Решили освоить английский «с нуля» в зрелом возрасте? Отличная идея! Сомневаетесь в собственных силах? Зря. Мы расскажем, на какие особенности обучения обратить внимание и избавим вас от психологических ограничений. Поверьте в себя, английский вам по плечу!

Верьте в себя, иначе у других не будет повода поверить в вас. Английский язык все больше проникает в нашу жизнь. Если раньше им пользовались только путешественники и переводчики, то теперь ситуация изменилась. Без знания языка сложно не только получить высокооплачиваемую должность, но и научиться работать на компьютере, прочитать инструкцию к бытовой технике и т. п.

Школьники и студенты, как правило, вынуждены заниматься английским на курсах или в учебном заведении. Но тех, кто достиг 25-летнего возраста и не овладел английским, сложно убедить взяться за учебу. Мы находим миллион отговорок, вспоминая, как бездарно потратили 10 лет в школе на изучение английского! Спешите записать себя в «негуманитарии»? Конечно, опустить руки легче всего. Но мы предлагаем эффективный подход к решению этой проблемы.

Для начала нужно разрушить мифы и избавиться от воображаемых преград, которые мешают нам приступить к изучению английского. О некоторых из них можно почитать в статье « ». Меняем деструктивные мысли на конструктивные! Давайте выясним, какие установки мешают нам изучать английский во взрослом возрасте.

Негативные установки, которые мешают учить английский взрослому человеку

1. Языки легче изучать в детстве

Распространенное заблуждение, которое с раннего возраста вбивают нам в голову. Некоторые учителя английского запугивают школьников: «Не будешь учить язык в школе, вообще никогда не выучишь. Старайся, пока есть возможность что-то понять. Ты же не хочешь быть дворником?». Согласитесь, совсем не воодушевляющая мотивация. Но, тем не менее, в голове откладывается: учиться надо, пока молодой, в зрелом возрасте ничего не получится.

На самом деле : Все получится! И в 20 лет, и в 30, и в 80. Забудьте о том, что слышали в школе. По всему миру люди доказывают: учиться никогда не поздно. Хотим привести пример из нашей практики: около 80% студентов - взрослые люди в возрасте от 25 до 50 лет. А самому старшему студенту 86 (!) лет, он захотел улучшить свой английский для общения с внуками, проживающими в США. Дети не знали русский, поэтому дедушке пришлось спешно изучать английский. И он достиг своей цели! Конечно, наш ученик не сдавал экзамены, не овладел языком в совершенстве, но научился разговаривать на общие темы без особых затруднений.

Взрослые замечательно справляются с изучением английского, свободно общаются с носителями языка и сдают международные экзамены на отлично. В чем их секрет? Они обычные люди, просто взрослому человеку проще сконцентрироваться на занятии, понять сложные правила . Современные методики обучения учитывают все особенности нашей памяти и позволяют овладеть английским языком в любом возрасте. Пока есть желание, есть возможность.

2. Что обо мне скажут окружающие?

Люди, которые считают что-то невозможным, не должны мешать людям, которые делают это возможным. (китайская пословица) К сожалению, друзья и близкие не всегда поддерживают наши стремления к знаниям. Одни начинают говорить о потерянном времени, другие - о пустой трате денег, самые вредные - о том, что у нас ничего не получится. Чужое мнение порой играет для нас решающую роль, мы отказываемся от своих желаний в угоду чьим-то капризам.

На самом деле : Для того вы и взрослый человек, чтобы принимать решение самостоятельно. Не всегда стоит слушать близких и идти по течению. Объясните родным, что знание английского позволит вам больше зарабатывать, даст почувствовать себя другим человеком . Все возможно, пока вы этого хотите!

3. Я буду самым старшим/старым на курсах

Звучит смешно, но так размышляют люди в возрасте 25-30 лет. Такие мысли часто возникают у тех, кому предстоит начинать осваивать английский язык с первой ступени. Они думают, что придут на занятие, а их соучениками будут 8-9-летние школьники, юные и активные.

На самом деле : Учеников в группы набирают согласно возрасту и уровню знаний. Поверьте, среди начинающих полно ваших сверстников . Если вы испытываете некоторое смущение от сравнения с другими студентами, рекомендуем учить английский с персональным преподавателем. Заниматься наедине с учителем комфортно и эффективно.

4. У меня нет склонности к языкам

Мы не устаем напоминать: нет людей, неспособных учить английский, есть те, кто не желает это делать по каким-то причинам. Почему-то некоторые считают, что человеку нужно иметь особенный склад ума, иметь лингвистические способности, быть филологом по образованию, чтобы хорошо знать язык.

На самом деле : И «технари», и гуманитарии отлично справляются с изучением английского языка. Более того, среди полиглотов много людей с математическим складом ума, они умеют анализировать информацию, способны усваивать большие объемы материала. Нужно подобрать правильный подход, использовать интересные методы обучения.

5. Я работаю, у меня нет времени на учебу

Это одна из самых популярных установок. Мы привыкли жить в спешке, куда-то опаздывать, ругать быстро текущее время. Да, работа отнимает у нас много сил, но ведь есть еще и выходные дни. Можно выделить немного времени на обучение в субботу и воскресенье. Конечно, в выходной хочется отдохнуть, но мы не задумываемся о том, что, достигнув необходимого уровня знания языка, получим возможность занять более перспективную должность, сменить сферу деятельности, улучшить условия труда.

На самом деле : Каждый человек может уделять английскому языку 3-4 часа в неделю. Советуем заняться тайм-менеджментом, в Интернете можно найти много статей и книг по этой теме. Для начала почитайте интересную статью на нашем блоге «Управление временем, или Trying to find time for… time », она кратко расскажет вам об основах тайм-менеджмента. Можно попробовать простой метод: в течение недели записывайте все дела в ежедневник. По прошествии семи дней посмотрите, куда утекают драгоценные минуты. Возможно, вы непродуктивно используете свободное время, и ваше расписание нуждается в доработке? Думаем, у каждого найдутся свои «поглотители времени», от которых можно избавиться. Замените бесполезные дела изучением английского языка.

6. Учиться скучно

При слове «учиться» многие вспоминают, как засыпали на лекциях в университете. Мы даже не можем допустить мысли, что учеба может быть не только полезной и нужной, но и увлекательной. Наши стереотипы часто совсем не обоснованы, вы можете в этом убедиться самостоятельно.

На самом деле : Действительно, зубрить словарь и часами сидеть над грамматикой очень скучно. Неинтересные учебники, сухие формулировки, разучивание оторванных от реалий диалогов и текстов - все это осталось в далеком прошлом. Современный подход в обучении предполагает использование разнообразных материалов. На занятиях английским студенты говорят на интересные им темы, смотрят видео, слушают песни, изучают увлекательные тексты. Девиз современного учителя английского: учеба в радость, а не в тягость.

7. Я не знаю с чего начать, вдруг ничего не получится

Отпустите свои предрассудки на волю и будьте открыты новым знаниям. Вас ждет успех! Неофобия (страх перед всем новым) живет в каждом человеке. Мы боимся учить язык, поехать в путешествие, поменять работу. Задумайтесь, много ли вы потеряете, если попробуете? А если не воплотите свою мысль в действие, рискуете потерять способность мечтать и верить в мечту.

На самом деле : В изучении английского языка нет ничего сложного. Миллионы людей во всем мире учат и будут учить его. Не знаете, за что взяться в первую очередь? Для вас мы составили подробную пошаговую инструкцию « » и написали статью « ». А если вы хотите, чтобы грамотный преподаватель помог вам быстрее достичь поставленной цели, предлагаем в нашей школе. Не бойтесь воплощать мечты в реальность.

Неоспоримые преимущества изучения английского языка взрослыми

1. Хорошая мотивация

Взрослый человек понимает, чего и зачем он хочет. Вас не нужно уговаривать делать домашние задания (о том, почему это так важно, читайте в статьях « » и « »), объяснять, зачем учить английский, как он вам поможет в жизни, вы и так все знаете. Вряд ли плохое настроение или дождь за окном заставят вас не явиться на урок. Вы не бросите занятия «просто так», ведь прекрасно понимаете, для чего пошли по этой дороге и почему стоит идти до конца.

Мотивированные ученики ВСЕГДА добиваются успеха в изучении английского.

2. Самодисциплина

В юности человека трудно усадить за парту и заставить слушать, из-за этого и возникают пробелы в знаниях. Взрослого никто не отвлекает, на занятии вы занимаетесь английским, а не посторонними делами. Вы легко концентрируетесь на учебе, умеете планировать свое время, понимаете необходимость самостоятельной работы.

3. Способность к обучению

Мнение о том, что язык легко дается в возрасте до 13-15 лет, ошибочно. Ученые выяснили, что с возрастом у человека начинают формироваться нейроны, отвечающие за лингвистические способности высшего уровня . То есть вам легче обобщить информацию, установить семантические связи, понять грамматику. Кроме того, у взрослых в процессе обучения работает долговременная память, а у детей кратковременная. Ваши знания хорошо усваиваются и надолго закрепляются.

