Субъективизм становится законом творчества Карамзина. Тема его - личность человеческая - для него выражается, прежде всего, в теме личности самого автора. Он считает нужным подчеркнуть, что и самые проблемы психологии творчества, самую сущность литературной работы он понимает по-новому. Рациональные нормы, правила и образцы для него более не могут определять художественную структуру; произведение искусства, в его ‑­

понимании, отражает не идеальную схему объективного мира, а личный характер своего индивидуального творца. Еще М. Н. Муравьев говорил о том, что истина - это лишь собственные мысли автора. Истина для Карамзина - не объективное соответствие действительности, а субъективная правдивость рассказа о психологическом самонаблюдении. При этом Карамзин, как и Муравьев и другие дворянские сентименталисты, ограничивает круг эмоций и черт характера, подлежащих эстетическому выражению, только «приятными», «нежными», «кроткими» переживаниями. Мир искусства - для него мир мечты о хороших мирных людях, мир бегства от реальной классовой борьбы. Поэтому эстетически ценными он признает только те произведения, которые способны создать нужные ему в социальном плане психологические состояния умиления. Все это требует особого склада души автора, поскольку произведение в данной субъективистской системе творчества должно быть как бы отблеском этой души. Карамзин написал специальную статью «Что нужно автору?» (1793), и вот тезисы этой статьи: «Говорят, что автору нужны таланты и знания, острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо; но сего не довольно. Ему надобно и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей»; «творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей». 15

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентименталической лит-ры

Сентиментализм «Бедной Лизы»

ПовестьБедная Лиза была написана Карамзиным в 1792 году. Во многом она соответствует европейским образцам, из-за чего вызвала шок в России и превратила Карамзина в самого популярного писателя.



В центре этой повести - любовь крестьянки и дворянина, причем описание крестьянки является почти революционным. До этого в русской литературе сложилось два стереотипных описания крестьян: либо это несчастные угнетаемые рабы, либо комичные, грубые и тупые существа, которых и людьми-то не назовешь. Но Карамзин подошел к описанию крестьян совершенно по-другому. Лизе не нужно сочувствовать, у нее нет помещика, и никто ее не угнетает. В повести также нет ничего комического. Зато есть знаменитая фраза И крестьянки любить умеют , перевернувшая сознание людей того времени, т.к. они наконец поняли, что крестьяне - это тоже люди, имеющие свои чувства.

Черты сентиментализма в «Бедной Лизе»

На самом деле, типично крестьянского в этой повести очень мало. Образы Лизы и ее матери не соответствуют реальности (крестьянка, даже государственная, не могла заниматься лишь тем, что продавать в городе цветочки), имена героев также взяты не из крестьянских реалий России, а из традиций европейского сентиментализма (Лиза является производным от имен Элоиза или Луиза, типичных для европейских романов).

В основе повести лежит общечеловеческая идея: каждому человеку хочется счастья. Поэтому главным героем повести можно даже назвать Эраста, а не Лизу, ведь он влюблен, мечтает об идеальных отношениях и даже не помышляет о чем-то плотском и низменном, желая жить с Лизою, как брат с сестрою . Однако Карамзин считает, что такая чистая платоническая любовь не может выжить в реальном мире. Поэтому кульминация повести - потеря Лизой невинности. После этого Эраст перестает ее любить так же чисто, поскольку она больше не идеал, она стала такой же, как и прочие женщины в его жизни. Он начинает ее обманывать, отношения рвутся. В итоге Эраст женится на богатой женщине, преследуя при этом лишь корыстные цели, не будучи влюбленным в нее.

Когда Лиза узнает об этом, приехав в город, она оказывается вне себя от горя. Считая, что ей больше незачем жить, т.к. любовь ее разрушена, несчастная девушка бросается в пруд. Этот ход подчеркивает, что повесть написана в традициях сентиментализма, ведь Лизой движут исключительно чувства, и Карамзин делает сильный упор на описание чувств героев «Бедной Лизы». С точки зрения разума, ничего критического с ней не случилось - она не беременна, не опозорена перед обществом... Логически, топиться незачем. Но Лиза думает сердцем, а не рассудком.

Одной из задач Карамзина было заставить читателя поверить, что герои существовали на самом деле, что история реальна. Он несколько раз повторяет, что пишет не повесть, а печальную быль . Четко указываются время и место действия. И Карамзин своего добился: люди поверили. Пруд, в котором якобы утопилась Лиза, стал местом массовых самоубийств девушек, которые разочаровались в любви. Пруд даже пришлось оцепить, из-за чего возникла интересная эпиграмма:

Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста,

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!

Нравственно – этическая проблематика писем Русского путешественника.Карамзин

Основное произведение первой половины творчества – «Письма русского путешественника»; второй – «История государства Российского». По этому поводу Пушкин написал: «Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют». 3

Историки отмечают, что эволюция Карамзина может быть определена как переход от «русского космополитизма» к «ярко выраженной национальной ограниченности», обычно приводится отрывок из «Писем русского путешественника»: «… Петр двинул нас своею мощною рукою…». 4

Уже в «Письмах русского путешественника» можно найти мысль, содержащую в зародыше будущее обращение автора к отечественной истории: «Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории, то есть, писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием». Знакомство с русскими летописями, ‑­

трудами историков М.М. Щербатова, В.Н. Татищева, И.Н. Болтина и др. привело Карамзина к осознанию необходимости нахождения «философической методы для расположения предметов» в деле изучения богатой великими событиями российской истории. И признав, что нам нужен «философ-историк», Карамзин, будучи, по словам В.Г. Белинского, «везде и во всем... не только преобразователем, но и начинателем, творцом», по собственному почину, добившись звания придворного историографа, на долгие годы «постригся в историки» (выражение П.А. Вяземского). 5

О богатстве и разнообразии «жизни чувством» в «Письмах русского путешественника» говорит исследователь этой книги В. В. Сиповский: «Природа, искусства, гуманные идеи, - все это волнует нашего путешественника, все это настраивает его на известный лад, вызывает соответственные отзвучия в его чувствительной душе». «Путешествие было предпринято им, между прочим, именно с целью „познать себя“: он ждал массы разнообразных впечатлений, а потому старательно искал и занимательного для сердца, рассчитывая таким путем произвести ряд экспериментов над своей душой. „Что человеку занимательнее самого себя?“ - восклицает он». 6

В 1790 году в «Письмах русского путешественника» Карамзин изложил свое представление о русской истории: «Говорят, что наша история сама по себе менее занимательна: не думаю, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить; и читатель удивится, как из Нестора, Никона и пр. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев... У нас был свой Карл Великий: Владимир; свой Людовик XI: царь Иоанн; свой Кромвель: Годунов, и еще такой государь, которому нигде не было подобных: Петр Великий». Интерес Карамзина к истории проявился и в
написании исторических повестей - «Марфа Посадница», «Наталья -боярская дочь». В 1800 году он признавался, что «По уши влез в русскую историю; сплю и вижу Никона с Нестором». 7

Наверно, ни одно из суеверий, возникших тысячи лет назад, не было столь распространенным, как вера в «дурной глаз» .

