08.11.2018 1328

Звучит возглас священника при выносе Чаши на Причастие Святых Христовых Тайн, происходит кульминация Божественной литургии. Как часто причащаться? Как готовиться? А что с супружеским постом? Что читать? На часто задаваемые вопросы отвечает и делится своими размышлениями клирик Духосошественского храма города Казани иерей Александр Киреев.

Как часто нужно причащаться? Считаю, что прекрасный ответ дал священник Димитрий Смирнов: не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. В этот диапазон все помещается. А святые отцы отвечают так: «Часто? Нет. Редко? Нет». Представляете? А в остальном - свобода! Нет у нас никаких указаний, когда, сколько. Конечно, можно и привыкнуть к причастию, огрубеть, особенно если внимание обращать не на себя, а на окружающих. Человек начинает возноситься, гордиться, а надо внимать себе, стараться жить чисто, каяться в грехах, следовать заповедям. Именно жизнь в таком ключе и помогает человеку понять, как часто нужно причащаться.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый раз, когда у него была возможность, но куда нам до святого. У меня, к примеру, бывало всякое: когда был мирянином, то старался причащаться раз в три недели - как-то услышал, что батюшка именно такие цифры называл. Это продолжалось 12 лет. Когда был диаконом, то полтора-два года причащался каждый день. Сейчас служим по чередам - одну неделю служу, другую помогаю, и уже по-другому все сложилось.

Иногда встречаются прихожане, которые очень страждут и телесно, и духовно - и скорби у них, и болезни. Спрашиваю: «А что не причащаетесь?» «Ой, батюшка, я не готова», или «я не могу прочитать правило ко Причастию», или «некогда посетить храм». Всякие ответы бывают. Знаком с людьми, кто из ложной скромности считает себя недостойным. А кто достоин? Если человек по-настоящему захочет, то причастится.

Что мы получаем через причастие? Благодать. Святые отцы учат, что это Божественная энергия. А как это понять, дело каждого. Например, актер Петр Мамонов, главный герой фильма «Остров», говорит, что эта благодать помогает перенести в жизни все, ты словно в броне и все перенесешь - и болезни, и поношения.

Причастие в воскресенье и по праздникам - это не «часто»

В воскресенье причащаться должны все. Почему? Воскресение - это малая Пасха, а на Пасху все причащаются. Получается, что христиане у нас приходят и просто стоят в воскресенье, молятся, считают себя недостойными причастия.

А для кого Литургия служится? Чаша для кого выносится? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), - говорит Господь, а мы не приходим. Ногами пришли, а сердцем не дошли. Если ты не причастен распятому и воскресшему Христу, то ты посторонний наблюдатель.

Конечно, у женщин бывают свои обстоятельства, когда причащаться не рекомендуется. Также сразу форсировать события в ревности причастия не следует. Но каждому можно прислушаться к себе, начать с простого и перейти к сложному, доверять себе. Труждающиеся и обремененные - это мы, неспокойные, в грехах. А вне Христа нельзя успокоиться - ни психотерапевт, ни водка, ни наркотики не помогут. Со Христом же, скажу по опыту своему и прихожан, выносятся такие скорби, которые даже сложно представить. Бывает, что машины сбивают людей, переломы, или дома мира нет, нестроения всякие. А человек ходит, причащается и выкарабкивается. Нельзя не прибегать к Божьей помощи, иначе веру потеряем, себя потеряем.

Что такое благодать?

Мне очень нравится следующий пример. Во дворе храма есть турник, и отец сыну предложил подпрыгнуть и повиснуть на нем. Тот, естественно, не мог достать по малолетству. Тогда папа взял ребенка под мышки, тот подпрыгнул и достал. С помощью благодати Божией человек допрыгивает до своего турника. Без благодати он может ходить в храм годами, но топтаться на месте, не расти, не преодолевать страсти, не перевоспитывать себя. Синергия - соучастие человека и Бога, когда мы вместе работаем над душой и жизнью. Бог человека сделал свободным, и Он не будет ничего в нас менять без нашего участия.

Поэтому надо причащаться, чтобы Тело и Кровь Христа были в нас. Мы соединяемся и на физическом, и на духовном уровне. «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) - вот к чему нас Господь призывает. Конечно, нельзя просто так ходить на причастие, не пытаясь работать над собой. Свою жизнь, повторяю, нужно строить в соответствии с заповедями, тогда постепенно все станет на свои места. Человек постепенно карабкается на свою Голгофу, а там крест, и на нем нужно висеть.