4. Работа над ошибками

Детей не особо расстраивает сильный акцент или грамматические ошибки, они редко работают над их исправлением. Взрослые относятся к этому ответственно, с завидным рвением стремятся писать и говорить грамотно . Но не впадайте в крайность: ошибки совершают все, ничего страшного в этом нет, главное, вовремя исправлять все недочеты.

5. Хорошие аналитические способности, жизненный опыт

Вы умеете анализировать информацию, знаете свои слабые и сильные стороны . Жизненный опыт позволяет вам четко сформулировать требования к преподавателю и процессу обучения.

6. Учимся правильно с самого начала

К счастью, за последние 20 лет методика преподавания английского претерпела значительные изменения в лучшую сторону. Поэтому сегодня вы можете заниматься с опытными преподавателями (в том числе с носителями языка) так, как вам удобно. Вы самостоятельно выбираете время уроков, учитель подбирает интересные материалы, хорошее учебное пособие. Вы совершенствуете одновременно навыки говорения, аудирования, чтения и письма.

7. Финансовые возможности

Вы можете заниматься на лучших языковых курсах или с персональным преподавателем английского. Вы не ограничены школьной программой, старыми учебниками или финансовыми возможностями родителей. С каждым годом английский язык становится все более доступным как по методике преподавания, так и по цене.

Вы можете себе позволить погружение в языковую среду. Совершите путешествие за рубеж, приятные впечатления и использование английского на практике воодушевят вас. Можно отправиться учить английский за границей по специальной программе, это довольно дорого, но эффективно.

8. Понимание собственных сил и возможностей

В зрелом возрасте вы уже все о себе знаете, понимаете, какая нагрузка вам подходит, можете точно пояснить преподавателю, что хотите получить в результате обучения. У вас нет страха перед личностью учителя . Вы не боитесь, что он назовет вас неспособным, порвет вашу тетрадь, будет отчитывать за ошибки (как бывает в школе), поэтому можно заниматься спокойно и плодотворно.

Полезные рекомендации для тех, кто учит английский «с нуля» в зрелом возрасте

  • Попробуйте управлять своим временем, тогда у вас появятся свободные часы не только для занятий языком, но и для отдыха, спорта, самосовершенствования.
  • Самостоятельное изучение английского «с нуля» нежелательно. Найдите наставника, он поможет составить программу обучения соответственно вашим склонностям, предпочтениям и ритму жизни.
  • Используйте разные методы в обучении: занимайтесь с преподавателем, слушайте музыку, читайте аутентичную литературу, смотрите фильмы и видеоролики с субтитрами на английском.
  • Не бойтесь делать ошибки. Даже коренные жители Америки и Великобритании не всегда говорят и пишут грамотно. Пусть вас не смущают мелкие оплошности, их легко исправить, а вы приобретаете ценный опыт.
  • Главный секрет успеха - полюбить то, чем занимаешься. Научитесь получать удовольствие от занятий английским.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что изучение английского языка во взрослом возрасте эффективно . Это шанс вновь почувствовать себя энергичным студентом, потренировать память и получить яркие впечатления. Английский откроет вам дверь в новый мир, где вас ждут интересные знакомства и путешествия, работа над собой и самореализация. Сделайте первый шаг!

[ Радио Свобода: Образование ]

Преподавание английского языка взрослым

Автор и ведущий

Александр Костинский: Сегодня мы будем говорить о преподавании английского языка взрослым. О том, почему так трудно овладеть языком, когда вам за тридцать. А также специалисты Британского совета расскажут, что же делать, когда овладеть языком иностранным необходимо, как правильно выбрать стратегию обучения языку.

В студии Радио Свобода заместитель директора Британского совета по образованию Елена Ленская, старший преподаватель учебного центра Стив Фицпатрик, координатор учебного центра Британского совета Анна Якушева и менеджер экзаменационных программ Татьяна Леонова. Стивен Фицпатрик - еще человек, который написал несколько книг о том, как преподавать английский язык взрослым. И эти книги вышли в Кембриджском издании.

И первый вопрос, наверное, Елене Ленской. Давайте все-таки поговорим, действительно ли детям учиться легче, а взрослым труднее? Расскажите немножко об этом опыте, может, Стивен потом как узкий специалист нас поправит.

Елена Ленская: На самом деле, действительно легче, правда, при условии, что дети учатся в языковой среде. Когда ребенок попадает в среду языка, ему учиться, как правило, легко, потому что ему, во-первых, это очень нужно, ему нужно общаться со своими сверстниками, ему нужно с ними играть. И ради этого он легко и, как правило, непринужденно учит язык. Он не так давно выучил свой родной, поэтому все механизмы еще живы, он ими легко пользуется. Он, как правило, не боится сделать ошибку, потому что когда ты учишь родной язык, тебя не ругают за то, что ты делаешь в нем ошибки.

Александр Костинский: Наоборот, смеются.

Елена Ленская: Просто поправляют. Иногда смеются, а иногда, наоборот, восхищаются, какую замечательную ошибку ты сделал. Если этой же тактике следовать при изучении иностранного языка, то все будет точно так же. Я думаю, что главное, почему детям легко учить язык, это потому что им легче почувствовать успех. Барьер между ними и их сверстниками не так велик, не так велик тот запас слов, которые им предстоит освоить для того, чтобы уметь успешно общаться. А вот у взрослых этот разрыв очень большой. Это уже просто Кордильеры, которые надо переползти для того, чтобы начать общаться на равных.

Александр Костинский: Вопрос Стивену Фицпатрику. Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, действительно ли, взрослым тяжело учиться, или же все-таки это некий миф?

Стивен Фицпатрик: Почему в первую очередь взрослым трудно учить? Это психологические особенности. Потому что часто взрослые учат язык не потому, что они хотят учить язык, а потому, что их кто-то заставил учить язык: компания, какие-то обстоятельства и так далее. Таким образом, к нормальному барьеру при изучении любого языка добавляется барьер того, что тебя кто-то заставляет что-то делать. Таким образом, кто преуспевает в изучении языка? Преуспевают те, для кого мотивации являются собственные, свои внутренние. Тогда подход к изучению языка меняется. И он становится не внешним, а идущим от себя, из глубины. И как бы получается, что язык, который ты учишь, становится твоим родным языком в какой-то части, потому что ты его используешь по собственной инициативе для того, чтобы выражать свои собственные мысли, свои собственные идеи, свои собственные чувства.

Александр Костинский: То есть можно ли сказать, что проблема разницы обучения взрослых и детей не биологическая, о чем часто говорят. Разница в основном биологическая. Если взрослый настроится, как ребенок на игру, то и ему тоже будет не трудно учить иностранный язык.

Стивен Фицпатрик: Удобнее, наверное, будет сравнить это с футбольной игрой, как если бы мы решились научиться играть в футбол и купили бы книжку, прочитали бы всю теорию, разобрались, какая бывает стратегия и тактика у противника, какая стратегия и тактика у нас, прекрасно бы разбирались во всех пасах и подачах и прочих теоретических вещах, но до тех пор, пока мы бы ни вышли на поле, и все это ни попробовали бы в жизни, ни наделали бы своих собственных ошибок, ни выиграли бы, ни проиграли в реальном времени, говорить о том, что мы научились играть в футбол, слишком рано.

Александр Костинский: Чтобы плавать, надо плавать. То есть чтобы научить английскому, надо вначале начать говорить, а потом уже изучать теорию. Собственно, так же дети учатся и родному языку, они же не учат грамматику. И тут мы немножко сейчас перешли, в общем-то, к методике. Вопрос к Елене Ленской. Скажите, пожалуйста, есть ли разница в преподавании английского языка Британским советом и в российской традиции преподавание английского языка, символ которого, может быть, это учебники Бонка.

Елена Ленская: Сейчас эта разница, конечно, сокращается, потому что страна открылась, и мы очень быстро начинаем учиться всему, что существует на Западе. И, тем не менее, я бы сказала: по-прежнему разница есть. Разница, на мой взгляд, и здесь я бы своей коллеге Тане Леоновой хотела бы слово передать, прежде всего, в том, что когда ты приходишь в Британский совет, ты сразу начинаешь переговоры о том, к какому результату тебя приведут за известный тебе срок, ты узнаешь, на каком уровне ты реально находишься, делают так называемый placement test, когда определяют твой стартовый уровень владения языком. И дальше ты с открытыми глазами представляешь, какого результата ты можешь достигнуть, если, конечно, будешь работать в течение того или иного периода. То есть и со стороны обучающегося, и со стороны обучающего есть какие-то обязательства по поводу этого процесса.

Александр Костинский: То есть первое условие - это все-таки грамотное определение, чем ты обладаешь, и ты договариваешься о том, куда ты хочешь придти, да? И что для этого нужно сделать.