Если человек неожиданно заболевал неизвестной болезнью, то считалось, что его сглазили. Если переставали нестись куры, коровы не давали молока, падал скот, загорался дом — виноват был «дурной глаз» какой-нибудь местной ведьмы.

Особенно сильно вера в это явление была распространена в Европе в Средние века. Во всех странах пылали костры инквизиции, сжигали тысячи женщин, обвиненных в нанесении вреда посредством «сглаза».

Вера в «дурной глаз» повсеместно распространена и в наше время. Многие люди стыдятся признаться в этом. Тем не менее, войдя в доверие, можно услышать самые удивительные рассказы о случаях «сглаза» из уст высокообразованных и уважаемых людей.

Кроме сглаза, народ верит в «оговор». Растет, например, ребенок вполне здоровым, но вдруг встречает его соседка и говорит матери: «Какой у тебя парень здоровый вырос!» Слова эти произносятся «не в добрый час», и с этого времени ребенок начинает болеть, худеть и чахнуть.

Оговорить человека могут не только его враги, но и близкие люди (например, нанести такой вред ребенку может его собственная мать). В редких случаях человек может даже оговорить себя сам. Поэтому в разговоре крестьяне часто вставляют: «В час молвить», «не оговориться бы» и т. д. Считается, что эти слова-присказки предотвращают оговор.

В своей книге «О природе» Авиценна писал: «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное — как, например, при воздействии дурным глазом».

Еще в Средние века наиболее передовые ученые догадывались, что глаз человека способен выделять загадочную энергию «од», которая может воздействовать на окружающих. Эту энергию удалось обнаружить только 120 лет назад, после того как была изобретена фотография.

Одним из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение глаз, был парижский художник Пьер Буше. Это произошло случайно. Как он сам рассказывал, вечером он «напился до чертиков». Всю ночь в пьяном бреду ему снились гоняющиеся за ним черти с вилами. Рано утром, не выспавшись, он пошел в лабораторию: заказчики не могли ждать, и потому нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопленки.

На рабочем столе вперемежку лежали кассеты — как экспонированные, так и чистые. Буше не стал разбираться, какие из них проявлять, какие нет — он проявил все. И остолбенел: с фотографических пластинок на него глядели те же мерзкие рожи ночных гостей с вилами.

Ученые заинтересовались этим явлением и вскоре в печати появились первые публикации о «психических фотографиях».

Признаки людей с дурным глазом

Вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинять вред другим людям, домашним животным и растениям, испокон веков распространена среди всех народов, живущих на земле.

Еще в Древней Римской империи существовал закон, согласно которому человек, виновный в сглазе, мог быть приговорен к смертной казни. О «дурном глазе» говорится в арабских сказках, скандинавских сагах, в преданиях австралийцев и ацтеков.

Вера в «дурной глаз» сохранилась и в наши дни. А раз люди боятся сглаза, то хотят знать, от кого он может исходить, и потому стремятся отыскать внешние признаки, отличающие человека, которого следует остерегаться.

Что это за признаки? Как определить, способен ли человек нанести вам вред своим взглядом?

Способы выявления обладателя «дурного глаза» различны у разных народов. Но всегда предполагается, что человека с «дурным глазом» выдают либо физические изъяны, бросающиеся в глаза, либо странности в поведении и облике. Так, в древности римляне и греки остерегались людей, страдающих косоглазием (кстати, косоглазие — один из признаков телепатических способностей), людей с большими глазами навыкате, а также лиц с глубоко посаженными маленькими глазками. Особую настороженность вызывали люди, у которых радужные оболочки глаз имели разный цвет (например, один глаз голубой, а другой карий).

Жители южных районов Земли, где преимущественно проживали черноглазые аборигены, обычно сторонились голубо- и сероглазых людей, и, наоборот, люди с севера побаивались людей с темными глазами.

Чувство страха вызывали люди с пышными бровями, а также те, у кого,брови срослись.

Другие признаки, по которым можно отличить людей, обладающих «дурным глазом»:

1. Одноглазые люди (поскольку одноглазый человек всегда будет завидовать человеку с двумя глазами; наверно, поэтому у многих народов силы зла всегда воплощает одноглазый великан).

2. Беззубые люди или люди с неприятным запахом тела.

3. Люди, у которых с цвет лица отличается от нормального (желтоватый, землистый).

4. Люди, страдающие худобой.

5. Люди, стремящиеся к уединению (одинокие, замкнутые, молчаливые).

6. Люди, разговаривающие сами с собой.

7. К людям, способным сглазить, в некоторых странах причисляли монахов нищенствующих орденов (Италия), монахов с длинными и распущенными бородами (Неаполь), кузнецов, канатчиков, бондарей (Бретань) и вообще всех нищих.

Во все времена было распространено мнение, что старые уродливые женщины обладают «дурным взглядом» и являются ведьмами. Еще Пифагор советовал никуда не ходить и оставаться дома, если у дверей встречалась уродливая старуха.

Дурной глаз ведьмы

Во времена инквизиции обладателей «дурного глаза» разыскивали по всей Европе и беспощадно сжигали на кострах. Понятия «сглаз» и «ведьма» всегда были неотделимы друг от друга. Процессов над ведьмами и колдунами становилось все больше. Требовалось научное обоснование выдвигаемых обвинений, и оно не заставило себя долго ждать. Изучением чародейства занимались все крупнейшие философы и богословы того времени.

Одним из них был святой Фома Аквинский. Путем философских размышлений он пришел к выводу, что «вследствие сильного душевного напряжения происходят изменения и перемещения в элементах человеческого тела.

Главным образом они связаны с глазами, которые посредством особого излучения заражают воздух на значительном расстоянии».

Фома Аквинский был убежден, что взгляд людей, склонных к злу, ядовит и несет порчу. В первую очередь он вредит детям, отличающимся большой впечатлительностью. Святой Фома добавлял, что «с божьего попущения или по какой-либо другой скрытой причине не обходится здесь без злобы дьявола, если женщина заключила с ним союз».

В Средние века считалось, что обладателями «дурного глаза» чаще всего бывают менструирующие женщины. «Новые и чистые зеркала становятся мутными, когда в них смотрит женщина во время менструации»,— такое мнение было распространено во многих странах. Некоторые авторы рассказывали о случаях, когда в присутствии таких женщин рвались струны музыкальных инструментов, вяли огурцы и тыквы.

В декабре 1484 года папа Иннокентий VIII обнародовал буллу, в которой говорилось, что многие люди в Германии и некоторых других странах «своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних животных и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей».

Борьбу с ведьмами в Германии и Франции возглавили члены ордена доминиканцев профессора богословия Г. Инститорис и Я. Шпренгер. Они не только руководили расследованиями и казнями тысяч людей, но и составили руководство для инквизиции «Молот ведьм», где рассказывалось о способах колдовства и признаках, по которым можно было угадать ведьму. В этой же книге говорилось и о дурном глазе.

«Может случиться,— писали Г. Инститорис и Я. Шпренгер,— что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производит в нем некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти.

Чувственная страсть соединена с известным изменением тела. Глаза же легко воспринимают впечатления. Поэтому часто случается, что внутреннее дурное возбуждение дает им дурной отпечаток. Сила воображения легко отражается в глазах вследствие их чувствительности и близости центра воображения от органов чувств.

