Женский монастырь св. Феклы расположен недалеко от скоростной трассы, ведущей в столицу Кипра Никосию, в деревне Мосфилоти (Mosfilioti). Если Вы остановились в Айя Напе или Протарасе и планируете поездку в Киккос, то путь будет пролегать и мимо этого монастыря.

Короткий рассказ о святой Фёкле и монастыре на Кипре, названном в её честь

Святая Фекла (Agia Thekla, Αγία Θέκλα) жила во времена, когда апостолы после смерти и воскрешения Христа проповедовали его учение в городах и весях Средиземноморья. Это было примерно в середине I века. Судьба столкнула Фёклу с апостолом Павлом в малоазиатском городе Иконии, где она и проживала. Продолжим рассказ о Фёкле и Павле чуть позже, а пока подойдём к воротам монастыря.

Здесь мы были несколько, причём раз в разные сезоны. Самый привлекательный вид монастырь имеет... зимой, когда он весь в цветах. "Процветающий монастырь" − эти слова так и просятся сорваться с уст.

Но вернёмся к Фёкле. Она была так сильно потрясена проповедями Павла, что даже решилась через подкуп пробраться к нему в тюрьму, куда его препроводили как раз из-за них. Кстати, апостол Павел посетил позже с проповедями и Кипр, и достаточно долго пробыл на нём. А вот Фёкла на Кипре никогда не бывала, что однако не мешает сегодняшним киприотам особо почитать её.

Давайте посмотрим, что общего есть у Фёклы и у этого монастыря, названного в её честь. Фёклу в народе называют целительницей. Предание гласит, что она умела исцелять пришедших к ней людей от различных недугов. Причём делала это безвозмездно, чем и навлекала на себя гнев не столь альтруистически настроенных людей того времени. Впрочем о житии Фёклы вы можете почитать в , а пока вернёмся к монастырю.

По преданию он был построен на месте, где ещё святая Елена обнаружила целебный источник. Мы помним, что Елена жила в IV веке, а монастырь здесь был построен только в XV веке, предположительно в 1471 году. Первые документальные упоминания о нём известны лишь c XVIII века. В 1744 году была построена церковь, которая представляла собой однонефную базилику. В то время монастырь был мужским. Иконостас монастыря появился позже, в середине XVIII века. Большинство икон принадлежит кисти известного кипрского иконописца Филарета. Давайте взглянем на иконостас в храме.

Главная икона св. Фёклы была написана другим иконописцем Иоанникисом в 1806 году. Её богатый серебряный оклад выполнен несколько позже. Эта икона святой Фёклы особо почитаема на Кипре.

Но, как это случалось не с одним монастырём на Кипре, в начале XX века он пришёл в запустение. И лишь в 1991 году началось его современное возрождение. Несколько монахинь из монастыря св. Георгия Аламану поселились здесь. Сегодня в монастыре насчитывается десять монахинь. Ну и понятно, что монастырь теперь женский.

Святой источник и целебная глина

Так вот продолжим мысль про целительницу Фёклу, а также про источник, обнаруженный, согласно преданию, святой Еленой. Это же предание гласит, что источник обладал целебными свойствами.

Теперь становится понятно, почему этот монастырь назван именно в честь св. Фёклы. Их объединяет одно − умение исцелять людей. Источник проходит через целебную глину, которая помогает справиться с кожными заболеваниями. Эту глину можно совершенно бесплатно набрать здесь, чем и пользуются при случае сами киприоты, а также многочисленные посетители, специально приезжающие сюда порой только ради этого. Если вы приедете сюда самостоятельно, то ищите малоприметную дверь, ведущую к "глиняной скважине". Вот так она выглядит.

Один из маршрутов индивидуальных экскурсий , предлагаемых нами для "жителей" Айя Напы и Протараса, пролегает как раз через сей монастырь. "Водяной" источник находится напротив этого входа. Его трудно не заметить, особенно если вас привезли автобусом.


Ну и напоследок скажем, что в лавке (агоре) монастыря святой Фёклы, как впрочем и во многих других монастырях, можно прикупить вкусности, изготовленные из взращённых на окружающих землях "сельскохозяйственных культур", а также церковную утварь. А можно и просто прогуляться за пределы монастыря и побродить по апельсиновой роще, наблюдая как созревают плоды нового урожая.

Пока посмотрите фотографии в нашем фотоальбоме, а потом мы расскажем как до него добраться.

Фотоальбом

Время для посещения

Ежедневно: 06:00 - 12:00, 15:00 - 19:00

Как добраться

Из какого бы места Кипра вы ни двигались, ваш путь лежит в сторону Никосии. Но эти пути немного разнятся, поэтому поясним подробнее. Западным жителям (Пафос, Лимасол) надо ехать по скоростной трассе в сторону Ларнаки. Далее будет развилка, которую трудно пропустить, на которой дорога разделяется для тех кто едет в Ларнаку и для тех, кто хочет попасть в Никосию. Следуя указателю, держимся правее. Примерно через 14 с небольшим километров будет съезд к деревне Mosfilioti. Вот там и уходим влево. Сделав небольшое полукольцо упираемся в дорогу, на которой надо свернуть направо. Можно и не запоминать, а просто смотреть на коричневый указатель, который поведёт вас в сторону монастыря. Через километр вы попадете на круговой перекрёсток, где надо повернуть направо и буквально сразу, метров через семьдесят, надо свернуть влево на дорогу, ведущую к монастырю. Останется проехать 500 метров − и вы уже на парковке перед монастырём.

О жизни святой Феклы до нашего времени дошел лишь один источник - созданные во втором веке «Деяния Павла и Фёклы», которые церковь относит к новозаветным апокрифам.

Будущая мученица Фёкла родилась в знатной семье на территории современной Турции в городе Иконии. Ее детство прошло в достатке и любви близких - богатые родители не чаяли души в своей дочери. Когда Фекла подросла, родители, по существующим в те времена традициям, обручили ее с юношей Фамиридом.

Казалось, ничто не сможет помешать будущему браку. Но в это время горд Иконию посетил апостола Павел, который нес людям учение об Иисусе Христе и истинном Боге. Фекла жила рядом с церковью, где Павел проводил свои проповеди и невольно каждый день слушала речи апостола. Через некоторое время Фекла настолько прониклась словами апостола Павла, что решила не вступать в брак со своим женихом Фамаридом, а посвятить свою жизнь служению Богу.