Елена Ленская: Совершенно верно. Тут ведь не только о языке речь, практически по любому учебному предмету у нас в школе тебе не рассказывают, а что ты собственно должен изучить и чему ты должен научиться к концу года. Чаще всего об этом речь не идет. Поэтому очень трудно оценить, ты успешен был в результате, не очень успешен. И очень часто мы считаем, что учитель нашу работу неправильно оценил, что он к нам несправедлив, и так далее, потому что мерки нет. Учитель и ребенок пользуются разными мерками. Для взрослого особенно важно понимать, что он свои усилия потратил не зря. Поэтому в этом, я бы сказала, наверное, одно из основных отличий. Хотя сейчас появляются и другие фирмы, и другие поставщики, которые тоже обсуждают будущий результат с клиентом.

Александр Костинский: Понятно. Тогда мы немножко сейчас поговорим об экзаменах. Татьяна Леонова, скажите, пожалуйста, первый этап, вот человек решил обучаться, что происходит? Что такое тесты? У нас вообще в России к тестам такое отношение не очень теплое, поэтому расскажите, как в Великобритании с этим?

Татьяна Леонова: В данный момент я говорю о кембриджских экзаменах, которые администрирует Британский совет. Это пятиуровневая система экзаменов по общему английскому языку, и есть специальные экзамены для детей и специальные экзамены по деловому английскому языку.

Александр Костинский: То есть в принципе вы учите не только взрослых, учите и детей, и специализированно деловому языку тоже учите?

Татьяна Леонова: Совершенно верно.

Александр Костинский: Детей и взрослых по-разному надо учить, это понятно. А почему деловому языку надо учить специально?

Татьяна Леонова: Конечно же, деловой язык - это достаточно ограниченная сфера. И именно поэтому если экзаменов по общему английскому языку - пять, то экзаменов по деловому английскому языку - три. Здесь очень ограниченный и вокабуляр, и структура, которую мы используем на обучение навыкам, требуемым в рабочей обстановке.

Александр Костинский: Скажите, а что, деловой язык проще?

Татьяна Леонова: Он не проще, деловой язык чаще всего накладывается на общие навыки иностранного языка. То есть нельзя, грубо говоря, сразу начинать изучать деловой английский язык, не владея какими-то навыками в принципе владения английским языком.

Александр Костинский: Вопрос Анне Якушевой. Вы - координатор учебного центра. Расскажите немножко об организации. Как устроено в Британском совете преподавание английского языка с организационной точки зрения? Что это, это просто какие-то курсы? Люди должны сдать экзамен, но в рамках чего?

Анна Якушева: Экзаменом люди, как правило, уже заканчивают свое обучение, потому что экзамен - это логическое завершение какого-то этапа.

Александр Костинский: Нет, ну, тест, он должен сначала определиться, в какой он группе.

Анна Якушева: Да, но это тест. Это к экзаменам имеет отношения мало. Это не тот тест, о котором говорила Таня. Это тест наш внутренний, для того чтобы мы поняли, в какую группу определить человека, где ему будет комфортнее, удобнее, для того, чтобы он не тратил свои лишние время и деньги, начиная с того момента, что он уже знает, либо ему не оказалось там слишком сложно. Для этого первоначально мы просим протестироваться, а потом человек помещается в ту группу, в которой ему, по мнению наших преподавателей, будет оптимально изучать язык.

Александр Костинский: А как группы организованы? Есть какой-то головной центр или какое-то дерево этих групп?

Анна Якушева: Существует определенное дерево этих групп. Это все можно посмотреть, это все есть или на сайте, или в наших материалах, потому что на словах это объяснять сложно, потому что групп очень много, подуровней в каждой группе очень много. Кроме того, существуют детские группы, подростковые группы. Существует уровень для подготовки к экзаменам.

Александр Костинский: Но это все происходит как? В помещении Британского совета или в каких-то других помещениях?

Анна Якушева: Опять же существует несколько вариантов. Это проводится в помещении Британского совета и плюс в помещении, которое мы арендуем также в центре Москвы, на Смоленской площади. Плюс мы проводим корпоративные, индивидуальные занятия, которые могут проводиться в офисах компаний либо в офисе человека, который решил заниматься.

Александр Костинский: Понятно. Скажите, пожалуйста, какое приблизительно количество человек охвачено вашим образованием?

Анна Якушева: Учитывая, что групп у нас порядка 50, наверное. В каждой группе максимум 14 человек, то это порядка 650 человек взрослых одновременно в течение двух месяцев. Это минимальный цикл. Плюс около 250 детей.

Александр Костинский: А вы как-то взаимодействуете? Если посмотреть объявления, огромное количество разных организаций, не только Британский совет, учат английскому языку. Вы как-то взаимодействуете с другими организациями, сертифицируете их, есть нечто подобное?

Анна Якушева: Учебный центр Британского совета ничего не сертифицирует.

Александр Костинский: То есть вы этим ничем не занимаетесь?

Анна Якушева: Нет, мы делаем свой бизнес. У нас своя специфика, у нас свои преподаватели.

Александр Костинский: Вот тут важный вопрос. Вообще, это не бесплатно, то есть люди платят за это деньги. Сколько стоит приблизительно вот такое обучение?

Анна Якушева: 32 часа обучения, это два месяца, восемь недель, стоят 13 тысяч рублей для занятий в группах. Для корпоративных занятий либо индивидуальных занятий цена другая - от 1800 рублей за 60 минут. И в результате переговоров будет понятно, какая будет окончательная цена, потому что это зависит от местоположения, от времени, в которое вы собираетесь заниматься, и так далее.

Александр Костинский: Понятно. И что гарантирует вот такое образование? То есть когда вы договариваетесь, в России не любят эти слова, но вы оказываете услугу образовательную, правильно? Можно так сказать?

Анна Якушева: Самым настоящим образом.

Александр Костинский: То есть это не столько образование в высоком смысле, а это услуга. Раз вы оказываете услугу, то вы нечто гарантируете.

Анна Якушева: Как раз выражение "оказывать услугу" мы очень любим, а выражение "гарантировать" мы любим гораздо меньше. Потому что очень сложно гарантировать что-то человеку, за которого платит компания, которому курс этот совершенно не интересен, и которому просто нужно получить какую-то бумажку, потому что его обязал начальник, тут гарантировать ничего не приходится. Мы можем гарантировать только то, что если он прослушал эти два месяца и не сдал финальный тест, то мы его не переведем на следующий уровень. Это все, что мы можем гарантировать. Что касается сознательного подхода к учебе, когда мотивация у человека своя собственная, то мы гарантируем, что при посещаемости более 70% всех занятий, при регулярном исполнении домашнего задания, при успешном финальном тесте человек усваивает материал того уровня, который он посещал, грамматику того уровня, на который он записался, вокабуляр того уровня, на который он записался.

Александр Костинский: Вокабуляр - это что такое?

Анна Якушева: Лексика, словарь.

Александр Костинский: Как человек говорит, да?

Анна Якушева: Да. То есть часть английского языка, которая включена была в эту программу на определенном уровне, она будет освоена человеком в том объеме.

Александр Костинский: Поэтому пять уровней, да? Потому что человеку тяжело подниматься.

Анна Якушева: Уровней не пять, пять экзаменов.

Александр Костинский: А уровней?

Анна Якушева: Уровней гораздо больше. Можно посчитать, их десять. И каждый уровень еще делится на несколько подуровней. То есть считать их на самом деле смысла не имеет, это смысловой нагрузки никакой не несет. Потому что это исключительно для того, чтобы процесс обучения можно было разделить на какие-то части, по окончании которых можно получить какой-то результат. Чтобы, как вот Елена Анатольевна уже говорила, мы не подвисли в процессе, не зная, к чему мы стремимся, а чтобы можно было сказать, что 32 часа обучения:

Александр Костинский: :привели к какому-то результату.

Анна Якушева: Да. Вот такой результат будет при том, что вы соблюдаете все условия: посещаемость и так далее.

Александр Костинский: Все-таки хочется услышать ответ на вопрос о разнице преподавания. Чем все-таки отличается? Тем, что вы действительно больше плаваете, чем изучаете плавание? Или вы больше играете в футбол, чем изучаете футбол? Почему получается так, что в России и бывшем Советском Союзе довольно долго изучали английский язык, а, в общем-то, не очень высокие результаты были? Чем это объясняется? Как вы это объясняете?

Елена Ленская: Вы знаете, мне кажется, что установкой это объясняется прежде всего. Никто и не стремился научить детей хорошему английскому языку в свое время, поскольку считалось, что российскому человеку надо уметь читать и немного объясняться. Откуда взялась эта формула "немного объясняться", я затрудняюсь даже сказать.

Александр Костинский: С иностранцами, наверное, опасно.

Елена Ленская: За границей, наверное, не часто люди будут бывать. Зачем им тут лишнее знать? От многих знаний многие печали.

