Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Раскрыть особенность методов астрономии

Задачи урока

  • Научиться изображать и находить на небесной сфере основные круги, линии и точки; использовать знания из раздела «Оптика» курса физики для построения хода лучей в оптической системе телескопа; объяснять устройство и принцип действия телескопов-рефлекторов и телескопов-рефракторов.

Виды деятельности

    Участвовать в диалоге, групповой работе; формулировать научные понятия; использовать актуальные знания для описания новых понятий; строить логичные устные высказывания; использовать информацию, представленную в различных формах; выполнять логические операции ― анализ, обобщение, рефлексию познавательной деятельности.

Ключевые понятия

    Небесная сфера, зенит, надир, отвесная линия, плоскость горизонта, азимут, высота, угловые размеры тел, телескоп-рефрактор, телескоп-рефлектор.
Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к деятельности В ходе беседы необходимо подчеркнуть ценность астрономических знаний.
2 2.1. Актуализация опыта и предшествующих знаний В ходе беседы озвучивается фактический материал, изученный на предыдущем уроке.
3 2.2. Актуализация опыта и предшествующих знаний В ходе обсуждения выявляются известные учащимся факты, подтверждающие зарождение астрономии в глубокой древности.
4 3.1. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности Используя текст, учащиеся анализируют особенности астрономических объектов и требования, которые предъявляются при этом к астрономическим методам.
5 3.2. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности Используя слайд-шоу, учащиеся анализируют особенности астрономических методов и условий проведения исследований, их отличие от методов и условий проведения исследований в других естественных науках.
6 4.1. Открытие нового знания учащимися В ходе обсуждения используется рисунок, вводится понятие «небесная сфера».
7 4.2. Открытие нового знания учащимися Используя рисунок, учащиеся знакомятся с элементами небесной сферы: точками (зенит, надир), линиями (отвесная линия), кругами (горизонт). Вводятся понятия азимута и высоты светила. Все рассмотренные элементы изображаются учителем последовательно на доске, а затем учащимися в тетради. Данная последовательность позволяет учащимся преодолеть трудности в осознании особенностей модели небесной сферы, в работе с теоретическими понятиями.
8 4.3. Открытие нового знания учащимися В ходе обсуждения рисунка анализируются принципы использования кинестетических правил для определения угловых размеров. Учащиеся подводятся к выводу о пределах возможностей для наблюдений, проводимых невооруженным глазом, узнают значение углового разрешения глаза.
9 4.4. Открытие нового знания учащимися Подчеркнув ограниченность использования метода наблюдения из-за ограниченности возможностей человеческого зрения, учитель подводит учащихся к мысли о необходимости применения телескопов. Рисунки иллюстрируют собирание света оптической системой глаза и объективом телескопа, ход лучей в менисковом телескопе, построение изображения в оптической системе рефрактора Кеплера. Учащимся предоставляется возможность представить доклад «Устройство и принцип действия телескопа: рефракторы и рефлекторы». В процессе заслушивания доклада коллективу класса предлагается законспектировать основные тезисы.
10 4.5. Открытие нового знания учащимися Учащиеся представляют доклад «История изобретения телескопа». В обсуждении обращается внимание на устройство первых телескопов, их усовершенствование до современных видов. Демонстрируются изображения телескопов Галилея, Гершеля, Хукера и БТА.
11 4.6. Открытие нового знания учащимися Учащиеся заполняют таблицы, используя текст учебника и тезисы докладов. После заполнения таблиц необходимо организовать обсуждение результатов.
12 4.7. Открытие нового знания учащимися Учитель демонстрирует изображения современных космических и наземных обсерваторий, указывает на всеволновость современных телескопов. Учащиеся представляют доклад «Современные телескопы», остальным учащимся предлагается законспектировать основные тезисы.
13 4.8. Открытие нового знания учащимися Учащиеся заполняют таблицу, используя текст учебника и тезисы доклада. После заполнения таблицы необходимо организовать обсуждение результатов.
14 5. Включение нового знания в систему В ходе обсуждения вопросов акцентируется внимание на границах применимости каждого из диапазонов электромагнитного излучения для получения информации о космических объектах.
15 6. Рефлексия деятельности В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на ценности метода наблюдений в астрономии, широте его возможностей, обусловленной использованием всех диапазонов электромагнитного излучения для получения информации о космических объектах.
16 7. Домашнее задание

Учитель МБОУ СОШ №4 г. Георгиевска Ставропольского края

Козманова Вероника Сергеевна

УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

Урок 1. Что изучает астрономия

Класс: 11

Цели урока

Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

Основной материал

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. Методические акценты урока.

Организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии. Далее, продолжая беседу, важно подвести учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:

- сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени - сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис - предвестника разлива Нила);

- потребности в расширении торговли , в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли - Финикийская звезда);

- эстетические и познавательные потребности , потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии - от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.