Фамирид не мог принять такого решения своей невесты и обратился к правителю города игемону Кестилию с жалобой, что проповедник пришедший в город запрещает девушкам связывать себя семейными узами. Апостол Павел пытался донести до игемона новое учение о Боге, однако Кестилий не стал слушать Павла и велел бросить его в темницу. Фамирид надеялся, что не видя Павла и не слушая его проповеди Фёкла одумается и согласится на брак с ним. Однако Фекла в тайне от всех подкупила охрану и посетила апостола Павла в темницу. Он рассказывал девушке об истинном Боге и с каждым словом апостола у Феклы крепла вера в Иисуса Христа.

Родители девушки, заметив ее исчезновение, вместе с Фамаридом пошли ее искать в городе. Один из рабов рассказал им, что видел Феклу выходящей ночью из дома и бегущей в сторону темницы. Найдя ее вместе с Павлом сообщили об этом игемону и тот приказал привести их на суд.

Игемон внимательно слушал Павла, который рассказывал о правде Божией и после того спросил у Феклы, почему она отказывается согласно Иконийскому закону вступать в брак с Фамиридом. Фекла не произнесла в ответ ни слова, лишь смотрела не отводя глаз на Павла. Феоклия, мать Феклы, призвала игемона сжечь беззаконницу, чтобы все женщины Иконии не смели впредь ослушиваться родных.

После долгих раздумий правитель города приказал апостола Павла изгнать из города, а непослушную Феклу приговорил к сожжению на костре. Он думал, что увидя приготовления к казни девица одумается и отречется от своей веры. Палачи сложили костер из веток и привели Феклу на казнь. Осенив себя крестом, Фекла взошла на костре, но огонь не обжигал ее. Бог смилостивился над Феклой и послал с небес сильнейший дождь. Огонь постепенно угас, и Фекла спасена была.

Увидев чудо, люди пришедшие посмотреть на казнь в ужасе от гнева Божьего разбежались, а Фекла, хранимая Господом, покинула город Иконию и отправилась на поиски апостола Павла. Один из спутников Павла встретил Феклу и овел ее к апостолу, который уже много дней держал пост и молился за девушку. Фекла решили обрезать свои девичьи косы и отправиться с Павлом. Святая Фекла вместе с апостолом принесла Слово Божье до города Антиохии.

Но и там не было ей покоя - наместник Сирии Александр увидев красоту девушки воспылал к ней страстью, а получив много раз отказ оклеветал Феклу перед игемоном Антиохии. Надо сказать, что в те времена преследование христиан не было редкостью и правитель города не долго думая осудил ее на смерть. Первый раз бросили Феклу к дикой львице, но она легла у ног святой и не тронула ее. На второй день игемон бросил ее к голодным львам и медведям, но Фекла вознесла молитву и звери не тронули ее.

В третий раз попытался игемон казнить Феклу - привязал ее к двум быкам, чтобы разорвали они святую. Но и в этот раз Господь хранил Феклу - крепкие веревки разорвались, а быки убежали. Игемон убедился в могуществе бога, в которого верила Фекла и отпустил ее на свободу. Она вновь нашла Павла и благословил он ее на проповель слова Божья. Святая Фекла поселилась недалеко от Селевкии Исаврийской и до глубокой старости несла весть божью людям и исцеляла их от болезней.

Чудеса, которые совершала святая, не давали покоя язычникам и когда Фекла была уже глубоко пожилой, они подослали наемников, чтобы осквернить святую. В то время когда Фекла заметила опасность, вознесла она молитву к иисусу Христу, и расступилась гора, и сокрыла святую деву. Так закончила свою жизнь святая Фекла, приравненая церковью к апостолам.

О чем молятся святой Фекле

Равноапостольной первомученице Фекле молятся о здоровье, об исцелении от кожных болезней, о благополучии брака.

Молитва святой Фекле

"О, многострадальная и премудрая первомученице Фекло! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред пречистым образом твоим, просящия твоея помощи; простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь."

Молитва вторая первомученице Фекле

"О райский цвете целомудрия, о мученице первейшая Завета Новаго, о Фекло, невесто Христова равноангельная, страдании очищенная и проповедию апостольскою напоенная, чистоты крине осиянный, подвиги многими процветый и чудесы преславными облагоухаяй! Кому уподобим тебе, богозванная, всякое душепагубное прельщение поправшая, Духа Святаго испблнь сосуде, премудрости кладезю, цельбы источниче, иже всякия страсти пламень остужаяй! Яко облак светлый, прииди и омый нас дождем молитвы твоея от скверн душевных и телесных. Я коже огнь любве разжженый, уцеломудри сердца наша и воспламени я ко Христу любовию. Яко знамение мужества в страданиих непреклоннаго, укрепи колеблемая сердца наша спасительною силою Креста Господня; яко крепкая поборнице наша противу выну враждующих на ны, немощныя, буди нам щит огнезрачный необорим, да бежат от нас безстуднии демони, опаляемии твоими молитвами, да телеса наша яко храмы Святаго Духа будут. Ей, Фекло, добродево премудрая, отврати очи наша от похотей мира сего, да обручимся Христу непорочною совестию; исполни светильницы наша елеом целомудрия, зане тяжце согрешили есмы, верности Жениху Христу не сохранивше, и сего ради Чертога Брачнаго вне затворитися имамы. Обаче не отрини чада твоя, тебе молящаяся, но, яко благосердая помощнице, облеки ны в ризы яже о вере крепости, препояши чресла наша чистотою во умерщвление страстей и обновление духа; паче же и души наша кротостию и смирением украси, да яко чада Божии, якоже агнцы и овчата Христовы невозбранно пройдем искушения нечестиваго мира сего, и вожделеннаго Чертога Райскаго да достигнем, идеже вся мудрыя девы Престолу Жениха Христа предстоят, воспевающе достопокланяемое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь."