Причащал незадолго до этой беседы одну бабушку, которая несла свой крест - лежала больная, уже как месяц только пила, так как организм не принимал пищу. Тазы, памперсы... Говорить не может, кивает на вопрос, грешная ли, кается ли. Исповедал, а потом волнуюсь, как же она принимать частицу будет, ведь организм уже все отвергает, кроме воды.

Взмолились ее родственница, сиделка и я, и маленькой крошечкой Тела Христова получилось ее причастить. Всем вдруг стало хорошо. Через 12 часов звонит ее родственница и сообщает, что больная отошла ко Господу. Успели в последний момент. То есть, если человек ищет Бога, то Господь бежит к нему навстречу, как отец к блудному сыну из известной притчи.

Часто люди все упирают в «вычитывание» канонов. Да грех надо по-настоящему оставить, бороться с ним насмерть, покаяться. Лишь бы сердце было горячим, нельзя быть теплохладным.

Как поститься?

Мы должны всегда поститься в среду и пятницу, кроме недель, когда даже в эти дни разрешается скоромное. По еде каждый смотрит по своим силам. Но ведь важно поститься и от развлечений, от осуждения, от того дурного, к чему привык - сплетен, например. Среда и пятница - дни молитвенной подготовки. В субботу не обязательно поститься, но если кто-то желает - пожалуйста. А то, бывает, слышу: «ой, я мясо поела». И что, из-за этого без Христа останешься? Священный Синод разрешил тем, кто держит пост в среду и пятницу, а также многодневные посты, причащаться без дополнительных постов.

Приходят на исповедь с тем, что в постный день «были на дне рождения, там угощали, было неудобно отказаться». Как поступить? Смотря, что делал. Просто общался или наелся-напился? Желательно, конечно, в пост от всего уклоняться: «извините, я не могу». Если невозможно, то сиди спокойно, ешь салатик и пригубляй. Разве до дна всегда пить нужно? Вас же не насиловать позвали. Без фанатизма можно время проводить.

«Вы же не моетесь раз в полгода...»

Давайте подытожим. Среда и пятница - дни поста, разумное поведение на неделе и причастие в воскресенье. Если бы все следовали этому, то было бы замечательно - у нас бы были полные храмы, люди слушали проповеди, старались сопротивляться соблазнам. А если посещать храм раз в месяц или в полгода? Но мы же кушаем или моемся не раз в полгода. Мысли, что человек недостоин, - от лукавого. Бывают, конечно, какие-то уважительные причины и обстоятельства, когда нет возможности прийти на вечернюю службу - с ребенком надо сидеть или заболел.

О супружеском посте

Господь благословил брак, но Он благословил дни, когда нужно воздерживаться от супружеской близости - это канун среды, пятницы и воскресенья. Раз Бог сказал, надо доверять. Знаем же, что из-за стола стоит выходить немного голодным, без пресыщения. Так и в супружеских отношениях - не надо пресыщения, не надо крайностей. Всю жизнь мы боремся со славолюбием, сластолюбием и сребролюбием. Надо знать меру, и Церковь во всем призывает к мере. Чуть-чуть поголодавший - во всех смыслах - хорошо кушает, у него хороший аппетит. Поэтому нужно немного разлучиться, поскучать, и какая потом будет прекрасная встреча.

В браке не должно быть тоски, мы должны скучать друг по другу. Бывает, что супруги грызутся, пилят друг друга - так отдохните немного друг от друга, на рыбалку съездите, с подругами пообщайтесь. Господь премудро распределил, что есть ночь и день, весна и осень. Так и в личной жизни должна быть смена.

Как причащаться детям?

Если человек с детства привыкнет причащаться, то, мне кажется, для него это будет как дыхание. Конечно, нужно, чтобы постепенно ребенок начинал понимать смысл Таинства. Но гнать его из-под палки на причастие нельзя, это катастрофа. Вот между этими Сциллой и Харибдой надо проскочить. До 4 лет ребенок может кушать и пить перед Причастием, до 7 - пить воду, после 7 лет уже необходим Евхаристический пост. Можно постепенно в среду и пятницу убирать мясо и сладости. На исповедь гнать не надо, и вообще, самое лучшее - родительский пример.

Все созревает постепенно, как плод. Так и человек должен постепенно поспевать. У нас есть Священное Писание, Священное Предание, где содержатся ответы для каждого. Важно, чтобы человек боролся со своими злыми наклонностями. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно молиться, читать Евангелие, работать над собой и причащаться. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), - сказал Господь.