Если глаза полны вредительских свойств, то может случиться, что они придают окружающему воздуху дурные качества. По воздуху они достигают до глаз мальчика, на которого смотрят, и достигают через них до внутренних его органов. В результате он лишается возможности переваривать пищу, телесно развиваться и расти.

Опыт позволяет в этом воочию убедиться. Мы видим, что страдающий болезнью глаз человек может-временами своим взглядом навести порчу на того, кто на него посмотрит. Это происходит потому, что глаза, полные злых свойств, заражают окружающий воздух, через который заражаются и здоровые глаза того, кто на них посмотрит.

Заражение передается по прямой линии... При этом воображение того, кто полагает, что может заразиться, имеет большое значение».

Письмо Николая Страхова Льву Толстому

Напишу Вам, бесценный Лев Николаевич, небольшое письмо, хотя тема у меня богатейшая. Но и нездоровится, и очень долго бы было вполне развить эту тему. Вы верно уже получили теперь биографию Достоевского — прошу Вашего внимания и снисхождения — скажите, как Вы ее находите. И по этому то случаю хочу исповедаться перед Вами. Все время писанья я был в борьбе, я боролся с подымавшимся во мне отвращением, старался подавить в себе это дурное чувство. Пособите мне найти от него выход. Я не могу считать Достоевского ни хорошим, ни счастливым человеком (что, в сущности, совпадает). Он был зол, завистлив, развратен, и он всю жизнь провел в таких волнениях, которые делали его жалким, и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умен. Сам же он, как Руссо, считал себя лучшим из людей, и самым счастливым. По случаю биографии я живо вспомнил все эти черты. В Швейцарии, при мне, он так помыкал слугою, что тот обиделся и выговорил ему: «Я ведь тоже человек!». Помню, как тогда же мне было поразительно, что это было сказано проповеднику гуманности и что тут отозвались понятия вольной Швейцарии о правах человека.

Такие сцены были с ним беспрестанно, потому что он не мог удержать своей злости. Я много раз молчал на его выходки, которые он делал совершенно по-бабьи, неожиданно и непрямо; но и мне случилось раза два сказать ему очень обидные вещи. Но разумеется в отношении к обидам он вообще имел перевес над обыкновенными людьми, и всего хуже то, что он этим услаждался, что он никогда не каялся до конца во всех своих пакостях. Его тянуло к пакостям и он хвалился ими.

Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что … в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка. Заметьте при этом, что, при животном сладострастии, у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести. Это видно в его романах. Лица, наиболее на него похожие, — это герой Записок из Подполья, Свидригайлов в Прест. и Нак. и Ставрогин в Бесах; одну сцену из Ставрогина (растление и пр.) Катков не хотел печатать, но Д. здесь ее читал многим.

При такой натуре он был очень расположен к сладкой сентиментальности, к высоким и гуманным мечтаниям, и эти мечтания — его направление, его литературная аура и дорога.

В сущности, впрочем, все его романы составляют самооправдание, доказывают, что в человеке могут ужиться с благородством всякие мерзости.

Как мне тяжело, что я не могу отделаться от этих мыслей, что не умею найти точки примирения! Разве я злюсь? Завидую? Желаю ему зла? Нисколько; я только готов плакать, что это воспоминание, которое могло бы быть светлым, — только давит меня!

Припоминаю Ваши слова, что люди, которые слишком хорошо нас знают, естественно не любят нас. Но это бывает и иначе. Можно, при [долгом] близком знакомстве узнать в человеке черту, за которую ему потом будешь все прощать. Движение истинной доброты, искра настоящей сердечной теплоты, даже одна минута настоящего раскаяния — может все загладить; и если бы я вспомнил что-нибудь подобное у Д., я бы простил его и радовался бы за него. Но одно возведение себя в прекрасного человека, одна головная и литературная гуманность — Боже, как это противно!

Это был истинно несчастный и дурной человек, который воображал себя счастливцем, героем и нежно любил одного себя.

Так как я про себя знаю, что могу возбуждать сам отвращение, и научился понимать и прощать в других это чувство, то я думал, что найду выход и по отношения к Д. Но не нахожу и не нахожу!

Вот маленький комментарий к моей Биографии; я мог бы записать и рассказать и эту сторону в Д.; много случаев рисуются мне горазда живее, чем-то, что мною описано, и рассказ вышел бы гораздо правдивее; но пусть эта правда погибнет, будем щеголять одною лицевою стороною жизни, как мы это делаем везде и во всем!

Я послал вам еще два сочинения (дублеты), которые очень сам люблю, и которыми, как я заметил бывши у Вас, Вы интересуетесь. Pressense — прелестная книга, перворазрядной учености, а Joly — конечно лучший перевод М. Аврелия, восхищающий меня мастерством.

Еще давно, в Августе, я послал Вам в Ясную Еврейскую Библию. Прошу Вас не поленитесь — черкните, получили ли Вы ее? У меня есть если не сомнение, то возможность сомнения в том, дошла ли она до Вас.

Простите меня и прошу Вас, помните мою преданность. Теперь, хоть и нездоровится, чувствую себя недурно, освободясь от тяжелой работы. Но лучше ли я стал, Бог ведает — а ведь это главное.

Написал несколько страниц об Тургеневе (для Руси), но неужели Вы ничего не напишете? Ведь во всем, что писано, такая фальшь, холод! А я с ним помирился — хоть и не имею права так говорить: не знал его почти вовсе.

Графине мое усердное почтение, и если кто вспомнит. А как Вы нашли И. П. Минаева? Он очень восхищен.

Всей душою Ваш

Н. Страхов.

Вредным можно назвать человека, который угрожает вашему благополучию и здоровью, пытаясь сломить вас. На них нельзя опереться. Они видят в вас лишь недостатки и не радуются вашим успехам. На протяжении всей жизни вы можете сталкиваться с тем же типом вредных людей.

, кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной академии психологических наук.

Вредным можно назвать человека, который пытается сломить вас. Вредный человек подрывает уверенность в себе и достоинство, он отравляет всю вашу сущность. Он угрожает благополучию и здоровью. На таких людей нельзя опереться. Они видят в вас одни лишь недостатки. Завистливые и злопамятные, они никогда не радуются вашим успехам. Фактически они злятся, когда вам сопутствует удача. Ощущение неуверенности и собственной несостоятельности вынуждает их мешать вам жить счастливой и продуктивной жизнью.

Так же, как они отличаются внешне, вредные люди и ведут себя по-разному. Социально-экономический статус, возраст, культурное наследие, религия или уровень образования не имеют значения. Не играет роли и интеллект. Вредной личностью может быть и гений.

Вредный человек может встретиться вам в жизни где угодно. Его можно обнаружить и в семье, и на работе. Одни будут говорить вам гадости в лицо, другие - распространять клевету за вашей спиной. Третьи могут расточать сладкие улыбки, говорить нежные, приятные, ласковые слова, лелея в душе зависть, ненависть и злость.