Елена Ленская: :это может по жизни пригодиться, почему бы и нет. Но удивительно то, что учебники, по которым учились тогда вот с этой установкой, они до сих пор живы. Мне не удалось в жизни познакомиться с легендарным человеком - автором учебников. Я знаю, что это она - госпожа Бонк. Как-то так не случилось, но это действительно, учебник-рекордсмен, который пережил многие времена и многие эпохи. И по нему до сих пор учат. Причем, к моему удивлению, не только взрослых, для которых он написан, но и маленьких детей очень часто, забывая, что учебник, написанный в 40-е годы, даже если сейчас он немножечко косметически подправлен и причесан, не может годиться под сегодняшние потребности и под сегодняшние задачи. Не говоря уже о том, что подход, который в те времена господствовал, называется грамматико-переводным методом. И основан он на том, что нужно знать хорошо грамматику языка и уметь переводить с языка на язык. К общению это почти никакого отношения не имеет. И человек, который по таким пособиям будет учиться, он, может быть, научится элементарно переводить опять-таки письменные тексты, может быть, будет знать, кое-какие слова и грамматические правила, но говорить он уметь не будет, потому что для этого ничего в учебнике не предусмотрено.

Александр Костинский: Понятно, то есть в действительности, главное такое различие, если я правильно понял, это то, что те учебники были настроены на то, чтобы человек мог переводить, а вот ваша программа настроена на то, чтобы человек мог говорить, а потом переводить, а потом изучать грамматику. И этот подход обеспечивает более быстрое усвоение языка, потому что он немножко более похож на то, как учатся дети.

Елена Ленская: В общем, да. То есть этот подход обеспечивает более быстрое овладение тем, ради чего он и придуман. То есть с помощью него можно быстро научиться говорить, понимать на слух, читать и писать, потому что это тоже виды коммуникативной деятельности, их нельзя упускать. Особенно письмо, сейчас, когда весь мир живет на электронной почте, это очень важное умение. Но ведь и ему раньше не учили. Мы раньше диктанты писали. Кто в жизни пишет диктанты? Да никто.

Александр Костинский: Но вот все-таки важный вопрос. Когда мы говорим о речи, учите вы в основном говорить, а потом грамматику. Но возникает вопрос: но ведь экзамен является тестовым. Экзамен то не в форме речи. Не то что преподаватель послушал, как вы говорите. Как это стыкуется? То есть учите говорить, а проверяете по тестам.

Татьяна Леонова: Во-первых, экзамен включает в себя устную часть.

Александр Костинский: Как включает?

Татьяна Леонова: Экзамен состоит из пяти частей. В экзамен входит и устная часть, которая проводится в форме интервью.

Александр Костинский: Преподаватель интервьюирует?

Татьяна Леонова: Совершенно верно. Как Елена уже сказала, коммуникация - это не только умение говорить, но и еще умение изъясняться на письме, то есть тот навык, который называется writing. Также для того, чтобы общаться, необходимо понимать письменную речь, что называется reading. Я сейчас говорю об экзамене, поэтому говорю о тех частях, которые входят в экзамен. Также есть навык аудирования, прослушивание устной речи и понимание этой речи. И последняя часть, которая входит в эти экзамены, проверяют вокабуляр и знание грамматических структур. Это, пожалуй, часть, которая имеет меньшее отношение к коммуникации, и, пожалуй, единственная часть.

Александр Костинский: Понятно, то есть экзамен пятиуровневый.

Татьяна Леонова: Он комплексный. Это не пятиуровневый экзамен, а экзамен, состоящий из пяти частей. И, соответственно, еще есть пять уровней, которые отличаются друг от друга по уровню сложности.

Александр Костинский: Понятно, то есть человек, как бы комплексное его владение языком.

Татьяна Леонова: Совершенно верно.

Александр Костинский: Вот то, что является несколько новым, например, для меня. Это то, что вы еще обучаете и письменному языку. То есть в действительности все понимают, что книжный язык, язык статей, язык журналов не такой, каким люди общаются. И этому надо учить. А если учесть, что сейчас английский язык - это язык общения Интернета, миллиард человек в Интернете находятся, и люди из сотен стран. Поэтому, конечно, это может быть очень важный навык, особенно для людей, который общаются в Интернете. Это, мне кажется, действительно, очень важная вещь.

Вопрос Елене Ленской. Скажите, пожалуйста, если бы вы хотели подсказать человеку, как ему учиться. Вот из нашего разговора что я понял, что что дети, что взрослые должны учиться одинаково. Я тоже один из тех людей, который очень много, по-разному, на всяких курсах учил английский язык и очень мало усвоил реально, как и многие другие люди. Может, это моя особенность такая. Но и многие люди вокруг меня, для которых жизненно важен английский язык, они им владеют гораздо хуже, чем хотели бы. Хотя тратили какие-то усилия. Может быть, как-то неправильно учились, может быть, не там учились. Расскажите, пожалуйста, какую бы вы посоветовали стратегию? Что делать взрослому человеку, которому нужен английский язык?

Елена Ленская: Единой стратегии на самом деле нет, потому что все люди разные, они по-разному учатся. Кто-то лучше овладевает языком через зрительный канал, кому-то гораздо важнее слуховой канал, кто-то больше анализирует то, что он слышит, кто-то старается повторить максимально точно. И здесь действительно очень важно понять, какой ты, и как тебе легче всего учиться. Методик сейчас существует достаточно большое разнообразие, и можно выбрать такую, которая будет лучше всего подходить тебе. Но самое важное для меня - это взрослому человеку настроиться на успех и понять, что он может быть успешен. Научиться ловить те моменты, где он действительно прошел вперед и так далее. Вот в этом смысле то, о чем написал книжку Стив, мне кажется очень важным и нужным. Вот это процесс переговоров по поводу той программы, которую я освою, - это очень важный момент, потому что детям легко понять, что они успешны.

Александр Костинский: Их хвалят.

Елена Ленская: Во-первых, их кто-то понял - это уже успех. Их похвалили - совсем замечательно. Взрослого никто не хвалит.

Александр Костинский: То есть надо хвалить взрослых.

Елена Ленская: Нужно, конечно. Но самое главное, в том море фактов языковых почувствовать, что ты переплыл до следующего острова, - вот это очень важно. И в этом учитель может помочь.

Александр Костинский: А где это можно? Скажите, как человеку понять, что он попал в хороший центр? Британский центр учит 500 или 600 человек одновременно. Но в стране у нас гораздо больше взрослых людей, которые бы хотели знать или повысить знания своего английского языка. Как человеку, приходящему в такую организацию, понять, что он попал в правильную организацию - в ту, где он будет, наверное, улучшать свой английский язык?

Елена Ленская: Я думаю, что можно скорее сказать, какая организация точно не будет хорошей.

Александр Костинский: Это тоже важно.

Елена Ленская: Вот та организация, где тебе говорят, что ты за две недели или за месяц выучишь язык, - это точно организация, где работают шарлатаны, потому что за месяц язык выучить нельзя.

Александр Костинский: Жалко, очень жалко:

Елена Ленская: За месяц можно научиться понимать, что тебе скажут в аэропорту, когда твой самолет приземлится, и то не всегда. А рассчитывать на то, что ты будешь общаться, как англичанин, за месяц, не стоит. Поэтому от таких курсов лучше сразу отказаться.

Александр Костинский: А сколько вообще времени надо, чтобы говорить с англичанами, чтобы барьера не было? Давайте разделим три барьера. Первый - письменный, интернетовский язык. Сколько надо этому учиться? И язык разговорный, пока не на сложные темы. Допустим, человек решился.

Елена Ленская: Я думаю, что все-таки минимум года два для того, чтобы вы почувствовали реальный результат, что вы можете общаться.

Александр Костинский: Это грустно.

Елена Ленская: Это печально, но что делать? Ничего в этой жизни легко не дается. Никого почему-то не удивляет, что на пианино не удается научиться играть за один месяц. А язык - это гораздо сложнее, чем пианино.

Александр Костинский: Скажите тогда, как много людей обладают лингвистическим идиотизмом? Многие люди думают, что вот я не способен к языку. Все-таки какое количество людей может выучить язык?

Елена Ленская: Вот тут я бы с удовольствием спросила Стива. Мое мнение, что лингвистических идиотов просто нет. Их не бывает. Потому что если человек говорит на своем родном языке, значит, он может изучать язык. Нет никаких причин, почему бы он не мог выучить иностранный.

Александр Костинский: Просто переадресовали Стивену вопрос. Действительно, есть ли лингвистические идиоты? Действительно, я знаю многих людей, для которых изучение английского языка было неким стрессом. Они себя считают такими людьми, какими-то не способными, и от них это требует работы, они нервничают и так далее.

Стивен Фицпатрик: Идиотов лингвистических нет, за исключением одного, который 24 часа русских классов взял и так и не заговорил никак. Но на самом деле, лингвистических идиотов, конечно, нет. Просто разная скорость у всех людей. Есть люди, которым нужно больше времени и меньше времени. Опять же вопрос - для чего вам нужен язык. Если цель ваша - иметь возможность изъясниться в аэропорту, на ресепшн, понять какие-то элементарные вещи, иметь возможность ответить и спросить, то уровень Intermedia вам будет вполне достаточно, это 400 часов.

Александр Костинский: 400 часов - это тоже около года.

Анна Якушева: При среднем темпе 4 часа в неделю, соответственно 100 недель.

Александр Костинский: Два года получается.

Стивен Фицпатрик: Если нужен более продвинутый уровень языка, для поездок, для путешествий, для командировок, для каких-то презентаций хотя бы минимальных на английском языке, то мы уже говорим об уровне, который занимает 600 часов с самого начала. Для нормального, любительского общения этого в принципе достаточно. Но для тех, кому академические цели важны, стоит пойти дальше. Если какие-то работы на английском языке будут писаться, если нужно будет использовать библиографию, уметь ее читать, уметь ее перерабатывать, подходить к этому вопросу академически, то это еще 200-300 часов плюс к тем 600.

Александр Костинский: То есть 800 часов.

Анна Якушева: Или 900.

Стивен Фицпатрик: Опять же, говоря об этих сотнях часов, мы говорим о том, когда мы учим язык без перерыва, потому что если вы берете сколько-то часов, потом прерываетесь, то эти 200-300-400 часов, они могут длиться всю жизнь. Говоря о начальном уровне языка, то мы должны уделять внимание эмоциональной сфере, эмоциональным факторам столько же, сколько и лингвистическим факторам.

Александр Костинский: Мне кажется, что Стивен просто любит тех, кому он преподает. И это, кстати, может быть, одно из главных свойств учителя.

Стивен Фицпатрик: Это то, что вы должны любить своих учеников, если вы вообще планируете преподавать язык.

Александр Костинский: Но я понял просто одну грустную вещь, что просто все люди, которые считали себя лингвистическими идиотами, эти люди просто занимались мало. Конечно, ни о каких годах речь не шла. Видимо, в этом и есть некое расхождение. Видимо, люди начинают отчасти верить, что можно научиться, пусть не за месяц, пусть за три месяца, а судя по тому, что вы говорите, это все-таки годы. Это год-два заниматься еженедельно. По крайней мере, два раза в неделю. И, видимо, выполнять какие-то задания. То есть все-таки нормальное изучение языка - это пару лет минимум, даже у способного человека.

Елена Ленская: Я хочу сказать, что можно, конечно, совершить некоторый рывок за более короткое время, если вы попали в страну изучаемого языка.

Александр Костинский: То есть поехать в Англию, в Америку.

Елена Ленская: Да. И если вы там вынуждены общаться на этом языке, потому что очень многие люди едут на курсы иностранного языка в Англию, надеясь на чудо, но живут там в одной комнате с русскими, целый день с ними разговаривают на русском языке. И фактически их условия изучения языка в Англии ничем не отличаются от России. И результат будет соответствующий. Да, конечно, им придется там покупать продукты в магазине и как-то свой язык применять. И все-таки чем больше они будут использовать эту страну для общения с англичанами, тем больше будет результат. Наверное, я бы не очень советовала людям ехать с самого начала. Надо получить хоть какую-то базу. А вот когда уже у вас какая-то база появилась, вы позанимались, вы почувствовали какой-то прогресс, вот здесь рвануть за счет того, что вы месяц или несколько недель пробыли в стране изучаемого языка, вполне возможно.

Александр Костинский: То есть вот это важная вещь, которую тоже многие слушатели хотели бы спросить, что действительно полезно ехать в страну, где этот язык родной, допустим, в Великобританию, Соединенные Штаты и так далее. Но вы советуете вначале именно получить начальный уровень именно здесь хороший, понимая, что он начальный, и тут вы можете значительно продвинуться. То есть несколько месяцев проживания в стране могут сократить этот срок.

Елена Ленская: Конечно. Думаю, что в принципе пребывание в среде изучаемого языка полезно всем: и начинающим, и продолжающим. Но систематическое обучение дает некоторое представление о том, как устроен этот язык, о его грамматике и так далее. Если вы его изучаете самостоятельно, находясь в среде, вам придется все это открывать самому, это займет чуть больше времени.

Александр Костинский: Вопрос менеджеру экзаменационных программ Татьяне Леоновой. Татьяна, скажите, пожалуйста, а как люди реагируют на то, как они сдают экзамены? Не у всех же получается. Не рвут ли они листки, не рвут ли на себе волосы? Все-таки экзамен это всегда стресс, а особенно для взрослого человека. Ребенок он как бы привык, а тут приходят самостоятельные, обычно состоявшиеся люди, раз они в состоянии заплатить в общем немалые деньги - 13 тысяч только за один кусок курса. Расскажите немножко об этом.

Татьяна Леонова: Это зависит в принципе от человека. Если у человека свои представления о том, какие бы условия он хотел иметь на экзамене для того, чтобы его успешно сдать, и если эти представления совпадают с нашими условиями, то это, конечно, идеальная ситуация для него. Иногда некоторые люди более требовательны. И они, например, считают, что аудирование (прослушивание) речи на слух должно происходить в идеальных условиях, когда у человека на голове наушники, и ему никто не мешает. Конечно же, таких условий в жизни для этого человека никто не создаст. И для того, чтобы ему понимать другого человека, ему наушники на голову не наденут. И, соответственно, тогда, конечно, происходит некоторое разочарование. И этот человек может выйти из класса экзаменационного с некоторым расстройством, потому что он посчитает, что для него не были созданы идеальные условия. Но таких условий в жизни не будет. Именно поэтому нам очень важно и четко представлять, в каких условиях экзамен проходит, и быть готовым именно к этим условиям, а не к своим каким-то индивидуальным представлениям.

Александр Костинский: Вопрос Анне Якушевой. Анна, скажите, пожалуйста, в среднем как учатся люди из России? Большинство заканчивают курсы или бросают? То есть отношение большинства наших студентов, это успешные люди, это люди, которые отсеиваются на первых уровнях? Тем более, как выяснилось, что надо английскому языку учиться два года минимум.

Анна Якушева: Абсолютное большинство людей успешны, потому что у нас на самом деле очень мало людей, которых почему-то прислали компании. 99% людей пришли сами, своими ногами, своим желанием. Есть люди с поразительными результатами. То есть люди, которых мы помним просто с нулевым уровнем, без всякого уровня, которые заканчивают с экзаменами FCЕCE, кембриджский экзамен достойного уровня. Тут уже не потому, что мы их учили, и нам кажется, что они хорошо подготовлены. А это совершенно объективная и беспристрастная оценка британских экзаменаторов. Кроме того, порядка 70% людей продолжают, что говорит о том, что они довольны нашими услугами и довольны объемом знаний и качеством знаний, получаемых у нас.

Александр Костинский: Вот это, кстати, радует, потому что людей не пугает. То, что вы сейчас мне объяснили и нашим слушателям, что надо потратить время. Как говорится, не жалейте заварки, хотите, чтобы был чай. Это радует. Значит, вопрос о том, что человек, который собирается во взрослом возрасте выучить английский, он должен быть готов к достаточно длинному пути.

Анна Якушева: Наши студенты на этот счет иллюзий не питают, потому что когда они к нам приходят, я говорю, что слово "гарантировать" у нас запрещенное слово, поэтому никаких обещаний, что за два месяца вы будете разговаривать с носителем языка на философские темы или по вопросам генной инженерии сможете общаться, - нет. Таких иллюзий у нас никто не питает. Все прекрасно представляют, какой это труд и какое время это займет.

Александр Костинский: Вы знаете, тут я чуть-чуть не соглашусь даже по личному опыту. Специалистам, даже плохо знающим английский язык, как я, легко общаться, потому что у них очень узкая сфера. Они очень о многом догадываются. Как раз я думаю, что по проблемам генной инженерии гораздо проще общаться, как ни странно:

Анна Якушева: :будучи специалистом.

Александр Костинский: Конечно.

Анна Якушева: Но я говорю не о специалистах, а о людях, которым нужно поддержать разговор. За два месяца это мало реально.

Александр Костинский: Вопрос Елене Ленской. Скажите, пожалуйста, какие сейчас есть пособия? Мы понимаем, что основа это обучение, функциональный подход: играем в футбол, а не учим теорию футбола. Но все-таки есть, наверное, какие-то пособия, есть какие-то учебники. У вас они свои? Они отличаются от тех, которые были раньше приняты в Советском Союзе?

Елена Ленская: В основном в центре Британского совета, конечно, уместнее об этом спросить моих коллег, используются британские учебные пособия. Британские учебные пособия написаны для иностранцев, но при этом для самых разных иностранцев из самых разных стран, то есть это одноязычные учебники, как правило. Это и хорошо, и плохо. Хорошо это тем, что это еще одна имитация языковой среды. Но при этом у тебя нет никаких подпорок.

Александр Костинский: То есть в этих учебниках вообще ни слова по-русски нет? Все по-английски?

Елена Ленская: Нет.

Александр Костинский: Понятно. То есть подпорки - это преподаватель. Он как бы рассказывает, да?

Елена Ленская: Преподаватели в основном, то есть в 100% случаев у нас англичане. Некоторые из них владеют немного русским языком, а некоторые - нет. Но в группах начинающих мы стараемся, чтобы преподавали люди, которые хоть немного владеют русским языком. И не всегда это, надо сказать, получается.

Александр Костинский: То есть у вас погружение в среду.

Елена Ленская: Да, это методом бросания в воду, чтобы человек плыл, происходит.

Александр Костинский: А что написано в этих пособиях? Что это, упражнения? Наверное, чтение, без чтения не может быть.

Елена Ленская: Конечно. Там есть и чтение, есть и понимание на слух, это обязательно кассеты.

Александр Костинский: А, кассеты.

Елена Ленская: Конечно.

Александр Костинский: Ну, и CD-диски, наверное.

Елена Ленская: Компакт-диски, да. Это могут быть компьютерные программы. У нас, кстати, есть очень интересные компьютерные программы, которые разработаны для изучающих английский язык в центрах Британского совета. Специальные такие курсы.

Александр Костинский: То есть вообще можно по этой программе научиться без преподавателя или нет? Или это все-таки пособие?

Елена Ленская: Я не встречала еще ни одного человека, который чисто по компьютерным курсам научился языку хорошо. Поправить, доработать можно, а вот заново освоить: Мне не случилось, я не исключаю, что такие люди есть.

Александр Костинский: Без человека никак. Вопрос Татьяне Леоновой. Может быть, продолжить немного тему экзаменов. Насколько серьезно к этому люди относятся? Насколько они переживают? По большому счету, там же контролируются собственные знания. Когда мы говорили, что человек не хочет в наушниках, - это одно. Но вообще-то, люди волнуются, люди радуются после этого? Вот тот самый момент поощрения, о котором мы так много говорим.

Татьяна Леонова: Мне кажется, экзамен именно поэтому и является хорошей мотивацией, только потому, что сама подготовка к нему - это соревнование. А вы представляете, что же значит сама сдача? Во-первых, сам процесс, когда ты в течение ограниченного времени должен выполнить какое-то задание, и, естественно, всегда бывает мало времени, никогда не бывает больше, чем нужно, и соответственно, это такой эмоциональный, я не скажу стресс, а эмоциональное:

Александр Костинский: :состояние:

Татьяна Леонова: :да, сильное, что, естественно, когда люди выходят, я никогда не слышала, чтобы люди говорили: "Я никогда не хочу через это больше пройти". Мне кажется, что человек еще готов пройти какой-то уровень и дальше сдавать. То есть у нас очень много людей, которые сдают следующие уровни.

Александр Костинский: Даже не обучаясь, пытаются сдать следующий уровень, не пройдя его?

Татьяна Леонова: Нет, бывают и такие, которые сразу же бросаются на амбразуру и сдают следующий уровень, и много таких. Но, тем не менее, большинство людей, конечно, поступают так достаточно сознательно, они проходят следующий уровень или много подуровней и сдают следующий экзамен. То есть они на первом экзамене не останавливаются.

Александр Костинский: Скажите, а есть соревнования между людьми, то есть, условно говоря, не вывешивается количество баллов, которые они себе в группе набрали?

Татьяна Леонова: Есть статистика по России. К сожалению, Британский совет принципиально не публикует статистику по разным школам, потому что это значит просто создать такую напряженную обстановку среди конкурентов. И Британский совет на это не идет.

Александр Костинский: А внутри группы люди знают, кто как?

Татьяна Леонова: Естественно, но это дело добровольное. Любая школа решает сама за себя, вывешивать ли списки или нет, потому что это своего рода защита индивидуальных данных.

Александр Костинский: Да, кому-то может быть обидно, что он хуже. Ладно тому, кто первый стоит, он не расстроится, а вот кто последний:

Татьяна Леонова: Совершенно верно. Я думаю, что большинство школ идут на это, естественно. Но это уже их решение.

Александр Костинский: Понятно. То есть человек может отказаться. Это, кстати, тоже разумно. Вопрос Анне Якушевой. Скажите, пожалуйста, насколько хорошо со временем идет процесс обучения английскому языку? Если посмотреть на российских граждан, на Россию, больше взрослых людей хочет учиться английскому языку или меньше? Есть какие-то тенденции со временем? За десять лет, может быть.

Анна Якушева: Мне кажется, совершенно очевидная тенденция, что людей становится больше изучающих английский язык. Что касается информации, которая мне доступна, относительно наших курсов, это увеличение студентов порядка, мне кажется, что мы начинали со 170 студентов, имеем сейчас тысячу. Это за семь лет, которые мы существуем. Но это все объективно, естественно: Интернет, путешествия, свобода перемещения относительная.

Александр Костинский: Это не только в Москве, да?

Анна Якушева: Не только в Москве. У нас учебные центры Британского совета существуют еще в Санкт-Петербурге, где точно такая же тенденция абсолютно. Плюс масса людей, которые обращаются в другие центры Британских советов, где нет учебных центров по разным причинам, с желанием учить английский язык. Им по мере возможностей помогают, поскольку там информационные центры существуют, библиотеки существуют. Но желание огромное у людей.

Александр Костинский: Понятно. Спасибо.

Эта статья посвящена тому, как эффективно учить английский язык. Начну с малоизвестного факта, который необходимо знать, что разговорный английский состоит из 3 000 слов, бизнес английский из 7 000 и академический - 10 000 слов. Конечно, цифры приблизительные, но они дают представление о том, куда вы направляетесь, и сколько сил вам надо будет на это потратить.

Начнем с целей. Представьте себе, что вы выходите из дома, и идете туда, не зная, куда, чтобы придти куда-то, не зная зачем. Именно в таком положении находится человек, который изучает английский, не представляя себе, где и как он его будет использовать. Несомненно, существует базовый уровень, который изучают все. Для начала определимся, что такое начальный/базовый уровень английского языка и как правильно его освоить.

Представьте себе, что вы учитесь плавать, не подходя к воде. Все ваши уроки проходят в кабинете, и инструктор подробно объясняет технику плавания. Когда вы придете к водоему, что будете чувствовать? Именно так ощущают себя люди, которые годами изучают грамматику, слова, структуры, переводят тексты. А когда надо говорить, они не знают, что им делать. Это самая распространенная ситуация в России, и только диву даешься, зачем столько времени мучают детей в школе правилами, так никогда не дав им возможности попробовать применить их на практике.

Современные коммуникативные методики, разработанные в Великобритании, и применяющиеся во всем мире, в России в основном изучают на курсах и с репетиторами. Когда вы приходите к репетитору с целью изучить разговорный английский , всегда приходится начинать с нуля. Потому что разговорный язык - это живое общение. И живое общение часто начинается с фраз: Привет, как дела, откуда вы родом, как вам у нас нравится и т.д. И все эти фразы надо проговорить, послушать ответы, попробовать разные варианты. Поэтому нет никакой разницы, учили вы в школе и институте английский, или не учили. Все равно начинаем с нуля.

Итак, базовый курс включает в себя постановку беглой устной речи, понимание речи собеседника, письменного английского, и главное, в ваше сознание закладываются с помощью «drills»- «дриллов» (проработка грамматической структуры в разных ситуациях) структурные особенности языка, которые остаются у вас на подкорке и на языке! Язык во рту тоже имеет память! Как имеют память руки, ноги... Все, кто играл на музыкальных инструментах, или катался на коньках, бросил, а через некоторое время попробовал опять, знает, о чем идет речь. Ваши мышцы непроизвольно начинают вспоминать все, что знали раньше. Вам кажется, что уже ничего не умеете, ан нет, оказывается, многое вы помните на уровне подсознания и оказывается, что можете играть и кататься. То же и с английским. На уроке разговор ведет учитель, но поскольку вас постепенно проводят по всем языковым лабиринтам, причем несколько раз, то в будущем вы уже сами сможете ехать по знакомой дороге.

Эти особенности психики и памяти хорошо известны современным разработчикам учебников, таких как, например, «Headway».

Но вернемся к базовому английскому. Как долго надо учиться, и что вы будете знать? Лично я под базовым английским понимаю разговорный + письменный английский, который необходим человеку в заграничной поездке, простой деловой переписке по известной тематике, общению на бытовом уровне на бытовые темы с носителями языка. Это значит, что в наиболее распространенных жизненных ситуациях Вы будете знать, что сказать. Но это не значит, что Вы сможете выразить оттенки своих чувств или выразить восприятие Вами мира во всей его красоте и сложности. Об этом просто забудьте до более продвинутых этапов. У Вас не получится выражаться с красноречием Пушкина, а получиться узнать и понять, рассказать и донести необходимую информацию. Все! Обычно обучение занимает от года до двух. Но все зависит от частоты занятий, количества уроков и выполнения вами домашнего задания.

На самом деле, для большинства людей такого уровня владения языком достаточно для получения работы «со знанием английского языка» или туристических поездок.

Дальнейшие этапы изучения языка надо представлять себе как можно яснее. От ясности на данном этапе зависит эффективность дальнейшего обучения, а значит и правильное расходование ресурсов - денег и времени. Поэтому определитесь, зачем вы учитесь. Дело в том, что ОГРОМНОЕ значение имеет не грамматика, а понимание менталитета собеседника + знание определенных терминов и тематика работы.

сли Вы занимаетесь экономикой, учите экономические фразеологизмы, пополняйте словарный запас словосочетаниями именно этой тематики. В английском языке каждое слово, как правило, имеет много значений. И применяются слова в определенных контекстных сочетаниях тоже в зависимости от сферы описываемой деятельности. Совершенно бесполезно учить бизнес английский, если Ваша работа в области спорта. Если Вы юрист - учите юридический английский, начиная с третьего уровня, т.е. с уровня pre-intermediate. Если Вы будете работать с техникой - изучайте технический английский в узкой области, которая вам нужна. И не только письменный, но одновременно и устный! Иначе Вы просто не сможете потом его применять.

Не стремитесь объять необъятное и изучить язык на уровне знаний переводчика. Получить подобные знания, умение выражать нюансы, оттенки ваших чувств, точно формулировать мысли, отражающие вашу индивидуальность во всей красе и во многих сферах - займет у вас годы обучения и много сил. Если есть желание и время - постепенно можно переходить от одной сферы в другую, добавляя в своих знаний новые и новые. Но если ни времени, ни сил, ни желания нет - тогда идите по кратчайшему пути, который даст вам нужный результат. Выберете профессиональную сферу и на ней сфокусируйте внимание: разговор + чтение + письмо. Можно добавить перевод на русский. Но это - отдельная тема для еще одной статьи о том, как учиться, чтобы стать хорошим переводчиком.

Если долгие годы у Вас все-таки сохранится желание донести до собеседника нюансы - тогда Вам прямая дорога в профессию переводчик. Не ставьте себе завышенных целей. И все будет очень хорошо!

Английский язык — одна из тех редких дисциплин, изучить которую стремятся тысячи взрослых людей. Увы, не все могут похвастаться тем, что за годы учебы действительно ему научились. А жизнь требует, работодатель требует, душа порой тоже требует. Попробуем разобраться, какую стратегию лучше применить при осаде крепости под названием "английский язык" и какова вероятность ее покорения.

Зачем нужен английский? Мотивация для изучения иностранного языка

Начнем с главного — с того, какие мотивы побуждают вас это сделать. Именно они, как правило, определяют результат всего начинания. По моим наблюдениям, всех желающих выучить английский можно разбить примерно на 4 группы. Если расположить их в порядке возрастания шансов на успех, то получится следующее:

1. Мой муж (жена) прекрасно говорит по-английски и стыдит меня, что я и двух слов связать не могу. А я возьму и докажу!

Хуже мотивации не придумаешь! В ней заложен мощный негатив по отношению к изучаемому предмету. Ведь на самом деле вам нужен не язык, а любовь и принятие партнера, английский же выступает в роли барьера между вами и близким человеком. Кто любит подобные препятствия, поднимите руку! Никто? Я об этом догадывалась, поскольку ни одного успешного случая изучения языка с такой мотивацией не припомню. И если вы собираетесь к репетитору или на курсы с горькими мыслями о собственном несовершенстве, то лучше не тратьте деньги понапрасну.

2. Надо уже наконец-то его выучить, а то везде вокруг английский. Да и вообще может пригодиться.

Цель довольно расплывчата, и успех может быть достигнут только в том случае, если вам попадется талантливый преподаватель, способный по-настоящему заинтересовать ученика оборотом Complex Object и неправильными глаголами, или же вы вдруг откроете в себе недюжинные способности к языку. В противном случае после 10-15 занятий вы махнете на все рукой и решите, что не в английском счастье.

3. На работе требуется знание языка — для командировок и общения с зарубежными партнерами и коллегами.

Хорошая мотивация, в большинстве случаев приводящая к успеху (разумеется, с поправкой на способности обучающегося). Причиной провала в данном случае бывает нелюбовь к самой работе.

4. Английский нужен для конкретной личной цели: устроиться на работу, выйти замуж за иностранца, сдать языковой экзамен для учебы за границей.

Такая мотивация — настоящий подарок для преподавателя! При удачном выборе способа обучения результат практически гарантирован.

Куда пойти учиться?

Итак, вы определили свою мотивацию и оценили вероятность успеха. Теперь встает классический вопрос: куда пойти учиться?

1. Курсы (языковая школа) в России

Этот вариант хорош для тех, чья мотивация расплывчата, а уровень знаний или нулевой, или тот, который в методике принято называть false beginner — "ложный начинающий" (когда-то учил, но все позабывал). Один и тот же преподаватель всегда будет проводить занятия в группе интереснее и живее, чем индивидуальные, хотя бы за счет того, что сможет использовать больше activities — способов отработки материала. Ну и конкурентная атмосфера, разумеется, куда больше располагает к штурму английского, чем уроки один на один.

Как выбрать языковые курсы?

Первый способ аналогичен тому, с помощью которого мы выбираем хорошего врача, парикмахера — по рекомендациям знакомых. Второй — по собственным впечатлениям. Уважающее себя заведение едва ли откажет вам в праве поприсутствовать на одном уроке, а если откажет, то это — повод задуматься о том, стоит ли связывать с данной школой свое языковое будущее. А вот если после первого урока вам захочется на второй, то смело несите деньги в кассу.

Внимание: носители языка в качестве преподавателей не безусловный плюс! Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у них педагогическое образование или хотя бы стаж работы учителем именно в России. Ведь англоговорящие люди могут просто не понимать тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся. Например, учитель-англичанин может не уделять должного внимания отработке употребления "am", "is" и "are". Откуда ему знать, что в русском эти формы глагола "быть" ("есмь", "есть", "суть") давно исчезли из языка? Поэтому иногда даже те языковые школы, где преподают исключительно носители языка, вынуждены иногда по просьбе группы начального уровня приглашать русскоговорящих учителей.

2. Репетитор

К нему лучше обратиться, если перед вами стоит конкретная цель — ведь только с репетитором вы сможете организовать занятия максимально удобно для себя по времени и по формату. Например, если на работе вы занимаетесь логистикой, то на курсах никто не станет давать специально для вас лексику по этой теме, а репетитору вы просто поставите такую задачу, и он ее должен выполнить.

Внимание: в процессе выбора максимально четко озвучивайте, какая цель перед вами стоит, и с пристрастием допытывайтесь, имеет ли он опыт работы с необходимой вам лексикой. Например, если вы импортируете товары из-за рубежа (для чего и учите язык международного общения), а предполагаемый репетитор никогда в жизни не переводил переговоров и не вел переписку на эту тему, то едва ли его уроки будут полезны.

Где искать репетитора?

Объявления на столбах вешают либо те, кто только-только пробует себя в данной профессии, либо не слишком востребованные специалисты. Хороших профессионалов передают из рук в руки, и порой к ним выстраивается очередь. Существуют также специализированные сайты со словом "репетитор" в названии, обращение к которым не будет вам стоить ничего — комиссию оплачивает сам преподаватель. Те, кто зарегистрирован на этих сайтах, как правило, очень стараются максимально удовлетворить запросы клиентов, поскольку от полученных впоследствии администрацией отзывов зависит их рейтинг и количество заказов.

3. Идеальное сочетание двух предыдущих вариантов — пригласить репетитора к вам в офис, обучать группу специалистов

Тут от вас требуется инициатива и организаторские способности. Но усилия того стоят! По опыту могу сказать, что лучшего способа учить язык в пределах родной страны еще не придумано.

4. Курсы английского за границей

Насколько это эффективно? Не стоит вкладывать в двух-трехнедельную поездку избыточные ожидания. Вы получите неплохой результат только в том случае, если семья, где вас поселят, изнывает от недостатка общения и готова с утра до ночи потчевать вас беседами на изучаемом языке. Если же члены этой семьи всем иностранным гостям на свете предпочитают общение с телевизором/компьютером или крепкий сон, то языковая среда — то, ради чего вы и ехали учить язык за рубежом — съеживается до минимума. Конечно, человек коммуникабельный (подумайте, кстати, являетесь ли вы таковым) всегда сумеет завести беседу и на улице, и в магазине, и в баре, но все же... Все же найдите в контракте, заключаемом с турфирмой, пункт о возможности замены семьи проживания в процессе обучения.

5. Беседы с экспатом

Те, чьи знания находятся на уровне "Pre-Intermediate, переходящий в Intermediate", могут совершенствовать их в беседах с экспатом (иностранцем, живущем на территории нашей страны). Способ этот прекрасен тем, что помимо отличной языковой практики, вы получаете бездну знаний о той стране, откуда ваш собеседник родом. Однако, подчеркиваю, уровень вашего английского должен быть таким, чтобы вы могли участвовать хотя бы в простенькой small talk ("светской беседе"). Экспаты предлагают свои услуги на разных сайтах. На некоторых можно прослушать образцы речи преподавателей, посмотреть фотографии и оценить их опыт. Да, время экспатов стоит не дешево — но результат того стоит!

6. Самостоятельно

Поддерживать свой английский в состоянии боевой готовности можно и без встреч с носителями языка. Была бы самодисциплина, а уж материалов для самостоятельной работы — море! Для начала — пара слов о таком классическом варианте, как чтение. Если уровень знаний позволяет вам читать только адаптированные книги, то, пожалуйста-пожалуйста, не покупайте без рекомендации преподавателя книги российских издательств. Да, они на порядок дешевле западных аналогов, но уровень их (Beginner, Elementary и т.д.) определяется авторами по принципу "как бог на душу положит". В то время как в западной методике существуют очень четкие критерии того, какой объем лексики и грамматики должен знать учащийся на каждом конкретном уровне. Такие издательства, как Penguin, Pearson-Longman, Oxford, Cambridge десятилетиями снабжают весь мировой рынок адаптированной литературой, разбитой на уровни — и равных им в этой области пока что нет.