Молитва третья святой равноапостольной Фекле

"О богоблаженная святая первомученице, равноапостольная дево, Фекло прехвальная, истинная невесто Христова, красото тверди церковныя, мысленнаго Неба утренняя звездо, пресвктлый бисере чистоты и целомудрия, сада райскаго благоуханный цвете! Ты, паче всех благ и самыя жизни единаго Господа возлюбившая, добре за Имя Его пострадавшая, венцы девства, мученичества и апостольства предивно от Него увенчанная, ликом Небесным сопричтенная, аще и радуешися ныне во славе вечней, но не оставлявши и нас, чтущих тя, яко неусыпную пред Богом ходатаицу и милосердую нашу предстательницу. И якоже дарова тебе велию благодать Жених твой, сладчайший Иисус, смиренно молим тя: вонми прошением нашим сердечным, не остави нас в мире сем сирых; посети ны, в темнице греха сущия, на покаяние бодренное скоро возстави, души и тела научи блюсти чистоту, на путь доброделания направи, к евангельскому жительству усердие вдохни, молитвы огнь святый воспламени и возведи к любви Божественней. Ей, добропобедная первострадальнице, понеже многая на пользу испросити можеши у Многомилостиваго Иисуса Спаса нашего, помощница скорая в сей жизни буди. Ангельское охранение нам исходатайствуй, раны и язвы болящих уврачуй, скорбящим благодатную отраду низпосли юность и отрочество чистотою огради, иноком в трудех и послушании пособствуй, супружества нерасторжима соблюди, воины во бранех неодолимы сотвори, враги же веры и Святыя Церкве расточи.Пролей, нареченная избраннице Христова, моление твое за ны ко Господу, да дарует нам жития течение неукоризненно, старость неболезненну, безбедну, мирну; кончину же непо- стыдну, Таин Пресвятых, Тела и Крове Его Божественных, причастну, во еже Царствие Небесное нам улучити и с ченми Ангельскими тамо пребывати, и со святыми купно воспе- вати в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь."

Тропарь, глас 4

Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло, и верою утвердившися от Петра, богозваная первомученица явилася еси и первострадальница в женах: возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо крестом. Тем моли, всехвальная, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Девства добротою просияла еси, и мученичества венцем украсилася еси, апостольству вверяешися дево яко преславная; и огня убо пламень в росу преложила еси, юнца же ярость молитвою твоею укротила еси, яко первострадальная.

Ин Кондак, глас 2

Уязвивши твое сердце добродево, любовию Христовою, обручника временнаго яко небрегома преобидела еси и на огнь дерзнула еси; зверей же уста заградила еси, и спасшися от них прилежаше Павла ищущи, Фекло первострадальная.

Величание

Величаем тя, страстотерпице Христова равноапостольная Фекло, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудилася еси во благовестии Христове.

Ин величание

Величаем тя, страстотерпице Христова равноапостольная Фекло,/и чтим честная страдания твоя яже за Христа претерпела еси.

Икона святой Феклы

На иконах святая Фекла изображается красивой девушкой знатного рода, но очень худой, в убогой одежде. В руках она держит свиток с надписью: «Бог небесный, Бог крепкий, Бог щедрый, яко Того есть царство небесное в безконечныя веки». Другой вариант надписи - «Дева, хранящая девство свое любве ради Христовы: имать часть со Ангелы, и есть Христу невеста. Христос же есть ей Жених, вводяй ю в чертог Свой небесный».

Мощи святой Феклы

Мощи святой Фёклы хранились в городе Сис — столице Киликийской Армении. После захвата Киликийской Армении египетскими мамлюками, часть мощей святой Фёклы была вывезена христианами на Кипр, где они до сих пор хранятся в женском монастыре святой Фёклы, расположенном на окраине села Мосфилоти, неподалеку от города Ларнака. Другая часть мощей святой Фёклы находилась в городе Маалула на территории современной Сирии. Но сейчас мощи святой Феклы сохранились только на Кипрае - в начале 2014 года в результате военных действий в Сирии женский монастырь Святой Фёклы был разграблен, а ее мощи осквернены.

Монастырь святой Феклы

Монастырь святой Фёклы где сохранились ее мощи находится на острове Кипр в деревне Мосфилоти. Каждый год тысячи паломников со всего мира приезжают чтобы прикоснуться к мощам святой.

Согласно легендам монастырь святой Феклы на Кипре был построен в 1471 году на месте, где ещё святая Елена почти за тысячу лет до этого нашла целебный источник. В 1744 году была построена церковь, которая представляла собой однонефную базилику. В то время монастырь был мужским. Иконостас монастыря появился позже, в середине 18 века. Большинство икон в монастыре написаны известным кипрским иконописцем Филаретом. Главная икона святой Фёклы была написана другим иконописцем Иоанникисом в 1806 году она особо почитаема на Кипре.

На территории монастыря находится целебный источник, который помогает исцелится от кожных заболеваний. Водой из родника пользуются как местные жители, так и туристы, которых с каждым годом становится все больше. Если будете на Кипре - обязательно посетите это чудесное место.

Фёкла Иконийская (30-е годы I века, Икония - н. II века, Селевкия) — раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных. Ее память совершается в Православной Церкви 24 сентября / 7 октября. Честная глава св. Феклы находится в кафедральном соборе Милана — Миланском Дуомо — Piazza del Duomo.

Житие

Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокрифические «Деяния Павла и Фёклы», написанные во II веке.

Св. Фекла. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове, XI век

Фёкла родилась и жила в малоазиатском городе Иконии (совр. турец. Конья) в богатой и знатной семье. Она была обручена со знатным юношей Фамиридом, но во время пребывания в городе апостола Павла (ок. середины I века) прониклась его проповедью и решила не вступать в брак, посвятив себя служению Богу. Фамирид по совету «лицемерия исполненных» спутников Павла отвёл его к правителю города и обвинил в том, что он «воспрещает девам вступать в брак». Правитель заточил Павла в тюрьму. Фёкла тайно посетила апостола, отдав тюремному привратнику свои украшения. Когда об этом стало известно родителям, то её и Павла привели на суд правителя города, который приговорил ее к сожжению.