Поэтому давайте будем снисходительными к слабостям других и жесткими к своим грехам.

Церковь не дает однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше практически ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от частого Причащения “делом диавола”. Сколько раз причащаться – это нужно решать с духовным отцом и надо согласовывать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Во всяком случае, если человек исповедует Православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году - по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже - иначе можно отпасть от Церкви. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда священники благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило. Конечно, причащаться нельзя для “галочки”, ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить. Главное - не самовольничать.

ЧЕМ ПОМОГАЕТ ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРЯ
Священник Александр Дьяченко

Мне одна верующая рассказывала. Давно это было, ещё в начале девяностых. Её мужу сделали операцию, а шансов на то, что он выживет не дали никаких.
– Мне так и сказали, «один процент из ста». Я в то время от веры была совсем далека, а мужа любила и очень не хотела, чтобы он у меня умирал. Только что я могла, бегать по больничным коридорам и давиться слезами?
Тогда мне и посоветовали обратится к одному старенькому батюшке, его храм стоит рядом с больницей. Он меня выслушал и говорит: «Садись рядом с ним и читай. Евангелие читай и Псалтирь. Твоё дело молиться, а жить ему или нет, решать не нам».
Их храма я уходила с надеждой, купила Библию и только потом подумала, а кто меня к нему пустит, в реанимацию-то? Пошла к заведующему отделением, рассказала, что хочу ухаживать за мужем и что получила от здешнего батюшки благословение читать ему Евангелие. К моему удивлению, меня тут же пустили в реанимацию. Скажу больше, читая Священное Писание, я провела там целых три месяца. Мой муж выписался из больницы и прожил ещё десять лет.
Долгое время для меня оставалось загадкой, как врачи терпят моё постоянное присутствие в реанимации, а спросить боялась. Вдруг скажут, а действительно, что-то ты у нас здесь задержалась, и прогонят. Спросила когда уже выписывались.
– А вы заметили, что за все эти месяцы у нас в реанимации никто не умер? Мы ещё раньше обратили внимание на этот феномен. Потому вас сюда и пускали.

Как часто нужно причащаться?

О частом причащении ничего нельзя сказать…

Этот вопрос каждый человек должен решать лично сам для себя. Все зависит от потребностей вашей души. Никто не может определить для вас, как часто нужно Причащаться. Хотя некоторые ориентиры, рекомендации, дать можно.

В Причастии Господь дарует силы на покаяние. Если человек старается всерьез исправить свою жизнь, жить по вере, ради Бога, и причащается слишком редко, то он рано или поздно может просто сломаться от недостатка сил, ибо покаяние требует сил много. Если же человек причащается часто, но не задумывается о происходящем с ним всерьез и не желает покаяния, то он рано или поздно может просто сойти с ума, поскольку без ума подходит к столь страшному Таинству.

Кстати, отсюда можно сделать вывод, что чаще причащаться все же лучше, поскольку жизнь нам вообще дана для покаяния.

КАНОНИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К ЧАСТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ НЕТ. Только дважды в сутки нельзя. Есть каноническое ограничение к редкому Причащению. Если человек не Причащался три недели подряд без…

Вопросы, вопросы, вопросы …..

1. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
2. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
3. Можно ли входить в храм с сумками?
4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
5. Сколько времени надо находиться на службе?
6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
7. Что важно в поклонах и молитве?
8. Как правильно целовать иконы?
9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
10.Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
11.Что означают в молитвах слова «аминь» и «аллилуйя»?
12.Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
13.Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-15991/?stt=665

Протоие рей Димитрий Смирнов: Тот, кто запретил ей причащатьс я, совершил грех, и он ответит за это перед Богом. Вы, Лидия, были свидетелем греха. Поэтому прошу Вас за этого человека (не хочу даже называть его священнико м) помолиться и пролить о нём горячую слезу. Причащатьс я христианин у должно не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. Если человек причащаетс я реже одного раза в год, он уже не является христианин ом. А по Правилам Церкви, кто без уважительн ой причины не причащаетс я три воскресень я, уже должен отлучаться от Церкви. Самая минимальна я частота причащений – раз в месяц. На четвёртое воскресень е уже нужно причащатьс я. Что и подтвержда ет один из новейших святых Отцов Игнатий Брянчанино в. А преподобны й Серафим говорил, что чем чаще причащатьс я, тем лучше.