Данное задание можно дать учащимся в качестве самостоятельной работы. Обсуждение результатов самостоятельной работы завершается обсуждением масштабов Вселенной.

Задание 1 учебника может быть выполнено в микрогруппах. При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновение и взаимовлияние научных областей:

- математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);

- физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);

- химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существование сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т. д.);

- биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);

- география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);

- литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).

Домашнее задание. § 1. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета.

Темы проектов

1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

4. Связь астрономии и химии (физики, биологии).

Интернет-ресурсы

http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshtabov_Vselennoy_v.2.swf - Оценка соотношения размеров различных объектов.

Этот предмет изучается в курсе средней общеобразовательной школы в старших классах после изучения основных закономерностей математики и физики. При составлении конспектов уроков по астрономии учитель должен четко понимать, что такое астрономия, как предмет изучения, который нужно в доступной форме преподнести учащимся.

Цель этих уроков – формирование понятия о космических явлениях, изучение движения космических тел. Задачи, которые ставит перед собой учитель, являются общеобразовательными, воспитательными и развивающими.

В процессе планирования конспекта урока ставятся цели формирования понятий о законах движения космических тел в центральном поле тяготения (Законы Кеплера), о траекториях движения (орбитах) космических тел и их основных характеристиках, об астрономических единицах измерения межпланетных расстояний. Таким образом, формируется научное мировоззрение в ходе знакомства с историей человеческого познания, и поясняются причины небесных явлений, обусловленных движением космических тел. Учитель развивает умение решать задачи на применение законов движения космических тел. А ученики должны выучить эти законы, которые действуют в центральных полях тяготения Кеплера, а также выяснить связи между формой орбиты и скоростью движения космических тел. В процессе обучения учащийся должен научиться решать задачи на применение полученных знаний.

Википедия(ru.wikipedia.org)

Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. В частности, астрономия изучает Солнце и другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники, экзопланеты, астероиды, кометы, метеориты, межпланетное вещество, межзвёздное вещество, пульсары, чёрные дыры, туманности, галактики и их скопления, квазары и многое другое. Астрономия - одна из древнейших наук. Доисторические культуры и древнейшие цивилизации оставили после себя многочисленные астрономические артефакты, свидетельствующие о знании ими закономерностей движения небесных тел. В качестве примеров можно привести додинастические древнеегипетские монументы (англ.)русск. и Стоунхендж. Первые цивилизации вавилонян, греков, китайцев, индийцев и майя уже проводили методические наблюдения ночного небосвода. Но только изобретение телескопа позволило астрономии развиться в современную науку. Исторически астрономия включала в себя астрометрию, навигацию по звёздам, наблюдательную астрономию, создание календарей и даже астрологию. В наши дни профессиональная астрономия часто рассматривается как синоним астрофизики.

При планировании учебного материала по астрономии предполагаются следующие моменты: организационный, проверка домашнего задания (устные ответы учащихся, письменные тесты), актуализация темы занятия (фронтальный опрос, беседа).

При объяснении нового материала учителю необходимо сформулировать понятие о движении космических тел и законах Кеплера. Это может быть лекция. Во время лекции учащиеся делают записи на листах опорного конспекта. Формируются понятия о движении космических тел и законах Кеплера, который установил три закона движения планет относительно Солнца. При записи лекции учащиеся знакомятся со слайдами, которые иллюстрируют слова учителя. После знакомства с закономерностями учитель обязательно отмечает, что Кеплер лишь описал, как движутся планеты, но не объяснил причин движения. Это удалось сделать лишь во второй половине 17 века Исааку Ньютону.

При написании конспектов уроков по астрономии на темы «Звездное небо» и «Небесные координаты и звездные карты» очень уместной является экскурсия в обсерваторию, где можно воочию наблюдать изучаемые объекты. От трудов Аристотеля, Птолемея, Коперника, Джордано Бруно, Тихо Браге, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Галилео Галилея до трудов В.Я.Струве, Э.Хаббла, А.Эйнштейна, О.Ю.Шмидта, Фреда Хойла были открыты и описаны законы и теории, объясняющие законы движения небесных тел. Объяснения их в обсерватории будут более впечатляющими.

При написании конспекта по астрономии молодой учитель может использовать методические разработки, презентации и конспекты, которые найдет на сайтах или в монографиях библиотеки. В настоящее время в помощь учителям астрономии выпущены пособия и конструкторы уроков, которые представляют собой интерактивную среду разработки технологических карт уроков. Такой конструктор разработан таким образом, чтобы максимально сократить время проектирования урока. При этом не отодвигаются на второй план творческие способности и возможности учителя в подготовке к уроку.

Видео конспект урока по астрономии

Музыка для конспекта урока по астрономии

;