Согласно апокрифу, Фёклу возвели на большой костёр, однако внезапный дождь погасил пламя, и она осталась невредима. Покинув Иконию, Фёкла нашла Павла и вместе с ним отправилась в Антиохию, где её приметил некий наместник Сирии Александр. В ответ на его домогательство «сорвала она хламиду с Александра и разодрала её; и венок сняла с главы его», за что была осуждена правителем Антиохии к растерзанию зверями. На Фёклу были спущены медведица и львица. Последняя не тронула Фёклу, более того, она встала на её защиту, растерзав сперва медведицу и ценою собственной жизни убив следом выпущенного льва. Потом её безуспешно пытались скормить тюленям и разорвать быками. Не выдержав последнего зрелища, без чувств упала царица Трифена, которая полюбила Фёклу как родную дочь. Правитель прервал звероборство и освободил Фёклу.

Фёкла в пещере Апостолов Павла и Варнавы.

Фёкла разыскала Павла, и тот напутствовал её на обучение людей слову Божьему. Фёкла вернулась в родную Иконию, обратила свою мать в христианство, после чего «отошла она в Селевкию, где, многих просветив словом Божиим, сном добрым опочила».

Церковное предание сообщает, что она долгие годы жила в сирийской Селевкии и в возрасте 90 лет, когда её преследовали языческие жрецы, была скрыта от них горой. Пещера, в которой по преданию умерла Фёкла, расположена в сирийском посёлке Маалюла (горы Каламон). Над ней построен монастырь, названный в честь святой.

Мощи св. Феклы

Часть мощей святой Фёклы находились в городе Сис - столице Киликийской Армении. В 1312-1313 годах состоялась помолвка армянского короля Ошина c дочерью арагонского короля, принцессой Изабеллой Арагонской. Её отец, король Хайме II Справедливый, взамен помолвки своей дочери с Ошином, планировал получить мощи святой Фёклы, чтобы поместить их в главный собор Таррагоны. Однако ввиду протестов киликийской оппозиции, не довольной сближением с католическим Западом, помолвка была расстроена, а мощи так и остались в Киликийском армянском царстве. После захвата Киликийской Армении египетскими мамлюками, часть мощей святой Фёклы была вывезена христианами на Кипр, где они до сих пор хранятся в женском монастыре святой Фёклы, расположенном на окраине села Мосфилоти, неподалеку от города Ларнака.

Другая часть мощей святой Фёклы находилась в женском православном монастыре, основанном Фёклой в городе Маалула.

Монастырь св. Феклы на месте ее пещеры в горах Каламон, поселок Маалюла, Сирия.

В январе 2014 года во время нападения на город боевики группировки Джебхат-ан-Нусра ворвались в монастырь и осквернили его, сожгли иконы, уничтожили алтарь, 16 монахинь взяли в заложники и удерживали их в течении нескольких месяцев. Часовня, в которую была преобразована пещера, где жила св. Фекла, была взорвана, для чего взрывчатку заложили в саркофаг с мощами святой. Этой часовне было более 1700 лет. Остался неповрежденным чудотворный источник воды, в котором св. Фекла крестила людей.

Почитание св. Феклы в Милане. Честная глава св. Феклы в Дуомо.

Алтарь св. Феклы в Дуомо, Милан.

В Милане издревле почитали св. Феклу. Вероятно, ее культ был развит свят. Амвросием Медиоланским, который нередко ставил ее в пример миланским девам — членам окормляемой им женской монашеской общины. Св. Фекла не раз упоминается в сочинениях и проповедях св. Амвросия, посвященных девственной жизни. Кроме того, имя св. Феклы упоминается в анафоре амвросианской литургии, что свидетельствует о наличии особого празднования в ее честь, которое совершалось в Медиолане, как и на Востоке, 24 сентября.

Имя св. Феклы с VI века носил кафедральный собор Медиолана, возведенный в 345 году императором Константом, сыном Константина Великого. Вероятно, к тому же времени относится и появление тут важнейшей святыни – честной главы первомученицы. Возможно, в Дуомо эта святыня попала в 1461 году, когда все реликвии и имущество базилики св. Феклы переносились в новый собор.

Каждую пятницу в пределе св. Феклы в Дуомо совершается молебен с акафистом св. Фекле. Начало богослужения в 15.00. Кроме того, молебен с акафистом перед честной главой св. Феклы в Дуомо совершается ежегодно в день ее памяти 7 октября .

) - раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных . Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокрифические «Деяния Павла и Фёклы», написанные во II веке .

Жизнеописание

Фёкла родилась и жила в малоазиатском городе Иконии (совр. турец. Конья) в семье богатых родителей. В 18 лет она была обручена со знатным юношей Фамиридом, но во время пребывания в городе апостола Павла (ок. середины I века) увлеклась его проповедью и решила не вступать брак, посвятив себя служению Богу. Фамирид по совету друзей отвёл Павла к правителю города, который приказал арестовать апостола по обвинению, что он «воспрещает девам в брак вступать ». Фёкла тайно посещала апостола, отдавая тюремным стражам свои драгоценности. Когда об этом стало известно родителям, то её и Павла привели на суд правителя города:

Согласно апокрифа, Фёклу возвели на большой костёр, но внезапный дождь погасил пламя и она осталась невредима. Покинув Иконию, Фёкла нашла Павла и вместе с ним отправилась в Антиохию где на неё обратил внимание правитель города Александр. В ответ на его домагательство «сорвала она хламиду с Александра и разодрала ее; и венок сняла с главы его », за что была приговорена зверям на растерзание , но свирепая львица не тронула Фёклу. После этого на Фёклу выпускали медведей и львов, но львица, став её заступницей, защищала её. Видя это толпа стала требовать отпустить Фёклу, что и было сделано правителем города.

Из Антиохии Фёкла отправилась на поиски Павла , который напутствовал её на обучение людей слову Божьему. Спустя время Фёкла вернулась в родную Иконию, где обратила свою мать в христианство. В отношении смерти святой апокриф сообщает, «отошла она в Селевкию, где, многих просветив словом Божиим, сном добрым опочила ».

Церковное предание сообщает, что она долгие годы жила в сирийской Селевкии и в возрасте 90 лет, когда её преследовали языческие жрецы, была скрыта от них горой. Пещера, в которой по преданию умерла Фёкла, расположена в сирийском посёлке Маалюла (горы Каламон). Над ней построен монастырь, названный в честь святой. Часть мощей Фёклы находится на острове Кипр .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святая Фёкла" в других словарях:

    Елена Равноапостольная Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт Петербург оригинальное имя греч … Википедия

    В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

    Нина Рождение: ок. 280 года Коластры … Википедия

    Святая Фёкла (фреска Спасо Преображенского собора в Чернигове, XI век) Фёкла Иконийская (греч. Θέxλα, Первомученица Фёкла; 30 е годы I века, Икония II век, Селевкия) раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных. Единственным… … Википедия

Святые Апостолы Павел и Варнава, благовествуя миру Евангелие, пришли в Иконию 1 и поселились у Онисифора, о коем упоминает св. Павел в Послании к Тимофею, говоря: "Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих " (Тим.1:16).