Протоие рей Александр Березовски й: Если у человека выдался свободный день, и он пришёл в церковь, подготовил ся, соблюл пост, то…

Как часто следует причащаться? Канонические правила Церкви предписывают не уклоняться от Причастия без уважительной причины. В Древней Церкви на Литургии причащались все присутствовавшие: люди приходили на Литургию именно для Причастия, а не для того, чтобы помолиться и уй ти. В византийскую эпоху в тех местах, где Евхаристия совершалась ежедневно, например, в некоторых монастырях, люди могли причащаться даже ежедневно, а там, где Евхаристия совершалась по воскресным дням, как это было в большинстве приходов, причащались раз в неделю. В IV веке святитель Василий Великий, отвечая на вопрос, как часто нужно причащаться, писал: «Хорошо и полезно было бы причащаться каждый день, но мы причащаемся четыре раза в неделю: по средам, пятницам, субботам и воскресеньям”. Минимальный временной промежуток между двумя Причастиями – литургический день: нельзя причащаться чаще одного раза в сутки. Когда мы причащаемся в Великую Субботу, а потом в Пасхальную ночь, то реально промежуток бывает…

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Церковь не дает на этот вопрос однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от святого Причащения «делом диавола».
Со временем нормы благочестия менялись, и далеко не всегда в лучшую сторону. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием (известно, что когда тяжелобольному императору Александру Первому близкие предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох?»). После русской Голгофы ХХ-го века среди христиан возродилось стремление причащаться часто.
Человеку, знающему Евангелие, не надо объяснять, как велика Святыня Тела и Крови Христа, почему без Причастия невозможно Унаследовать жизнь вечную (об этом говорил Сам Господь в беседе в иудеями,…

Как часто причащаться святых таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год. Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое…

№1 (115) / “Правило веры”

Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

Вопрос-ответ

— Если человека в раннем детстве крестила родная верующая бабушка погружением в воде и надела крестик, это крещение правильное?

— Важно, чтобы состоялось троекратное погружение в воду с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Так иногда делают в условиях гонений или угрозы жизни ребенка. Человек, погруженный таким образом в воду, считается крещеным. Но при первой же встрече со священником ему надо обо всем рассказать, чтобы батюшка завершил крещение чином Миропомазания, через которое подается благодать Святаго Духа.

— Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

— В разных условиях по-разному. Ведущий благочестивый и внимательный образ жизни, постник может с благословения духовника причащаться и каждую воскресную литургию или через воскресенье, т. е. два раза в месяц….

Сколько раз в году причащаться

Церковь не дает однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше практически ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от частого Причащения «делом диавола».

Сколько раз причащаться – это нужно решать с духовным отцом и надо согласовывать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил.

Во всяком случае, если человек исповедует Православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году - по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже - иначе можно отпасть от Церкви.

Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от…

Батюшка, меня давно волнует один вопрос, касающийся частого причащения.
Отец Александр, ответьте, пожалуйста, почему мы, в наше время, должны возрождать практику первых веков христианства? Наши предки, от князя Владимира до императора Николая 2, придерживались отнюдь не традиций первых веков, когда причащались 4 раза в год, т.е. на каждом посту. Об этом писал владыка Филарет в своём катехизисе. Значит, на протяжении более 1000 лет наши предки были неправы?
Но если мы будем возобновлять традиции первых веков, то нам нужно в корень менять образ жизни. Первые христиане были настолько непорочны, что могли совершать Евхаристию вне храма. Но когда церковь вышла из катакомб, грех всё больше и больше входил в сердце человека, и церковь призывала всех к покаянию чаще, чем к причащению. Впоследствии появились молитвы, в которых мы просим сотворить нас достойными святого причащения.
Мне кажется, что в наше время, актуальна тема не частого причащения, а частой исповеди….

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается и стискивает зубы?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Для меня ответ на этот вопрос очевиден: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Это слова Христа, с Ним не поспоришь. Поэтому детей причащать нужно, начинать делать это следует как можно раньше и повторять как можно чаще, насколько позволяют обстоятельства.

Обычно, когда женщины меня об этом спрашивают, я отвечаю, что неленивые мамы причащают своих детишек раз в неделю, а ленивые - раз в две недели, затем предлагаю определиться с разрядом, к которому они желают себя причислить, и действовать соответственно.

В Причастии Сам Бог соединяется с…

С кем и как можно говорить о таинстве Евхаристии? Как часто причащаться? Читать ли вслух молитвы анафоры? Своей точкой зрения делится заместитель заведующего Отделением социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Константин Стриевский.