На протяжении всей жизни вам наверняка доводилось иметь дело с людьми, к которым вы не испытывали нежных чувств. Более того, среди них могли быть такие отвратительные личности, что одно только воспоминание о них вызывает у вас головную боль. Хотя нас с детства учили, что надо любить друг друга и не судить ближних слишком строго, на деле все оказывается гораздо сложнее. Реальность такова, что всегда есть люди, которых вы можете назвать вредными с вашей точки зрения. Вы можете обнаружить, что на протяжении всей жизни сталкиваетесь с одним и тем же типом вредных людей.

Втаптывающий в грязь

Втаптывающие в грязь заносчивы, подлы, самонадеянны, презрительно-снисходительны, надменны, неприятны, саркастичны, непочтительны и скрытны, они унижают, угрожают, критикуют, они ищут в людях только недостатки.

Втаптывающие в грязь обладают настолько низкой самооценкой, что найдут недостаток и в вас, и в любом из тех, кто их окружает. Они испытывают приятное волнение, когда унижают и задевают других. Они обожают отпускать насмешки в адрес людей, особенно незнакомых. Сидя с вами в ресторане или в аэропорту, они бросят: «Ты погляди, какой толстяк!» или: «Ну и урод!» Вы, в свою очередь, тоже можете стать объектом подобных замечаний и саркастических реплик.

Втаптывающим в грязь необходимо унижать вас, чтобы возвыситься в собственных глазах. Эти люди, неуверенные и полные саморазрушительных мыслей, ощущают угрозу и с вашей стороны, и со стороны окружающих. Единственный для них способ добиться самоуважения - это унижать других, опускать их до своего уровня.

Болтун

Болтун чересчур говорливый, невежественный, раздражающий, плохо разбирающийся в людях, самовлюбленный, непочтительный, не умеющий общаться и скучный.

Болтунов можно назвать «говороголиками», которые не желают замолчать. Эти «вредные» личности выливают свободно текущий поток своих мыслей на первого оказавшегося в их поле зрения, едва ли придавая этому какое-либо значение. Зацепившись за вас, они не остановятся, хотя фактически Болтуны разговаривают сами с собой и вы для них не существуете. Эти люди будут говорить обо всех и обо всем, и обычно их не остановить никакими силами. Эти хронические говоруны очень любят пускаться в праздную болтовню о своей личной жизни, жизни их семьи, малознакомых людей, о людях, которых они не знают и которых едва ли стремятся узнать. Их бессодержательные бесконечные рассказы вряд ли представляют для кого-нибудь интерес. Они могут потратить добрых пятнадцать минут, описывая все, что купили в магазине. Не умея понимать чувства других, они настолько увлекаются своими повествованиями, что не обращают внимания на признаки вашего раздражения, нетерпения или отвращения. Болтуны слишком эгоистичны, чтобы признать еще чье-либо право говорить.

Не позволяя ввернуть даже словечко, Болтун вынуждает вас делать то, что вам делать не хочется, - выслушивать его.

Саморазрушитель

Саморазрушитель всегда оказывается жертвой, он нереалистичный, слабый, неустойчивый, трусливый, настороженный, негативно настроенный, эгоистичный, мрачный, обособленный, мятежный, неконтролируемый, он ощущает угрозу извне, впадает в отчаяние, низко оценивает все окружающее и склонен к депрессии.

Саморазрушители так ненавидят себя, что постоянно готовы к самоуничижению. Они твердят одно и то же о своих недостатках и без конца ругают себя. Обычно они говорят что-то вроде: «я слишком плохой», «какую я сделал глупость» или «я хуже всех». В сущности, Саморазрушители стараются унизить себя прежде, чем такая возможность появится у других. Они не умеют принять комплимент и отвергнут любые добрые и приятные слова в свой адрес. Они могут настолько увязнуть в самобичевании, что иногда становятся алкоголиками, обжорами, злоупотребляют наркотиками и сексуальными отношениями. В итоге Саморазрушители не верят, что достойны чего-то хорошего и заслуживают удовольствий в жизни. Их самооценка низка до крайности.

Избегающий неприятностей

Избегающий неприятностей - слабое создание, неспособное постоять за себя, - бесцветный, обособленный, трусливый, необщительный, запуганный, бесчестный, неверный, суетливый, боязливый, немужественный, ненадежный, одинокий и социально некомпетентный.

Способ борьбы Избегающего неприятностей со стрессом - уход от него. Будучи неспособным что-либо предпринять, он исчезает.

Так как Избегающие неприятностей всеми силами стараются держаться подальше от конфликтов, они не в состоянии понять, какую рану могут нанести другим людям своим «своевременным» уходом.

Дремлющий, но смертоносный вулкан

Дремлющий, но смертоносный вулкан, - ненадежный, необщительный, скрытный, придирчивый, неустойчивый, слабый, непонятный, трусливый, непоследовательный, суетливый, злопамятный, неуправляемый, склонный обвинять других.

Когда такие люди находятся рядом, вы никогда не знаете, чего от них ожидать. В сущности, их можно сравнить с миной замедленного действия. Дремлющий, но смертоносный вулкан, кажется чрезвычайно сдержанным, спокойным, улыбчивым и сердечным. Он ни за что не подаст виду, что случилась какая-то неприятность, что вы его чем-то расстроили или рассердили. Он не позволит себе заметить, что вы сделали что-то, с его точки зрения, неправильное. Умиляясь его мягкости и кротости, можно подумать, что он не способен и мухи обидеть.

Затем неожиданно происходит извержение: пепел и лава летят во все стороны. Например, вы «не так» посмотрели или «не так» поздоровались с ним, и это вызывает совершенно неадекватную реакцию. Он мгновенно взрывается, кричит истошным голосом и обвиняет вас во всех своих невзгодах. Такое поведение не просто удивляет, оно ошеломляет.

Дремлющий, но смертоносный вулкан, скрывает в себе столько ярости, что иногда стоит опасаться далеко не безобидных телесных повреждений, которые он может нанести.

Из всех типов «вредных людей» Вулкан наиболее опасен, ибо невозможно предугадать, когда и где он взорвется. Вулканы ничего не забывают и немедленно приходят в состояние «боевой готовности», как только обиды и раздражение переполняют чашу их терпения.

Сплетник

Сплетник нескромный, ненадежный, двуличный, скрытный, критично настроенный, язвительный, самоуверенный, пустой, злой на язык, скептичный, трусливый, навязчивый, враждебный, закрытый, нелояльный, подлый, злой и неприятный. Он склонен искать во всех недостатки, обвинять, вмешиваться в чужие дела, видеть в каждом потенциального соперника.

Сплетники обожают распространять истории, которые часто приукрашивают, а иногда сами же и придумывают.

Сплетник - чрезвычайно суетливое существо, чье наивысшее удовольствие - подробный рассказ о несчастьях других. Сплетница с наслаждением поведает вам, как муж вашей общей подруги, изменяя жене, был пойман с поличным. Заливаясь смехом, она опишет, как ваша подруга запустила бедняге в голову лампой и поранила ему лоб.

Собственная жизнь сплетников обычно бесцветна и малоинтересна. А ведь им просто необходимо быть замеченными, чувствовать собственную значимость. Они уверены, что, преподнося пикантную информацию, «растут» в глазах собеседника.