Проживая в доме Онисифора, они часто посещали синагогу, небоязненно проповедовали Слово Божие, приводили людей ко спасительному пути и обращали к вере в Иисуса Христа. Тогда многие, внимая их учению и видя знамения и чудеса, творимые ими, уверовали в господа нашего Иисуса Христа.

О сем повествуется в книге Деяний Апостольских: "В Иконии они (т.е. Павел и Варнава) вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли [здесь] довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса " (Деян.14:1-3).

В то время в Иконии жила восемнадцатилетняя девица, прекрасная собою, по имени Фекла, дочь Феоклии, из рода знатного и славного. Она обручена была некоему Фамиру, одному из самых знатных юношей в городе, отличавшемуся своим богатством и красотою. Видя чудеса, совершаемые Апостолами, Фекла вместе с другими слушала у окна беседы их в доме Онисифора, усердно внимая всему, что они проповедовали. На добрую почву пало семя Слова Божия, действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы и произросло: она уверовала в Сына Божия, возлюбила Его и прилепилась к Нему всею душою Павел же, по внушению свыше, стал беседовать о девстве и целомудрии; он сказал между прочим, что отроковица, хранящая ради любви ко Христу свое девство, подобна ангелам, она – невеста Христу, а Христос есть ее Жених, вводящий ее в чертог Свой небесный. Много говорил о сем святой Павел и побудил Феклу с сохранению девства, так что святая дева тогда же твердо решилась оставить жениха, презреть и все сладости мира сего и служить Христу в чистоте до самой кончины. своей. Итак мудрая дева стала невестой Жениха небесного и с пламенною любовью последовала Ему; стремясь к нетленному Жениху своему, она таяла как воск, так что на ней сбылось реченное Давидом: "Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей " (Пс.21:15). Фекла была так восхищена беседой Павловой, что три дня и три ночи совсем забыла о пище и питии и о покое телесном. Как некогда Мария, "которая села у ног Иисуса " (Лк.10:39), помышляла об одном лишь Боге, так и Фекла питалась только словом Его, ибо в Священном Писании сказано: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф.4:4). Когда же Феоклия узнала, что ее дочь уверовала во Христа и прилежно слушает слово Божие, то пришла и с гневом силою отвлекла ее от сего душеполезного занятия, а святых проповедников – Апостолов укорила и, ругаясь им, отторгнула дочь свою, агницу уже Христову, от стада Христова. Потом, призвавши жениха ее Фамира, сказала ему:

– Или тебе нужды нет до невесты своей, что она находится в каком-то исступлении? Смотри: она прельстилась сими пришельцами – обманщиками, которые своими высокопарными речами увлекают безумных людей; вот уже три дня, как она не отходит от них, забыв о доме своем.

Тогда Фамир начал ласково и нежно говорить с Феклой; но она ни о чем не хотела говорить с ним; даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного Жениха, "краснейшаго добротою паче сынов человеческих". Взирая на Него духовными своими очами, она беседовала с Ним в уме своем, сей же тленный и временный жених внушал ей только отвращение. Фамир, видя, что Фекла его отвергает и не любит, стал очень скорбеть, а Феоклия в гневе стала бить дочь свою, таскала ее за волосы и топтала ногами; потом заперла ее одну и морила голодом. Впрочем, сама же она, побеждаемая естественною материнскою любовью, плакала о своей дочери; обнявши, она стала целовать ее, со слезами умоляла, чтобы Фекла не отвергала своего жениха, красивого, богатого, благородного, всеми почитаемого, посадила ее за столом рядом с Фамиром. Фекла же, отвернувшись от него, сидела молча, смотрела вниз, ничего не вкушала, только постоянно вспоминала в глубине сердца о своем Женихе небесном. Когда же Фамир, лаская ее, хотел насильно обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук, как птица из сети. Тогда мать опять пришла в ярость, и снова стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошел к князю с жалобой на Апостола Павла.

– В нашем городе, – говорил Фамир, – появился один пришлец; своим волшебством он прельщает народ и, отклоняя его от почитания богов, обращает ко Христу Иисусу, распятому на кресте иудеями. Он прельстил и девицу Феклу, мою невесту; сначала она сильно любила меня, а ныне не только не хочет смотреть на меня, но даже гнушается мною как прокаженным и бегает от меня как от какого-нибудь зверя; так загасил тот волшебник в ней любовь ко мне; и не могу я понять, что он сделал с ней.

Князь призвал Павла и спросил его: откуда он и что такое сделал у них в городе? Тогда Павел отверз апостольские уста свои и по обыкновению стал поучать его слову Божию, проповедуя об Иисусе Христе. Однако князь не стал сейчас же разбирать дело, а отложил суд над Павлом до другого времени; он повелел связать Павла, посадить в темницу и держать его там до тех пор, пока явится возможность допросить его подробнее. Фекла же, услышав, что Павла из-за нее посадили в темницу, встала ночью, тайно удалилась из дому и пришла к темнице. Отыскавши сторожа, охранявшего двери темницы, она сняла с себя ожерелье и другие золотые вещи и отдала их сторожу, прося его, чтобы он отворил ей двери и пропустил к Павлу.

О сем упоминает святой Златоуст, говоря:

– Послушай о святой Фекле; та, чтобы видеть Павла дала свое золото темничному сторожу; ты же не хочешь дать ни одной цаты 2 , чтобы узреть Христа 3 .