Евхаристия - это таинство. Какие существуют границы, в которых мы можем говорить о ней, во-первых, с Церковью, во-вторых, с нехристианами?

Протоиерей Константин Стриевский

Вопрос, который вы задаете, один из самых трудных. Говорить с людьми о Евхаристии трудно в силу таинственности самой дисциплины. У меня есть некоторый опыт миссионерской практики, и во время миссионерских поездок я на эту тему говорил только во время совершения литургии. Было крайне редко, буквально считанные разы, во время исповеди, во время подготовки к таинству Крещения, или тогда, когда люди тебя сознательно об этом спрашивают.

Я думаю, что с неподготовленными людьми об этом не надо говорить, потому что, если они ничего не хотят…


Художник Андрей Усалёв, 2012 г.

Опыт моего священнического служения не велик. За это непродолжительное время я не раз успел столкнуться с вопросом прихожан - как часто нужно причащаться Святых Христовых Таин? Лично для меня этот вопрос имеет четкий ответ - каждый раз, когда служишь Литургию. Таково правило Православной Церкви - священник должен причащаться всякий раз, когда служит Литургию. В отношении мирян такой определенности нет. В эпоху Древней Церкви христиане подобно священникам причащались на каждой Литургии. Это было связано с тем, что христиане были гонимы язычниками. Последователи Спасителя часто гибли за свою веру, а потому каждое причащение рассматривали как последнее и стремились почаще приобщаться Святых Христовых Таин. С течением веков ситуация менялась. К примеру, начиная с времен правления Петра Первого и вплоть до революции, в Русской Церкви считалось нормой причащаться не чаще одного раза в год. Обычно это происходило Великим постом. Подготовка к причастию занимала обычно около недели, в течение которой наши предки строго постились и ежедневно посещали богослужение. Сегодня ситуация изменилась и многие миряне считают нормой причащаться раз в месяц или даже чаще. Но как обстоит дело в иных Поместных Православных Церквах? Если говорить о Церквах так называемой «греческой традиции»: Константинопольской, Александрийской, Кипрской, Элладской и некоторых других, то здесь положение дел таково. Большая часть прихожан греческих храмов причащается около трех-четырех раз в год. В таком случае подготовка к Причастию занимает от трех дней до недели, в течение которых православные греки соблюдают строгий пост. Если человек ведет серьезную духовную жизнь и желает причащаться чаще, то греческие духовники обычно призывают такого человека соблюдать имеющиеся в календаре посты. А накануне дня причащения просто ограничить себя в пище. Такие люди причащаются два раза в месяц. Кстати, у греков не принято каждый раз исповедоваться перед Причастием. Об этом мы с вами уже как-то говорили.

В Сербской Церкви некоторые приходы придерживаются российских обычаев, некоторые - греческих. Единства практики в отношении частоты причащения мирян у сербов нет. На приходах, тяготеющих к греческой традиции, миряне причащаются без предварительной исповеди, обычно - раз в месяц. На приходах, тяготеющих к русской традиции, миряне приобщаются Святых Таин реже и всегда исповедуются перед Причастием. Печальным выглядит положение дел в Болгарской Церкви. Здесь в результате советской антирелигиозной пропаганды духовная жизнь ослабла. В результате, даже на Литургии, которую совершает Болгарский Патриарх, причастников иногда не бывает совсем. На болгарских приходах можно наблюдать и такую странную картину, когда священник выходит с Чашей из алтаря и тут же заходит назад. Но не по причине отсутствия причастников, а потому, чтобы их причастил диакон, его помощник, уже по окончании богослужения. Самому священнику хочется побыстрее уйти домой. Довольно редко причащаются миряне и в Румынии, но не потому, что как в Болгарии не испытывают в этом духовной нужды, а потому что предельно ответственно относятся к данному вопросу.

По моему личному мнению, наиболее уместной является практика, когда человек причащается раз или два в месяц. Как это установилось на сегодняшний день в России. Делает это осознанно, приступая к Чаше с чистыми сердцем и совестью, воспринимает Причастие как укрепление в ведении серьезной духовной жизни.

Как часто можно причащаться? В древней церкви это делали каждый день, есть и специальное апостольское правило, которое полагало отлучать от церкви тех, кто три недели не причащался. Распространяется ли это на современного верующего? Даже священники не находят однозначного ответа на этот вопрос.

Как было раньше?

