй слова»

(кодирование)

Упражнение «Сравни числа»

(перфокарта)

Игра «Расставь картинки на дорожке»

(шифрование)

Упражнение «Предложение – схема»

(пособие «Протяни дорожку)

Упражнение «Посчитай-ка»

(перфоконверт)

Диктант по клеточкам

Игра «Живое - неживое»

(перфоконверт)

Игра «Говорящие часы»

(кодирование)

Игра «Картинка-число»

(перфокдрта)

Февраль

Игра «Кому что нужно для работы»

(перфокарта)

Игра «Расшифруй слово и подбери картинку»

Игра «Пример – ответ»

(пособие «Протяни дорожку»)

Игра «Кто где работает» (перфоконверт)

Игра «Помоги собрать слова»

Игра «Вычислительные машины»

(алгоритм)

Игра «Сигнальный круг»

тема «День защитника Отечества»»

Упражнение «Разгадай ребусы»

Упражнение «Так бывает или нет?»

(перфоконверт)

Упражнение «Разгадай анаграммы»

Упражнение «Нарисуй предмет по стрелкам»

Март

Игра «Сигнальный круг»

тема «Перелётные птицы»

Упражнение «Прочитай предложение по стрелкам»

Диктант по клеточкам

Игра «Летает – не летает» (перфокарта)

Игра «Кто сегодня именинник»

Игра «Выращивание дерева»

Игра «Сравни весну и зиму»

(пособие «Протяни дорожку»)

Рассказ по алгоритму.

Игра «Сравни числа»

(перфокарта»

Игра «Расставь по дорожке картинки»

Упражнение «Прочитай слова по схеме»

Упражнение «Раскрась картинку по цветовому коду»

Апрель

Игра «Бывает – не бывает»

(перфоконверт)

Упражнение «Прочитай предложение по схеме»

Игра «Сигнальный круг»

тема «Мой город»

Упражнение «Буквы рассыпались»

Игра «Лабиринт»

Графический диктант

Игра «Сигнальный круг»

тема «Насекомые»

Упражнение «Составьте новые слова»

(кодирование»

Игра «Пример – ответ» (перфокарты)

Игра «Где растут цветы»

(пособие «Протяни дорожку)

Игра«Посади цветок»

(шифрование)

Разгадывание кроссворда

Игра «Вычислительные машины»

(алгоритм)

Упражнение «Назови праздник»

(перфоконверт)

Разгадывание ребусов, анаграмм

Упражнение «Реши пример по цветовому коду»

Игры по желанию детей

Разгадывание кроссворда.

Упражнение «Закодируй таблицу»

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Зашифрованное послание»

«Зашифрованное послание»

С какой просьбой обращается к тебе Незнайка? Прочитай!

Вычеркни все повторяющиеся буквы и прочитай спрятанное слово.

В О И Т Г Ц Ф Б Ь

П Р Ц О У Щ В Н Ф

Ш Щ Т Б Ь П Н К А

(ИГРУШКА)

З К Ж О Д У Ф С Ж

Я Ю Т Ж А Е Д Я П

Д А П Ю Б В А П З

Б П В Ф Р З У П

Б Х Я О К В Ф З Ы

Д А Ж П М Т Ю Д Ц

Р З Б Щ У Т Ч Я С

Е Ц Ч М Е Ы О Л Ф

Ь В Ю Х Н Щ Ж П Н

(КАРУСЕЛЬ)

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ПОСЛАНИЕ ИЗ ГРОБНИЦЫ КИТАЙСКОГО ИМПЕРАТОРА В марте 1974 года три молодых крестьянина из небольшой деревушки, располагавшейся в нескольких километрах от Сианя (административного центра китайской провинции Шэнь-си), отправились в поле рыть колодец и случайно наткнулись на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Соборное послание святого апостола Иакова 881 Ни мало не сомневаясь. // Ничтоже сумняся. Иак. 1:6 Отсюда: «Ничтоже сумняшеся». 882 Всякое даяние доброе <…> нисходит свыше. // Всяко даяние благо <…>. Иак. 1:17 Отсюда: «Всякое даяние благо». 883…Всякий человек да будет скор на

Из книги автора

Послание к Римлянам святого апостола Павла 908…Когда язычники, не имеющие закона [Божия], по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: / они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Рим. 2:14–15 909…Не то обрезание, которое наружно, на плоти;

Из книги автора

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 930 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? 1 Кор. 1:20 Отсюда: «совопросники века сего». 931 Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. 1 Кор. 1:23 932 Немудрое Божие премудрее

Из книги автора

Послание к Галатам святого апостола Павла 979 Ему слава во веки веков. //…In saeucula saeuculorum (лат.). Гал. 1:5 980…Иаков и Кифа [т. е. Петр] и Иоанн, почитаемые столпами <…>. Гал. 2:9Отсюда: «столпы церкви». ? «Столпы общества» (Н-759). 981…Ожидаем и надеемся <…>. Гал. 5:5Отсюда: «Ждать и

Из книги автора

Послание к Ефесянам святого апостола Павла 985 Отечество на небесах. Еф. 3:15Также: «Наше же жительство – на небесах <…>» (Фил. 3:20).По преданию, философ Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.) «занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: “И

Из книги автора

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла 996 Бог свидетель! Фил. 1:8; также: 1 Фес. 2:5 997 Их бог – чрево. Фил. 3:19 ? «Утроба – вот наш бог» (Е-17). 998…Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши <…>. Фил. 4:7 «Мир» – в значении «покой». Отсюда: «Божий мир» («Pax

Из книги автора

Послание к Евреям святого апостола Павла 1014 С переменою священства необходимо быть перемене и закона. / <…> / Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. //…По нужди и закону пременение бывает <…>. Евр. 7:12, 18 Отсюда: «По нужде и