Темничный сторож исполнил ее просьбу – он обрадовался драгоценному ожерелью и золотым вещам – и ввел ее к святому Павлу. Фекла с радостными слезами пала пред ним и облобызала оковы узника Христова. Сначала Павел, увидев ее, пришел в ужас, но потом, когда узнал всё, что она потерпела от матери и от жениха за свое целомудрие, он возрадовался великой радостью о мужестве юной девицы и облобызал ее в голову, благословляя ее и восхваляя ее веру и девическое целомудрие, называл ее невестою Христовою и первою своею дщерью, которую он возродил благовествованием. И Фекла сидела в темнице с Павлом как дочь с отцом своим, слушая его отеческое учение и слагая в сердце своем слова его, как многоценное сокровище; он же много поучал ее вере в Господа Иисуса Христа, наставлял в любви к Богу, убеждал хранить целомудренное девство и совершенно утвердил ее в учении Христовом, как о том пишет св. Григорий Нисский 4 , говоря:

– Такое некогда миро (т.е. учение), с белым крином 5 целомудрия, Павел излил в уши святой девицы; сими каплями, исходящими от сердечного крина, Фекла умертвила внешнего человека – все помышления суетные, и угасила вожделения.

Также и св. Епифаний 6 пишет:

– Фекла, имевшая жениха красивого, первого в городе, весьма богатого, очень чтимого и знатного, обрела Павла, который отвратил ее от обручения с сим женихом; так святая дева отказалась от всех земных благ, чтобы удостоиться небесных.

Между тем в доме Феоклии стали искать Феклу, но не находили ее. Тогда поднялся крик, плач и вопли; мать рыдала о своей дочери, Фамир – о невесте, рабы – о госпоже своей; слуги разбежались в разные стороны, разыскивали, спрашивали и на улицах, и в домах – но нигде не находили ее. Лишь спустя довольно долгое время узнали, что она находится в темнице; за ней тотчас же бросились; прибежав туда, посланные увидели, что она сидит около Павла и, как бы прикована, с величайшим вниманием слушает его наставления; тогда ее схватили и вывели из темницы, а о всем случившемся донесли князю. Тот, воссев на судейское место, велел привести к себе Павла. Лишь только народ увидал, что его привели, закричал князю:

– Князь, человек сей волхв, казни его!

Особенно Фамир настаивал, чтобы Павла казнили; в своей жалобе он указывал на то, что Павел отвратил от него невесту. Когда призвали Феклу, князь спросил ее:

– Почему ты гнушаешься своим женихом, столь прекрасным и благородным? Отчего ты не выходишь за него?

Она же смотрела на Павла и нечего не отвечала. Тогда Феоклия, забывши естественную любовь к дочери, изменила своему материнскому чувству, и как свирепая львица или разъяренная медведица стала неистово кричать князю:

– Сожги сию злую рабу, достойна она такой смерти, это не дочь моя, ибо не слушает меня, матери своей; сожги ее в пример другим, – пусть все городские девицы, видя сие, убоятся, пусть не осмеливаются они ослушаться матерей своих и противиться им, как сия всезлобная и непокорная. Нет, это не чадо мое, не порождение утробы моей, но проклятый отродок и сухая ветвь – сожги ее!

Так настойчиво требовала мать, чтобы сожжена была дочь ее, а Фамир – чтобы был казнен Павел. Князь долго допрашивал святого Апостола, но не нашел в нем никакой вины, кроме проповеди Христовой, и потому не осудил его на смерть, но повелел бить его и изгнать вон из города, дабы он не мог и других девиц склонять к хранению девства. Вместе с Павлом были подвергнуты изгнанию Варнава и Онисифор с его сыновьями. Впрочем, Павел и сам стремился уйти из города, не потому только, что его преследовали князь, Фамир и Феоклия, но также и потому, что народ нападал на него и хотел его убить за проповедание слова Божия и за свидетельство об Иисусе Христе. О сем упоминает св. Лука в Деяниях Апостольских, говоря: "А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. …Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав [о сем], удалились в Ликаонские города Листру и Дервию 7 " (Деян14:2,4-6) оттуда в Антиохию. Сначала они пробыли несколько дней недалеко от города Иконии, в одной пещере на пути в Дафну 8 , желая узнать, что будет с Феклою; там они пребывали в посте и усердно молились о ней, чтобы Господь укрепил ее и проявил милость Свою на ней, как сие действительно и исполнилось.

Долго князь старался заставить Феклу с прежней любовью обходиться с своим женихом, но старания его не увенчались успехом; тогда он по прошению Феоклии осудил святую деву на сожжение. Для сего принесли множество сухих дров, сена и хвороста и сложили большой костер; потом слуги взяли святую, чтобы возвести ее туда; она же не позволила вести себя, но сама поспешно шла к приготовленному костру и, сотворивши крестное знамение, взошла и встала на верху костра, готовая сгореть: не страшен был ей огонь вещественный, ибо сама она горела невещественным огнем любви Божественной. Находясь на костре, она смотрела вперед и узрела в образе Павла Господа, стоящего и повелевающего ей быть твердою. Посему святой Киприан так выражается в молитве: "Предстани нам якоже во узах Павлу, и во огне Фекле" 9 .

Между тем подложили огонь и подожгли костер со всех сторон; но к удивлению всех пламя, высоко поднявшись, окружило Феклу; еще более были все поражены, когда внезапно пролил большой дождь с градом, погасивший огонь; князь и весь народ в страхе бежали в дома свои от проливного дождя и от сильного града. Фекла же сошла невредимою: огонь нимало не коснулся чистой девы. После сего она не пошла в дом своей матери и не стала медлить в Иконии, а отправилась из города искать своего отца духовного – Павла. На дороге она встретила одного ученика Павла из дома Онисифора, шедшего в город, чтобы купить хлеба; святая дева узнала его и спросила:

– Где находится Павел, Апостол Иисуса Христа?

Тогда он повел Феклу в пещеру, где находился Павел вместе с другими и, постясь, усердно молился о ней Богу. Увидев Феклу живой и здоровой, все возрадовались радостью великою и, возведя очи и простерши руки свои к небу, возблагодарили Бога, сохранившего рабу свою невредимою; затем предложили ей хлеба и сами также подкрепились пищею. Отсюда Павел с Варнавою прошли чрез Листру и Дервию, благовествуя Евангелие и исцеляя недужных; за ними последовала и Фекла до Антиохии. Когда они входили в сей город, случайно встретил их некто Александр, старейшина того города. Он был молод, проводил жизнь в сладострастии и предавался нечестивым делам, как обычно жили язычники. Увидев святую деву Феклу и поразившись ее красотою, он воспылал к ней нечистым вожделением. Думая, что Фекла – жена Павла, Александр сначала стал предлагать Павлу много золота, и склонял его, чтобы он не препятствовал его злым намерениям; потом когда узнал, что Фекла не жена Павла, а незамужняя девица, то еще большею страстью возгорелся к ней и пожелал взять ее себе в жены. Он начал уговаривать святую Феклу, чтобы она полюбила его, но та бегала от него как от льва рыкающего и ищущего поглотить душевную ее доброту. Александр же всячески старался уловить ее. Так однажды, встретив Феклу на дороге среди большой толпы, он не мог сдержать любодейственного огня, пылавшего в его сердце: забыв всякий стыд, он насильно схватил ее и бросился ей на шею; святая же дева со слезами стала умолять Александра оставить ее.