В древней церкви все причащались каждый день. Это была мощнейшая поддержка для гонимых христиан. Представьте себе: сколько тогда было мучеников! Они шли на верную смерть. Но их поддерживал Господь, который пребывал в них. Как? Через молитву и Таинство Евхаристии.

Потом причащаться начали один раз в неделю. Возникло апостольское правило, согласно которому человек, не причащавшийся три недели подряд, отлучался от Церкви.

Сегодня большое количество людей, которые называют себя православными христианами, подходят ко Святым Дарам только в посты, иногда — в день рожденья или именины. Есть и те, кто готовится к Евхаристии только один раз в год — в Великий пост. Но как же быть современному человеку: вернуться к истокам или поддержать тенденцию?

Если человек приходит к Церкви, он чувствует необходимость причащаться. Обычно священники благословляют приступать к Дарам не реже одного раза в месяц.

Но чаще или реже — во многом зависит от самого человека.

Святые о частоте причащения

Святые обычно без конкретики отвечают на вопрос о том, как часто можно причащаться. Например, преподобный Серафим Саровский: « Чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин ».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: « О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная ».

Иоанн Златоуст указывает на то, что достойными Причащения людей делают только искренность и чистота души.

Достойны ли мы подходить ко Святым Дарам?

Именно недостоинством объясняют редкое приобщение ко Святым Дарам многие верующие. Да, это действительно весомый аргумент. Ведь это Таинство может послужить не для получение благодати от Бога, а и во осуждение.

Но с другой стороны — чем реже человек причащается, тем больше он увязает в грехе и тем тяжелее ему подготовиться к Таинству Евхаристии.

По себе знаю: найдется куча причин. То позвали на праздник и не было возможности попоститься, то неожиданно приболел, то крупно поссорился с родными или друзьями... Ну что ж, отложу-ка я на другой раз. А дьявол тем самым еще повод найдет.

Мы постоянно будем недостойными, грешными, суетливыми. Но от всего этого нас может избавить Господь, с которым мы соединяемся через Святые Дары.

Одна знакомая часто любит повторять фразу: мы всегда должны быть готовыми к двум вещам — причастию и смерти. Какими сильными были первые христиане, которые приступали к чаше каждый день!

Конечно, с того времени многое изменилось. Люди стали другими. Мир стал другим. А может, мы оттого и такие слабые, что греховно отделяемся от Бога и не воссоединяемся с Ним в Таинстве Евхаристии? Из-за этого и тяжело нам готовиться?

Как готовиться?

Чтобы причаститься, православный христианин должен поститься от трех до семи дней, по возможности посещать богослужения и присутствовать на вечерне перед Литургией, молиться, читать специальное правило и каноны, а также исповедоваться. Кроме этого, нужно понимание сути Таинства и желание причаститься, Евхаристия — это соединение с Богом.

К нему надо готовиться не формальным исполнением правил, а всем своим сердцем. В древней церкви как раз на первом месте и были чистота и искренность. Тогда не существовало такого правила для подготовки.

Люди точно знали, как часто надо причащаться — каждый день. Поэтому готовиться так, как сейчас, было просто невозможно. Кроме того, Евхаристия отделялась от Таинства покаяния. Все это возникло в связи с редким причащением.

Представьте себе: как просто так приобщить к Святым Дарам человека, который целый год не подходил к чаше, закостенел в грехе, не каялся? Надо дать ему время на подготовку, осмысление, покаяние, чтобы он обрел чистоту души и истинно пожелал воссоединиться с Богом.

Вернуть эту традицию Церкви для нас кажется невозможным. Условия и мир сильно изменились. Нам, запятнанным пороками, надо тщательно готовиться к Таинству Евхаристии. Как мы обычно готовимся к приходу гостей? Все чистим, убираем, отмываем, стираем.

А сейчас представьте: вы решили пригласить в свою душу Христа. Но вот только совсем не подготовились к этому визиту: полы не мыты, пыли на палец, через грязные окна даже свет не проступает... И как в такой дом войдет Христос?

***

Вопрос о частоте всегда имеет индивидуальный характер. Святые указывают на то, что чем чаще, тем лучше. Но звать Христа нужно только в убранный дом, в чистое сердце.

Если вас интересуют цифры и сроки, то лучше проконсультироваться с духовником или священником, который вас хорошо знает.
Общая рекомендация — не реже, чем раз в месяц.

Бойтесь одного — сильного греховного загрязнения и приглашения Господа в неубранный дом своей души. И то, и другое имеет негативные последствия.