Роковой борец

Роковой борец непочтительный, натянутый, заносчивый, нахальный, наглый, напористый, язвительный, напряженный, запуганный, злой на язык, непостоянный, неконтролируемый, безумный, упрямый, грубый, шумный, необщительный, несущий в себе угрозу, обидчивый, склонный к депрессиям и саморазрушению. С ним трудно иметь дело, от него исходит опасность, он обладает садистскими наклонностями, никакой закон ему не писан.

Роковые борцы держатся вызывающе, ищут повод для ссоры, постоянно живут в ожидании драки и только ждут, что вы позволите себе сделать промах. Они все время настороже - и в любую минуту готовы к бою. Они любят противоречить, даже если согласны с вами. Что бы вы ни сказали, они непременно найдут контраргумент.

Они без конца провоцируют окружающих, причем без видимых причин. Скорее всего, собственная неуверенность и отчаяние заставляют их ввязываться в споры и таким образом возвышаться в глазах людей. Кажется, все и вся раздражает их. Они критикуют и ругают всех. Эти люди могут буквально взбеситься, дубася при этом кулаками в стены и двери, оставляя на них внушительные вмятины.

Для Роковых борцов естественно состояние ярости, даже если вы делаете все то, что им хочется. Они ухитрятся найти ложку дегтя в бочке с медом и накинутся на вас прежде, чем вы раскроете рот. Если скажете или сделаете что-то, что выведет их из себя, они накинутся на вас с кулаками и будут бесноваться до тех пор, пока ситуация не исправится сама собой.

Как правило, у Роковых борцов было нелегкое детство. Став взрослыми, они нередко чувствуют, что жизнь сыграла с ними злую шутку. Их воинственность - это только маска, прикрывающая сверхчувствительность.

Унылая и обреченная жертва

Унылая и обреченная жертва беспокойная, пассивная, злопамятная, суровая, эгоистичная, отвергающая все новое, грустная, негативно настроенная, мелочная, подозрительная, упрямая, жалкая, слабая, расстроенная, лишенная воображения, напуганная, трусливая, склонная к депрессиям, мрачная, скептически смотрящая на мир, непривлекательная, недоверчивая, угрюмая, безжизненная, сонная, сентиментальная. Эта мазохистская натура то и дело всех обвиняет и торжественно несет бремя своей нелегкой судьбы.

Унылые и обреченные жертвы впадают в депрессию от одной только мысли, что родились на свет. Как пауки, они захватывают вас в сети своего горя, рассказывая, как ужасна была, есть и будет их жизнь. При этом им нужно сочувствие, а не советы.

Они предпочитают барахтаться в пучине жалости к себе, уверенные, что мир к ним жесток и все вокруг виноваты в их несчастьях. Ничто не доставляет им удовольствия. Про таких людей говорят, что им удобнее видеть стакан наполовину пустым, а не наполовину полным. При неудачном стечении обстоятельств Унылая и обреченная жертва будет обвинять всех, но только не себя - гораздо в большей степени, чем Роковой борец.

Фактически эти два типа вредных людей очень схожи по своему чувству неуверенности и убеждению в никчемности жизни. Но вместо того, чтобы выплеснуть эти чувства, поработав кулаками и злым языком, Жертвы лишь льют слезы да предаются тягостным раздумьям. Они винят погоду, личную жизнь, собственное несчастливое детство. Вечные жертвы, они наслаждаются жалостью к себе и стремятся вызвать жалость и со стороны других своим бесконечным нытьем.

Унылые и обреченные жертвы постоянно беспокоятся. Они заранее составляют неутешительные сценарии. Например, они наверняка знают, что ужасно проведут время на вечеринке, что никто не будет разговаривать с ними и что все пойдет наперекосяк, лишь только они ступят на землю, выйдя из своего дома. Стоит вам хотя бы немного пообщаться с Унылой и обреченной жертвой, и вы быстро почувствуете себя несчастным и вымотанным. Вам захочется всплакнуть или заснуть, потому что это ужасное существо высосет из вас все силы.

Любая попытка дать Жертве совет обречена на неудачу, она каждый раз ответит: «Да, но...» - и продолжит объяснять, почему ее проблема неразрешима даже с вашей помощью. В конце концов, она будет продолжать видеть мир во всей глубине его безнадежности, и что бы вы ни сделали и ни сказали - ничто не сможет поколебать ее.

К сожалению, сейчас развелось слишком много таких Жертв. Прислушайтесь к любому случайному разговору, и вы непременно узнаете, кто совсем обнищал, вконец растолстел, кто слишком несчастен или слишком утомлен жизнью. Сталкиваясь с такими людьми в повседневной жизни, мы не только раздражаемся, но и сами впадаем в депрессию и жалуемся на усталость.

Улыбающийся двуликий Янус

Улыбающийся двуликий Янус скрытный, трусливый, ловкий, неискренний, необщительный, бесчестный, эгоистичный, фальшивый, загадочный, уклончивый, некритичный к себе, ленивый, подлый, бесцеремонный, подозрительный, трусливый, недоверчивый, двоедушный. Он может быть приветливым и угодливым, но предаст вас при первой возможности, ему нельзя доверять.

Многие из нас считают, что нет хуже людей, чем эти Двуликие Янусы. Действительно, последний круг ада у Данте был предназначен для носителей самого тяжкого греха - предательства и измены.

Этот тип вредных людей одновременно пассивен и агрессивен. Снисходительно улыбаясь и всем своим видом давая понять, что хочет стать лучшим другом, он в то же время расставляет сети у вас за спиной. Прекрасно разбиравшийся в человеческих отношениях Конфуций говорил об этих людях так: «Какой стыд - иметь зуб на того, с кем дружишь!»

Эти хамелеоны находятся в постоянном напряжении, ибо меняют свое поведение в зависимости от того, чего, по их убеждению, вы от них ждете. Они неусыпно следят за вами и готовы приложить любые усилия для того, чтобы в конечном итоге поступать так, как им хочется.

Никогда не доверяйте Двуликим Янусам! Они используют вашу доверчивость против вас именно тогда, когда вы меньше всего ждете этого. Эти интриганы только и делают, что ищут свою выгоду в отношениях. В глубине души они не любят вас, но никогда и виду не покажут, что злы, расстроены или завидуют.

Двуликие Янусы очень скрытны и ни за что не признаются, что у них на уме. Они могут говорить милые, нежные, обнадеживающие слова, но на самом деле они лишь бессовестно лгут.

Нерешительный слабак

Нерешительный слабак одновременно пассивный и агрессивный, слабый, тихий, льстивый, необщительный, зависимый от других, недисциплинированный, запуганный, угодливый, трусливый, неуверенный в себе, недоверчивый, скрытный, малодушный, мелочный, склонный обвинять других, ненадежный, ощущающий угрозу извне, консервативный, непослушный, нерешительный, полный отчаяния, безжизненный, пустой, бесхарактерный, покорный, инфантильный, скучный, зацикленный на своих страхах, неудачливый, не умеющий никому отказать.