Но, не желая обидеть родную страну, хочу сказать, что выпускаемый издательством "Глосса-Пресс" журнал Speak Out — настоящее сокровище для всех, кто изучает английский. Статьи в нем всегда написаны либо отредактированы носителями языка (так что никакого "Russian English"!), внизу каждой страницы дан глоссарий с транскрипцией, а темы подобраны интереснейшие.

Для любителей визуального ряда существуют обучающие сериалы. Один из наиболее полюбившихся учащимся во всем мире — это Extr@. Скачать его можно во множестве мест, например, на сайте , где он удобно разбит на главы. Уровень языка — Elementary, постепенно становящийся Pre-Intermediate, стиль -комедийный, произношение актеров прекрасное и очень четкое, темы общечеловеческие (знакомство, свидания, поиск работы, шоппинг, праздники и т. п.). Главные герои — две девушки-англичанки и два парня, один — соотечественник девушек, а другой — аргентинец, приехавший, естественно, учить английский. Попутно он учит девушек танцевать танго и... В общем, желаю приятного просмотра!

Тем же, кто считает себя человеком серьезным и куда более продвинутым в языке, предлагаю смотреть научно-популярные фильмы компании ВВС. А вот художественные фильмы не рекомендую, если, конечно, вы не считаете, что ваш язык находится на уровне Proficiency ("профессиональное владение"). Быстрая, порой невнятная речь, масса жаргона, заковыристые шутки, непривычные реалии... Тут недолго дойти и до состояния полной frustration!

Еще более серьезные люди могут обратиться к сайту TED , где существует огромный выбор лекций на самые разные темы. Практика показывает, что в целом понимать их могут даже те, чей уровень — Pre-Intermediate. А если он выше, то лекциями можно даже наслаждаться. Вообще, размеренная речь лектора — это именно то, что нужно человеку, изучающему любой язык.

Только не пытайтесь постичь английский, смотря новости! Речь теле- и радио-дикторов официально считается самой быстрой в мире.

7. Международная гостевая сеть СouchSurfing

Подводя итоги, хочу сказать, что английский, как и любой другой иностранный язык, обязательно покорится тому, кто воспринимает его как судьбоносную возможность, а не как унылую повинность. Тому, кто открывает учебник с радостным предвкушением. Тому, кто использует малейший повод применить свои знания. А знаете, какой случай в моей практике был самым успешным? Когда девушка, недавно расставшаяся со своим бойфрендом, решила с помощью английского открыть для себя новые горизонты в жизни. Через два года изучения языка с нуля ее пригласили работать в русскую команду канала Discovery. Неплохой результат, правда?

Енькова Элина Васильевна, МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска Тамбовской области

Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.

Специфика андрагогических основ обучения определяется психофизиологическими и социальными особенностями и возможностями взрослого обучающегося, а также педагогическими условиями, сформированными развивающей образовательной средой, в которой протекает обучение.

К взрослым людям можно отнести любого человека, который в жизни ведет себя осознанно, ответственно, осуществляет определенную профессиональную деятельность, обладает относительно сформированными физиологическим и психологическим функциям, в частности, эмоционально-волевой сферой. Важное отличие взрослого человека – наличие у него большого объема жизненного опыта, который выступает в трех разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной. Если взрослый человек, выполняющий установленные социальные роли, живя, как правило, в условиях налаженного быта, решается на учебную деятельность, следовательно, у него отмечается высокая мотивация. Она определяется насущной необходимостью при помощи обучения решить какую-либо важную жизненную проблему. При этом он стремится в кратчайшие сроки применить полученные в процессе обучения знания, умения, компетенции, чтобы как можно быстрее разрешить проблему.

В учебной деятельности взрослый обучающийся неизбежно опирается на свой богатый жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) опыт. Поэтому для организации и стимулирования учебного процесса важен принцип жизненной ориентации обучения. Поскольку взрослый человек, как правило, занят профессиональной деятельностью, имеет большие семейные, социальные обязанности и нагрузки, то все эти факторы в значительной степени, нежели у взрослого обучающегося, влияют на всю организацию его процесса обучения.

Посылки, на которых базируется андрагогический подход к организации процесса обучения, необходимо определять, исходя из психофизических и социальных особенностей взрослых обучающихся, характеристик их повседневной и профессиональной деятельности, уровня их самосознания, специфики взаимодействия обучающих и обучающихся в процессе обучения.

Выявленные характеристики позволяют сформулировать исходные, основополагающие посылки андрагогики следующим образом.

  1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый).
  2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
  3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
  4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
  5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения знаний, умений, компетенций.
  6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
  7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Основные характеристики андрагогической модели обучения.

Опираясь на работы основоположника андрагогики М. Ш. Ноулза, мы можем сформулировать следующие характеристики андрагогической модели обучения.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от какого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении параметров обучения и поиске информации. Суть организации обучения на основе дифференцирующе - интегрирующего подхода как раз и подразумевает ведущую роль обучающегося и роль преподавателя – помощника и советника.

С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося. Так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создавать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении.

В рамках данной модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и умения уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность преподавателя сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств.

Весь процесс обучения взрослых строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих, при активной ведущей роли самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместной деятельности обучающегося и обучающего в подготовке и реализации учебного процесса, с другой.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, как следствие, высокую эффективность процесса обучения.

Андрагогические принципы обучения взрослых.

На основании рассмотренной выше андрагогической модели, с учетом всех особенностей взрослых обучающихся и организации процесса их обучения можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.

  1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается самостоятельное осуществление обучающимися организации своего обучения.
  2. Принцип коллективного взаимодействия. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с преподавателем, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оценке и коррекции процесса обучения.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег.
  4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения. Ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические и когнитивные особенности обучающегося.
  5. Контекстность обучения. Согласно этому принципу обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов.
  6. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений и навыков.
  7. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, а также самих обучающих.
  8. Принцип развития образовательных потребностей. Он реализуется за счет выявления реального уровня обученности и разработки материалов, необходимых для достижения цели обучения, что способствует формированию новых образовательных потребностей, которые, в свою очередь, кладутся в основу следующей цели.
  9. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Вышеизложенные принципы отражают традиции гуманистической педагогики, подчеркивающие конструктивную роль учащегося в процессе обучения.

Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере. В какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.

Взрослый человек сознательно подходит к своему обучению и оценивает свои реальные возможности, способности. С возрастом некоторые физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, несколько ослабевают: снижаются зрение, слух, ухудшаются память, быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. Однако, во первых, эти негативные явления возникают после пятидесяти лет. Во-вторых, наряду с этим появляются позитивные качества, способствующие обучению: жизненный опыт, целеустремленность, рациональность умозаключений, склонность к анализу и т.п. Эксперименты американских психологов показали, что в тех случаях, когда при обучении необходимы глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения, взрослым это удается лучше, чем молодым. Правда, почти во всех случаях взрослые проиграют молодым в быстроте, скорости усвоения материала, выполнения учебных задач и т.п.

Главные трудности у взрослого человека в процессе обучения носят психологический характер. Говоря об основных потребностях личности, отметим, что потребность в знании интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности.

Все эти факторы и условия оказывают значительное влияние на весь процесс обучения, и их обязательно следует учитывать при организации обучения взрослых людей.

Организационно образование взрослых должно состоять из шести основных блоков:

  1. Потребительского
  2. Информации и ориентации
  3. Структурного
  4. Содержательно-методического обеспечения
  5. Кадрового обеспечения
  6. Научного обеспечения

Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности.

Андрагогическая модель, основывающаяся на совместной деятельности обучающихся и обучающихся, на базе которой определяется реальная проблема, для решения которой необходимо обучение, является основой дифференцирующе-интегрирующего обучения, так как осуществляет процесс обучения в зависимости от готовности обучающегося к обучению, его индивидуальных способностей и возможностей в обучении; проводит оценивание процесса обучения в форме выявления достижений и определения новых образовательных потребностей обучающихся, а также определения позитивных и негативных аспектов программ обучения и т.д.

Использование жизненного опыта обучающихся подразумевает использование дискуссии, решение конкретных задач, различных видов игровой деятельности и т.п., что составляет основу дифференцирующе-интегрирующего обучения, и таким образом, представляет собой оптимальную формулу организации учебной деятельности во взрослой аудитории.

В практике обучения могут использоваться междисциплинарные проекты, ориентированные на решение узко профессиональных проблем. Те и другие могут быть индивидуальными (например, проект «Структура моей компании») и групповыми(«Организация рекламной службы на предприятии»).

Уделяется большое внимание «групповым целям» и успешности работы всей группы. Каждая группа получает общее задание, но в ходе его выполнения каждый из учащихся выполняет индивидуальное задание. При этом происходит распределение обязанностей между учащимися в соответствии с их желаниями, а также с учетом уровня владения языком; оценивание деятельности всей группы, а не отдельного учащегося.