– Не принуждай меня, странницу, не принуждай меня, рабу Божию, я отказалась от жениха; могу ли согласиться на твое желание?

Говоря так, Фекла вырвалась из его рук, разорвала на нем одежду при всех и нанесла ему тем большое посрамление. Александр сильно разгневался и, узнав, что она к тому же христианка, привел ее на суд к князю. На вопрос: почему она гнушается брака, – Фекла отвечала:

– Жених мой – Христос Сын Божий, с Ним я сочеталась духовным браком.

Князь стал принуждать ее, чтобы она отреклась от Христа и вышла замуж. Когда же она решительно отказалась, то князь осудил ее на съедение зверям – за две вины: за благочестие и за целомудрие – за то, что во Христа верует и за то, что отказалась от брака, будучи молода и красива. Сия казнь была отложена до утра, а пока для охранения в ту ночь взяла ее к себе в дом одна женщина, по имени Трифена. Трифена происходила из царского рода, пользовалась большим почетом; впоследствии и она уверовала во Христа; о ней-то упоминает св. Павел в послании к Римлянам: "Приветствуйте, – говорит он, – Трифену и Трифосу 10 " (Рим.16:12).

Трифена, взявши к себе Феклу, провела всю ночь с ней в духовной беседе. на утро собралось множество народа посмотреть на сие зрелище: пришел и князь, и все начальники городские; святая Фекла была выведена как агнец на заклание и стала на месте, где должны были пожрать ее звери. Когда выпустили на нее зверей, все они стали ходить вокруг нее, но ни один не коснулся ее, ибо Бог заградил уста зверям, как некогда во рве Данииловом. Все зрители изумлялись дивному сему явлению: кровожадные звери оставили свою лютость и стали кротки, как овцы; и одни в народе прославляли Бога, исповедуемого Феклою, другие же хулили и говорили:

– Она имеет чары в своей одежде, и оттого не прикасаются к ней звери.

Также и сам князь с городскими начальниками говорил, что она волшебница и заколдовала зверей, чтобы они не могли причинить ей вреда. Посему они решили предать на следующий день Феклу зверям, более многочисленным и самым голодным, а пока отослали ее опять к Трифене; та очень обрадовалась, увидев, что святая дева вернулась с места казни невредимой. В то время, как Фекла до утра пребывала в доме Трифены, князь не велел давать есть зверям, дабы они, будучи голодными, скорее бросились на свою жертву. И вот, на следующее утро святая опять была отведена на место казни; вслед за ней шла и Трифена, плача о том, что такую святую деву без всякой вины предают на смерть. Феклу поставили на видном месте, и бесстыдный князь велел обнажить святую:

– В одежде ее, – говорил он, – имеются чары, вот почему и не трогают ее звери; обнажите сию волшебницу и посмотрим, будет ли она цела.

Тогда святую деву обнажили и поставили так, что народ мог ее видеть; только один стыд был ее покровом, и она повторяла слова пророка Давида: "стыд покрывает лице мое… " (Пс.43:16). На нее были выпущены голодные разъяренные звери, львы и медведи; вышедши из своих затворов и увидевши девицу, стоящую без одежды, они преклонили головы свои до земли, опустили глаза вниз и, как бы стыдясь девической наготы, отступили от нее. Дивное зрелище! звери чувствовали стыд: они отвращали свои глаза от девической наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее, – итак бессловесные животные являлись обличителями и судьями людям на сем зрелище: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека, люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям. Но чего они тем достигли? Обнажив на глазах всех целомудренную деву, они хотели обесчестить ее, но только увеличили тем ее честь. Хорошо говорит св. Златоуст, воспоминая об обнажении двух жен – Пентефриевой жены в спальне и Феклы в присутствии всего народа: "Какую получила пользу сладострастная жена Египетская, что обнажилась в спальне? какой получила вред первомученица Фекла, что ее обнажили на глазах множества народа? Фекла, будучи обнажена, не согрешила так, как согрешила египтянка, и не исполнилась бесчестия, но была возвеличена как святая; нагота сей в присутствии многих увенчана – а нагота той и в затворенной спальне посрамлена 11 .

Когда святая Фекла стояла обнаженной на том месте, одна из львиц, подойдя, легла перед нею и лизала ноги ее, как бы воздавая честь ее девственному целомудрию. О сем упоминает святой Амвросий 12 , говоря: "Можно было видеть зверя, который распростерся на зеле и лизал ноги святой; тем он безмолвно свидетельствовал, что не может причинить вреда девственному телу; поклонился зверь той, которую дали ему на растерзание, и, забыв естественные свои свойства, воспринял нрав, который люди утратили.

Между тем народ, видя, что звери не осмеливаются коснуться святой девы, стал восклицать громким голосом:

– Велик Бог, исповедуемый Феклой.

Мучитель же, не познав силы Божией, захотел иным способом погубить Феклу: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами, змеями и ехиднами и бросить туда святую. Но Тот, Кто некогда заградил пасть львов, и теперь притупил жала змей, укротил их ярости и уничтожил их яд: святая вышла из ямы невредимою, так что все изумлялись такому чуду. Долго злой мучитель не знал, что бы еще предпринять; наконец он велел привести двух сильных быков, привязать Феклу между ними за ноги и разожженными палками колоть быков, дабы они, разбежавшись в разные стороны, растерзали ее. Но и после сего святая осталась цела, ибо когда ее крепкими веревками привязали к быкам и начали колоть быков раскаленным железом, то веревки как паутина разорвались, быки убежали, а святая осталась на том же месте, не испытав никакого вреда. Тогда уже и сам князь, удивляясь случившемуся, признал в девице силу Божию и, позвав Феклу, спросил ее:

– Кто ты? И какую силу ты имеешь: ничто не может вредить тебе?