Нерешительные слабаки не имеют ни силы воли, ни твердости духа. Они, словно флюгеры, поворачиваются по ветру, не в состоянии принять какое бы то ни было решение. Всегда тихие и беспрекословные, они производят впечатление людей, которые говорят только «да». Однако рано или поздно вы поймете, что их «да» очень часто означает «нет». Сегодня они могут сказать одно, завтра другое. На самом деле такие люди толком не могут понять ни окружающих, ни себя, и оттого с ними чрезвычайно трудно работать.

Лишенные силы воли, не желающие думать ни о чем, кроме собственного спокойствия, они считают, что, если будут достаточно терпеливы, проблемы исчезнут, а нужные решения придут сами. Они упускают время, так как не доверяют себе и не хотят рисковать из боязни ошибиться. Когда обстоятельства вынуждают их сделать выбор, такие люди приходят в ярость.

Нерешительный слабак настолько парализован страхом и тревогой, что не сдвинется с места, когда придет время действовать. Даже необходимость спасти чью-то жизнь будет недостаточным аргументом. Нерешительные слабаки не умеют бороться. В своих собственных глазах они - жертвы, поэтому не собираются беспокоиться и создавать себе неприятности. В поисках покоя и комфорта они пытаются спрятаться в потаенных закоулках жизни.

Потребитель

Потребитель эгоистичный, двуличный, льстивый, скрытный, непоследовательный, угодливый, бесчестный, подлый, непривлекательный, неискренний, назойливый и обольстительный. Он любит вмешиваться не в свои дела и манипулировать другими.

Потребители чаще всего одиноки в жизни. Они непостоянные друзья, вы им нужны, только если они могут извлечь выгоду из вашей дружбы. Эти люди делают все лишь для собственного успеха. Если же они не в состоянии извлечь преимуществ из общения с кем-либо или уже получили от него все, что хотели, то не задумываясь отшвыривают от себя человека, как использованный пластиковый стаканчик.

Злобный выскочка-тиран

Злобный выскочка-тиран язвительный, желчный, враждебный, сильный, неконтролируемый, злой, вздорный, резкий, противоречивый, грубый, придирчивый, требовательный, острый на язык, непоследовательный, жестокий, труднопредсказуемый, вызывающий, невежественный, высокомерный, инфантильный, запуганный, невоспитанный, драчливый, мужественный, энергичный, обидчивый, подлый, подвижный, безумный, шумный, не умеющий общаться с людьми, надменный, непостоянный, необщительный, вспыльчивый и упрямый. Он ищет в вас недостатки, таит в себе угрозу, в нем заложены садистские наклонности.

Злобный выскочка-тиран - словесный террорист и упрямый всезнайка, его девиз: «Прав либо я, либо никто». Вспыльчивые и непредсказуемые, они всюду суют свой нос и счастливы, только находясь в центре внимания.

Выскочки-тираны имеют непреодолимую потребность все контролировать, даже в большей степени, чем Наставник, с той лишь разницей, что последний менее зол, ибо не склонен к жестокости и садизму. В сущности, Выскочки-тираны заводятся от одного вида человеческого смущения. Им нравится издеваться над людьми, видеть, как те съеживаются от страха, словно раненые щенки, и выплескивать на них всю свою внутреннюю ненависть.

Они живут желанием эмоционально уничтожить любого. С такими людьми легко нажить себе язву. Эти энергетические вампиры, несомненно, заняли бы первое место по силе своей ненависти к другим людям. Конфуций высказался о них так: «Чаще всего никто не подчиняется им, даже когда они отдают приказания». Их могут бояться и ненавидеть, но ничто не заставит других уважать их и выполнять их приказы добровольно.

Шутник

Шутник утомительный, ненадежный, слабый, отталкивающий, несерьезный, эгоистичный, бестактный, обидчивый, саркастичный, плохо понимающий людей, невежественный, грубый, невнимательный, поверхностный, непочтительный, шумный, навязчивый и равнодушный к окружающим.

Шутники не умеют говорить серьезно. Любой разговор они могут начинать с шутки: «Ты слыхал последнюю новость о том-то и том-то?»

Шутники всегда отпускают в ваш адрес вольные, чаще плоские шуточки, рассчитывая, что их сочтут верхом остроумия. Ваше нежелание смеяться вызывает у них одну реакцию: «У тебя что, нет чувства юмора? Все над этим смеялись - а что с тобой?» Такой «юмор» служит оружием их скрытой враждебности.

Встретившись с вами за завтраком, Шутник может отмочить что-то вроде: «Эй, съешь еще булочку, она тебе очень идет», намекая тем самым на вашу полноту. Заметив ваше удивление, он, захихикав, скажет: «Ты что, шуток не понимаешь? Я же дурачусь!» Просто выразить свою враждебность он не может, ибо слишком труслив, чтобы прямо высказать вам, чем вы его не устраиваете.

Всякий раз, когда вам захочется поговорить с ним о чем-то серьезном, он будет хохотать и шутить, так как серьезные темы разговора выше его понимания. Если Шутник чем-то расстроен, он никогда не покажет вам этого, пряча уязвленные чувства и даже гнев за прибаутками. В сущности, чтобы оградить себя от огорчений, эти люди сидят в скорлупе собственных острот.

Невежа

Невежа плохо разбирается в людях, ненадежный, грубый, раздражающий, бестактный, обидчивый, непредсказуемый, лишенный воображения, небрежный, тупой, дерзкий, наглый, чересчур прямолинейный, плаксивый, эгоистичный, медлительный, навязчивый, глупый и неразвитый. На него нельзя положиться.

Невежу невозможно понять. Неотесанные болваны, совершенно не разбирающиеся ни в себе, ни в других, они часто отпускают сомнительные замечания, абсолютно не задумываясь о ваших чувствах. Они редко смотрят в глаза, вяло пожимают руку, у них небогатый набор движений и интонаций. Они совсем не умеют держаться на людях.

В сущности, это инфантильные существа, которым, как четырехлетним детям, нет дела до ваших чувств, когда они выкладывают все, что у них на уме. Даже если вдруг окажется, что они умны и преуспевают в работе, отсутствие доброты и такта с их стороны порождает лишь неуважение окружающих.

Чаще всего Невежа запоминается как странный человек, который подойдет к вам, скажет не к месту что-нибудь бредовое и удалится, оставив вас в недоумении: с чего это он вдруг?

Безумец

Безумец может быть неустойчивым, захлестываемым эмоциями или абсолютно лишенным их. Он загадочный, измученный, запуганный, ненадежный, непостоянный, непредсказуемый, неконтролируемый, резкий, вздорный, едкий, замкнутый, грустный, подозрительный, непонятный, негибкий, наглый, нахальный, исполненный ненависти, суетливый, инфантильный, трусливый, странный, поверхностный, склонный к депрессиям, садизму или мазохизму, склочный, отчаянный, эгоистичный, вспыльчивый, злой или беззащитный, неуверенный, упрямый, угрюмый, подлый, угрожающий или ощущающий угрозу со всех сторон, безумный, противоречивый, а иногда производит впечатление душевнобольного.

Общаться с Безумцами опасно. Они душевно или эмоционально расстроены и могут страдать маниакально-депрессивным психозом и живут в каком-то нереальном мире. У них может быть пограничное психическое расстройство, которое угрожает их собственной жизни и жизни других, а возможно, они принимают алкоголь или наркотики, из-за чего выглядят странными и неконтролируемыми.

Безумцы могут менять свое поведение на глазах. Из всех типов вредных людей труднее всего иметь дело с ними, поскольку, как и в случае с Дремлющим, но смертоносным вулканом, никогда не знаешь, чего от них ожидать и какой сюрприз готовит их поведение.

Бессовестный лгунишка

Бессовестному лгунишке нельзя доверять, он дерзкий, неискренний, лукавый, скрытный, бесчестный, навязчивый, всезнайка, бесстыдный, экспансивный, ищущий чужую вину, манипулятор, непривлекательный, сплетник, непредсказуемый, ненадежный, слабый, наивный, двуличный, действующий за вашей спиной эгоист.

Лгунишки сами не знают, врут они или говорят правду. Эти люди столько лгали, так старались укрепить свою хилую самооценку, что сами наконец стали верить тому, что плетут. Они могут поклясться вам, что то или иное - правда и они уверены в этом как в себе, хотя вы знаете наверняка, что это не так. Они и ухом не поведут, ибо это закоренелые манипуляторы. Что самое удивительное, Лгунишки иногда говорят долю правды о себе самих. Часто они поступают так, чтобы смутить вас. Благодаря этому, если вы уличите их во лжи, они будут доказывать с пеной у рта, что никогда не лгут.

С Лгунишками очень трудно иметь дело, так как им невозможно доверять и по настоящему общаться с ними. Поскольку доверие - основа общения, их никак нельзя уважать и раскрывать им свою душу. Лгунишки могут завираться до тех пор, пока не будет собрано бесчисленное количество доказательств их лжи. В конце концов, эти люди таковы, что могут убедить даже самих себя в правдивости своих выдумок.

Пакостник

Пакостник грубо вмешивается, вторгается в чужую жизнь, он самоуверенный, недоброжелательный, наглый, настырный, настороженный, завистливый, бессовестный, злой на язык, сплетник, догматичный, склонный всех обвинять, недоверчивый, эгоистичный, злой, шумный, неконтролируемый, грубый, назойливый, скрытный. Его часто называют подстрекателем, доносчиком, садистом и негодяем.

Пакостник - это нечто среднее между Сплетником и Подстрекателем, только он более вреден. Такие люди вторгаются в вашу жизнь (деловую или личную) и принимаются за дело с целью превратить ее в ад.

Они не просто перемывают вам косточки с другими, как это делает Сплетник, и не просто толкают вас на что-то дурное, как Подстрекатель. Нет, они именно вторгаются в вашу жизнь, названивая другим и договариваясь с ними о встрече специально, чтобы поведать кое-что о вас.

Поскольку собственная жизнь Пакостников бедна и примитивна, они нередко пытаются заполнить ее вами, запуская когти в вашу жизнь.

Скряга

Скряга, считающий каждую копейку, эгоистичный, скупой, тупой, несамокритичный, придирчивый, пустой, неискренний, ограниченный, малоинтересный, узколобый, тревожный, упрямый, унылый, поверхностный, запуганный, скучный, скептический, неразвитый, беспокойный, ненадежный, слабый, нерешительный, равнодушный, нервный и вечная жертва.

Скряги настолько мало уважают себя, что полагают, будто заслуживают в этой жизни только то, что дешево или бесплатно. Они скупятся не только на деньги, но и на комплименты, на выражение страсти и любви. Все их разговоры неизменно сводятся к деньгам - сколько они заплатили за ту или иную вещь, какую сделку совершили, как сторговались с продавцом. При этом они всегда восхищаются собственной находчивостью и предприимчивостью.

Эти жалкие людишки настолько мелочны, что часто упускают из виду самое главное. Они так поглощены подсчетом копеек, что до самой смерти не могут сосчитать, сколько же у них накопилось.

Фанатик

Фанатик догматичный, упрямый, назойливый, неискренний, наглый, цепкий, напористый, узколобый, слабый, непоследовательный, скрытный, пустой, самоуверенный, неприспособленный к жизни, нервный, требовательный, привередливый, бесстрашный, пугающий, обидчивый, отталкивающий, мелочный, непредсказуемый, нахрапистый, драчливый, нереалистичный, скрывающий угрозу, вздорный, непоследовательный, придирчивый, непочтительный, закрытый.

Девиз всей жизни Фанатика, независимо от мнения других, - «Все не так!». Как и Злобный выскочка-тиран или Наставник, он считает, что прав «либо я, либо никто». Он страстно предан своим убеждениям и готов проклясть каждого, кто не разделяет его веры в себя. Фанатик всегда старается склонить вас к своему образу мыслей. Если вы осмелитесь думать иначе, а уж тем более возражать ему, пусть даже предельно мягко, он придет в ярость, обвинив вас в глупости и предательстве. С ним невозможно вести обстоятельную, содержательную беседу, ибо он не желает слушать никого, кроме себя. Кажется, он заранее знает ответы на все вопросы и закрепил за собой исключительное право быть лидером в разговоре. Его негибкость и откровенная придирчивость основательно мешает построить разговор с ним на дружеской ноте.

Подлиза

Подлиза, человек-сахар - скрытный, лживый, неискренний, несерьезный, гадкий, экспансивный, недобрый, слабый, двуличный, несамокритичный, бессовестный, трусливый, назойливый, не переносящий одиночества, шумный, поверхностный, претенциозный, отталкивающий, бесчестный, непокладистый, его часто называют темной личностью, подхалимом, пакостником, манипулятором, подстрекателем и потребителем.

Подлиза - типичный манипулятор - будет льстить вам до умопомрачения, лишь бы добиться желаемого. Он услаждает вас напыщенными речами и ведет себя так, будто вы - его друг до гроба и он готов для вас на все.

В глубине души Подлиза может вовсе не питать к вам нежных чувств, но никогда не выдаст себя. В своей лести он предельно изобретателен, и, если вы попытаетесь прервать его или осадить, он с напором начнет уверять вас, что вы самый красивый, самый умный, самый лучший. Вы с трудом удерживаетесь от улыбки, ибо в глубине души вам приятно это слышать и очень хочется верить, что так оно и есть. Как только вы улыбнетесь, считайте, что попались. Противно наблюдать за поведением Подлизы: всегда заметно, как он угодлив и с каким усердием лижет сапоги каждого, кто может быть ему полезен.

Самодовольный деспот

Самодовольный деспот упрямый, неискренний, догматичный, критичный, но не самокритичный, тупой, надменный, необщительный, скучный, придирчивый, эгоистичный, консервативный, претенциозный, неразвитый, непоследовательный, недобрый, мелочный, дотошный, язвительный, поверхностный всезнайка.

Самодовольный деспот пребывает в уверенности, что он - само совершенство и никогда не может допустить промаха ни в чем, а потому взирает на вас с высоты своего величия презрительным оком. Тупой, самовлюбленный, придирчивый, он ожидает, что все остальные должны жить по установленным им законам. Например, деспот может свысока смотреть на тех, кто курит, пьет, ругается и не так хорошо одет или организован, как он. Обычно он кипит от гнева, негодования и отвращения, ибо не отличается особой терпимостью к окружающим. Этот ангел во плоти очень разборчив, редко кого любит и мало чем восхищается. Его отношение к жизни можно выразить словами Фанатика, Злобного выскочки-тирана или Наставника: «Прав либо я, либо никто».