Она же отвечала:

– Я раба Бога Живого!

И больше ничего не говорила. Князь, убоявшись Бога, хранящего Феклу от всякого вреда, повелел с честью облечь ее в одежду и отпустил ее, постановив такой приговор: "Феклу, рабу Божию, отпускаю на свободу".

Святая пошла в дом Трифены, и велика была радость во всем доме Трифены об освобождении Феклы. Пребывая здесь некоторое время, Фекла проповедовала слово Божие и многих научила вере во Христа. Она сильно желала видеть Павла, своего отца и учителя, и, отыскавши его, хотела последовать за ним, но он не позволил ей, сказав:

– Никто не идет на борьбу с невестою.

Тогда она, приняв благословение от Апостола, пошла в Селевкию 13 , и поселилась в пустыне на одной горе близ Селевкии; подвизаясь там в посте, молитве и богомыслии, она творила много чудес и исцеляла всякие болезни. Жители окрестных мест, узнав о сем, приходили к ней и приносили своих больных, коих святая Фекла научала вере в Господа нашего Иисуса Христа и исцеляла. Однажды мимо того места, где жила святая, из Селевкии ехал верхом языческий жрец. Увидев Феклу, собиравшую в то время травы на пищу себе, он прельстился ее красотою и возгорелся нечистым желанием: ударив коня, он устремился к ней, чтобы исполнить свое злое намерение. Святая же, укрепляемая силою Божиею, схватила его, повергла вниз и так сильно ударила его о землю, что он три дня лежал нем и недвижим. Проходившие мимо, видя, что жрец лежит как мертвый, недоумевали, что с ним сделалось. На третий день стало известно о сем и в городе; тогда множество народа пришло оттуда посмотреть на случившееся с ним и взять его домой. Жрец, как только пришел в себя, тотчас, встал на ноги и сказал:

– Я видел некую богиню и от нее потерпел сие.

Лишь с большим трудом, сильно страдая от боли, мог он дойти до своего дома. Призвав живописца, он велел ему изобразить на доске восемнадцатилетнюю девицу. Когда тот начал писать, то, по устроению Божию, ему удалось очень хорошо изобразить подобие святой Феклы: изображение было чрезвычайно живо; окончив свою работу, тот человек принес икону к жрецу; последний, видя столь верное изображение, сказал:

– Такую именно я видел девицу!

Приняв икону, он облобызал ее и тотчас совершенно выздоровел, а сие изображение святой Феклы и после хранил честно в своем доме; потом он по проповеди святой девы уверовал во Христа со всем своим семейством. равноапостольная Фекла долгое время жила в той местности, многих наставила на путь спасения, многим помогала в несчастиях и много недугов уврачевала. Врачи и волшебники в Селевкии видели, что всякий заболевший каким-либо недугом идет не к ним, а прямо к Фекле, так что хитрым уловкам их пришел конец. Лишившись своих выгод, они обеднели; посему они очень опечалились и стали негодовать на добрую целительницу Феклу, которая безмездно исцеляла всех приходивших к ней. Движимые завистью и гневом, они замыслили научить неких порочных юношей, чтобы они насильно ее обесчестили; ненавистники так говорили между собою:

– Чиста девица Фекла, и посему угодна великой богине Артемиде; богиня слушает прошения ее и подает ей силу к врачеванию недужных. А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида; отнимется у нее целебная сила, и тогда опять врачебное искусство наше возвысится.

Раздумывая так, они постарались отыскать бесстыдных юношей для такого гнусного дела и, напоивши вином, упросили их идти и обесчестить Феклу. При сем дали им много денег и обещали дать еще более, если они исполнять их просьбу. Безумные и неверующие они не знали, что Фекла не Артемидиною силою, но благодатью Христовою исцеляет всякий недуг и всякую болезнь!

Развратные юноши, упившись вином, послушались врачей и чародеев; они поспешно направились к Фекле, разжигаемые похотью и полные скверных мыслей и злого намерения.

Увидя их, Фекла спросила:

– Чада! Что вам нужно?

Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Услышав сие и уразумевши их злое намерение, святая Фекла убежала от них; та, которая никогда не страшилась диких зверей, обратилась в бегство от бесстыдных людей. Они погнались за Феклою и преследовали ее, как волки овцу; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Сия гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто. Ныне она в нескончаемой жизни прославляет Жизнодавца Христа Бога, со Отцом и Святым духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Словесем павломым научившися, богоневестная Фекло, и верою утвердившися от Петра, богозванная первомученица явилася еси и первострадальница в женах. Возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо крестом: тем моли всехвальная Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 8:

Девства добротою просияла еси, и мученичества венцем украсилася еси, апостольству вверяешися дево, яко преславная: и огня убо пламень в росу преложила еси; юнца же ярость молитвою твоею укротила еси, яко первострадальная.

________________________________________________________________________

1 Сие происходило в 45-46 году по Рождестве Христове во время первого путешествия св. Апостола Павла. Город Икония находился в Ликаонии, области Малоазийской к юго-западу от Каппадокии. О первом путешествии св. Апостола Павла повествуется в книге Деяний Апостольских с 13 по 14 гл. В Иконию св. Апостол прибыл из Антиохии Писидийской.

2 Цата – монета, равная 10 коп.

3 Сие свидетельство о Фекле находится в 25 б5седе св. Иоанна Златоустого на Деяния Апостольские.

4 В 4 беседе на Песнь песней.

5 Крин – лилия.

6 Св. Епифаний – современник св. И. Златоуста; был епископом на о. Кипре в течение 36 лет.

7 Города Листра и Дервия находились в Ликаонской области в Малой Азии, недалеко от Иконии.

8 Предместье Антиохии.

9 Сии слова находятся в беседе св. Киприана о мучениках.

10 Об обеих сих женах упоминается в Римских месяцесловах под 10 ноября, а именно: "Память святых жен Трифены и Трифосы, живших в Иконии Ликаонской; наставляемые проповедью святого Павла и назидаемые примером святой Феклы, они много успели в христианском учении".