С ним чрезвычайно трудно общаться и еще труднее жить, ведь так мало людей отвечают его требованиям. Его собственная жизнь столь жалка, что деспот не может допустить, чтобы весь мир развлекался, отдыхал и вдыхал аромат роз.

Снобизм деспота проявляется и в том, что он склонен скрывать свои «несовершенства». Он не признается, что ошибался, что испытывал желания, идущие вразрез с нравственными установками, поэтому вынужден лицемерить и противоречить самому себе. Это ослабляет его позицию, расшатывает уверенность и делает уязвимым.

Надменный сноб

Надменный сноб претенциозный, самовлюбленный, пустой, высокомерный, заносчивый, придирчивый, обособленный, ненадежный, слабый, подлый, необщительный, эгоистичный, злой, запуганный, требовательный, назойливый, недружелюбный, вздорный, тупой, непоследовательный, неприятно снисходительный, непочтительный, трусливый, грубый, поверхностный и претендующий на роль первой скрипки.

Надменный сноб ведет себя так, будто он выше всех. Это поднимает его самомнение, хотя на самом деле в глубине души сноб трепещет от неуверенности. Он из кожи лезет вон, стремясь завязать знакомство с сильными мира сего, добиться теплого местечка, ибо это возвышает его в собственных глазах. Если вы не нужны ему, сноб пройдет мимо, даже не удосужившись поздороваться с вами. Он ходит, задрав нос и разговаривает с вами, только если вы задираете нос еще выше. Он обращается к вам со снисходительной величавостью, глядя сверху вниз. Часто Надменные снобы объединяются в снобистские клубы, куда вас пустят, только если вы выглядите надлежащим образом, знамениты или имеете достаточно денег, чтобы подкупить швейцара. Таким людям подобные клубы органически необходимы, чтобы чувствовать себя людьми.

Надменные снобы очень темпераментны и требуют к себе особого внимания. Сноб будет маячить у вас перед глазами и вести себя как избалованный ребенок, не замечая никого вокруг. Написанное у него на лице «Я лучше вас» на самом деле скрывает глубоко спрятанное убеждение «Я хуже всех».

Сноб мучается ощущением собственной неполноценности, у него такое хрупкое «Я»!

Нарцисс

У Нарцисса мания собственного «Я». Он эгоистичный, самоуверенный, пустой, ненадежный, высокомерный, скучный, ограниченный, неприспособленный к жизни, утомительный, отталкивающий, напыщенный, эгоцентричный, нескромный. Кажется, что он и живет напоказ.

Для Нарцисса центр Вселенной - он сам. Более эгоцентричных людей вы не найдете: он терпеть не может разговоров, предметом которых не является. Нарцисс будет выслушивать все, что вы говорите, только если это имеет непосредственное отношение к нему. Его словарь изобилует местоимениями «я» и «мне». Любая его фраза начинается с «я». Попытка пообщаться с Нарциссом может стать вашим самым горьким воспоминанием, ибо беседа превратится в его монолог.

Завязать какие-нибудь отношения с Нарциссом крайне трудно, если только вы не откажетесь от себя в его пользу. Нарциссы делают только то, что удобно им.

Конкурент

Конкурент - бесстрашный провокатор, фанатичный, отталкивающий, подозрительный, злой, напористый, агрессивный, злопамятный, безнравственный, сильный, запуганный, настороженный, вздорный, ощущающий отовсюду угрозу, ненадежный, всегда готовый к бою.

Конкурент использует любую возможность, чтобы перехитрить или победить вас. Начиная от попытки найти работу и кончая выбором друга или подруги, мужа или жены - все представляет для него соревнование. Расскажите Конкуренту, какая у вас замечательная собака, и он тут же откликнется, что его собака больше, лучше и умнее. Скажите, как много вы сегодня работали - он немедленно поставит вас на место, признавшись, как упорно трудился сам, несмотря на невообразимое количество препятствий.

Рядом с Конкурентом невозможно расслабиться. Вы все время чувствуете его готовность к бою. Как правило, он не очень любит людей, поскольку тратит слишком много сил на борьбу с ними. Попробуйте заметить, что ваша общая знакомая выглядит сегодня особенно привлекательно. Конкурент парирует: «Бывает, что она выглядит гораздо лучше. Как раз сейчас с ней, похоже, что-то не в порядке. Посмотри, какие у нее круги под глазами».

Конкурент часто выглядит напыщенным хвастуном, который разглагольствует о своих прошлых и настоящих достижениях. Он постоянно старается поразить вас тем, насколько он лучше, умнее и удачливее, чем вы. Проблема в том, что конкурент обладает столь низкой самооценкой, что может привлечь ваше внимание только соревнуясь с вами.

Наставник

Наставник - бесцеремонный манипулятор, взбалмошный, высокомерный, агрессивный, сильный, двуличный, напористый, самоуверенный, нахальный, вздорный, догматичный, эгоистичный, упрямый, нахрапистый, непоследовательный, недалекий, опасливый и угрожающий, непочтительный, необщительный, цепкий и ограниченный.

Наставник никогда ничего не пустит на самотек. Еще в большей степени, чем Злобный выскочка-тиран, он нервничает, если что-либо выходит из-под его контроля. Однако, в отличие от Тирана, Наставник никогда не идет на подлость и не впадает в ярость, добиваясь желаемого. Его оружие - сладкие речи и всевозможные манипуляции людьми.

Наставник редко бывает душой компании и не пользуется большим авторитетом, ибо предпочитает действовать самостоятельно. Если что-то идет не так, как ему хотелось, Наставник злится или теряет интерес к происходящему, так как считает, что обязан руководить каждым действием окружающих. Он ко всему прилагает усилие и, когда это не приводит к задуманному результату, впадает в панику, становится нервным и еще больше манипулирует другими.

Проблема в том, что Наставник не умеет держать себя в руках, если не в силах контролировать человека или ситуацию. Он теряет власть над собой. Когда что-нибудь идет не по его велению и хотению, он от злости пробьет стены кулаками.

Нельзя контролировать человека так, чтобы он не мог даже пошевелиться самостоятельно. Человек сломается эмоционально или физически.

Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964 Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто -- против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизии; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя. Если бы небо наделило какого-нибудь изверга великими дарованиями славного Аруэта {Защитник и покровитель невинных, благодетель Каласовой фамилии, благодетель всех фернейских жителей имел, конечно, не злое сердце.}, то, вместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру "Заиры". Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием. Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления? Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не безобразь художниковой кисти, -- оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего. Ужели думаете вы, что Геснер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу? Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого -- и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, -- или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских -- они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину -- ты не будешь бесполезным писателем -- и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу. Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения -- все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда улыбка моя не будет его наградою. Отчего Жан-Жак Руссо нравится нам со всеми своими слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? -- Оттого, что в самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия; оттого, что самые слабости его показывают некоторое милое добродушие. Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой и тогда, когда говорят истину: ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее. Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором.