Очень типичным для этой формы является внешний вид больного - красные и сухие кожные покровы, лихорадочный блеск в глазах, сухой язык. Больные возбуждены, мечутся (иногда в пределах постели ), проявляют негативизм. Иногда фебрильная шизофрения может протекать с помрачением сознания. Крайне тяжелые случаи протекают с явлением токсидермии, при которой на коже образуются серозные, гнойные и геморрагические пузыри. Смертность при этой форме очень высока и составляет от 10 до 50 процентов. Длительность приступа варьирует от нескольких часов до нескольких недель.

Шизофрения в виде затяжного пубертатного приступа
Это одноприступная шизофрения, которая развивается с характерными для подросткового периода синдромами. Течение этой формы относительно благоприятное.

Дебютирует она в юношеском возрасте, часто с проявления гебоидного синдрома. Этот синдром характеризуется искажением эмоциональных и волевых особенностей личности. Проявляется он в извращении влечений, в первую очередь, сексуальных, и в крайнем эгоцентризме. Высшие нравственные установки (понятия добра и зла ) и эмоции (сострадание ) утрачиваются, возникает склонность к антисоциальным поступкам. Пропадает интерес к любой деятельности (прежде всего к учебе ), возникает оппозиция к любым установленным нормам поведениям, общепринятым взглядам. Поведение становится грубое, неадекватное и немотивированное. Стоит отметить, что, несмотря на утрату интереса к учебе, интеллектуальные способности остаются.

Первый этап этого состояния начинается в 11 - 15 лет и длится 2 - 3 года. Второй этап начинается в 17 - 18 лет и проявляется развернутой клинической картиной этого синдрома. Состояние подростков на этом периоде полностью декомпенсируется, а в поведении преобладает изощренная жестокость, агрессия и истерические реакции.
На третьем этапе (19 - 20 лет ) происходит стабилизация состояния и отсутствие дальнейших осложнений. Состояние стабилизируется на уровне предшествующего этапа. Пациенты начинают регрессировать в психическом развитии, и создается впечатление, что они «не взрослеют». На четвертом этапе, который начинается с 20 - 25 лет, происходит обратное развитие состояния. Сглаживаются поведенческие расстройства, утрачивается негативизм и склонность к антисоциальным действиям. Остаются лишь периодические смены настроения и вспышки гнева.

Кроме гебоидного синдрома могут наблюдаться дисморфофобический и психастенический. В первом случае молодые люди беспокоятся по поводу массы тела, формы носа, грядущем облысении, каких-то родимых пятен и так далее. Это беспокойство сопровождается истерическими реакциями, уходом в депрессию. Во втором случае выявляются навязчивые идеи, страхи (фобии ), тревожная мнительность.

Детская шизофрения

Детская шизофрения составляет одну пятую всех психозов шизофренического спектра. По течению это, как правило, непрерывно текущая форма. Шубообразная и рекуррентная форма шизофрении занимает промежуточное состояние.

Наиболее злокачественной формой является шизофрения детского раннего возраста. Ее симптомы становятся наиболее отчетливыми к 3 - 5 годам. Болезнь начинается с отчуждения к близким родственникам и потери интереса к окружающему миру. Вялость и апатия сочетаются с упрямством и некой враждебностью. Возникают неврозоподобные состояния - появляются страхи, тревога, колебания настроения. Поведение характеризуется дурашливостью, маньеризмом, явлениями эхолалии (повторением слов ) и эхопраксии (повторением действий ). Также преобладает резкий негативизм - ребенок делает все наоборот. В то же время наблюдается амбивалентность - радость резко сменяется плачем, возбуждение переходит в апатию. Игры детей приобретают примитивный характер - игра с ниткой, колесиком, собирание каких-то предметов.

На фоне этих изменений появляются основные симптомы шизофрении - замедление психического развития, эмоциональное обеднение, аутизация (появление симптомов аутизма ). В возрасте 5 лет появляется развернутая клиническая картина - появляются галлюцинации (зрительные и обонятельные ), выраженные аффективные нарушения. Галлюцинации при этом рудиментарны (в начальной стадии ), а если появляется бред, то он тоже не систематизирован и фрагментарен. Поскольку интеллектуальные способности регрессируют, и ребенку трудно выражать свои мысли, то чаще всего формируется бредовое настроение. Оно выражается в подозрительности и недоверии, которые не приобретают вербального оформления. Очень быстро развивается состояние дефекта. Через 2 - 3 года регрессирует речь и приобретенные до этого навыки, поведение становиться примитивным. Появляется так называемый «олигофренический (слабоумный ) компонент».

Основными особенностями ранней детской шизофрении является быстрое развитие личностного и интеллектуального дефекта с ярко выраженными симптомами аутизма.
Не так злокачественно протекает шизофрения, начавшаяся в более позднем возрасте - после 5 - 7 лет. Олигофренический компонент выражен не так сильно, но, в то же время, наблюдаются нарушения адаптации и психическая незрелость.

Диагностика шизофрении

Поскольку происхождение шизофрении многогранно и до сих пор точно неизвестно, на сегодняшний день не существует каких-либо специфических тестов или инструментальных методов для диагностики этого заболевания.
Диагноз ставится на основе подробного изучения истории болезни пациента, его жалоб, а также данных, которые предоставляют его родственники, друзья и социальные работники.

В то же время в постановке диагноза врач учитывает стандартизированные диагностические критерии. Эти критерии представлены двумя основными системами - Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10 ), разработанной ООН, и Справочник по диагностике психических расстройств (DSM-V ), разработанный Американской Психиатрической Ассоциацией.

Критерии диагностики шизофрении по МКБ-10

Согласно этой классификации приступ шизофрении должен длиться не менее полугода. Симптомы шизофрении должны присутствовать постоянно - в быту, на работе. Диагноз шизофрении не должен ставиться на фоне тяжелых поражений мозга или на фоне депрессии.

МКБ выделяет две группы критериев - первого и второго ранга.

Критериями первого ранга при шизофрении являются:

  • звучание мыслей (пациенты интерпретируют это как «эхо мыслей» );
  • бред воздействия, влияния или другие бредовые восприятия;
  • слуховые галлюцинации (голоса ) комментирующего характера;
  • бредовые идеи, которые нелепы и вычурны.

Согласно МКБ должен присутствовать хотя бы один из этих симптомов. Симптом должен быть четко выражен и присутствовать не менее месяца.

Критериями второго ранга при шизофрении являются:


  • постоянные, но неярко выраженные галлюцинации (тактильные, обонятельные и другие );
  • прерывание мыслей (особенно заметно при разговоре, когда человек внезапно останавливается );
  • явления кататонии (возбуждение или ступор );
  • негативные симптомы - апатия, эмоциональная тупость, изолированность;
  • поведенческие расстройства - бездеятельность, самопоглощенность (пациент занят исключительно своими мыслями и переживаниями ).

Этих симптомов при постановке диагноза должно быть как минимум два, и они также должны длиться не менее месяца. В диагностике шизофрении особое значение приобретает клиническое наблюдение за пациентом. Осуществляя наблюдение за больным в условиях стационара, врачу становится более понятна природа жалоб пациента. Особенно важно проанализировать общение больного с другими пациентами, с персоналом, с врачом. Нередко пациенты пытаются скрыть расстройства восприятия (голоса ), что удается выявить только при детальном наблюдении за пациентом.

Большую диагностическую значимость приобретает и внешний вид больного, особенно его мимика. Последняя нередко является зеркалом его внутренних переживаний. Так, она может выражать страх (при повелительных голосах ), гримасничанье (при гебефренической шизофрении ), отстраненность от внешнего мира.

Критерии диагностики шизофрении по DSM-V

Согласно этой классификации симптомы должны длиться не менее 6 месяцев. При этом должны наблюдаться изменения поведения дома, на работе, в обществе. Изменения могут касаться ухода за собой - пациент становится неряшлив, игнорирует гигиену. Должна быть исключенная неврологическая патология, умственная отсталость или маниакально-депрессивный психоз . Отчетливо должен наблюдаться один из нижеперечисленных критериев.

Диагностическими критериями шизофрении по DSM-V являются:
Характерные явления - должны наблюдаться не менее месяца, и для постановки диагноза необходимо 2 и более симптома.

  • бред;
  • галлюцинации;
  • нарушенное мышление или речь;
  • явления кататонии;
  • негативная симптоматика.

Социальная дезадаптация - наблюдаются изменения во всех сферах жизнедеятельности пациента.

Устойчивость симптоматики - симптомы болезни очень устойчивы и длятся на протяжении полугода.

Исключена тяжелая соматическая (телесная ), неврологическая болезнь. Также исключен прием психоактивных веществ.

Отсутствуют глубокие аффективные расстройства, в том числе депрессия.

Диагностика различных форм шизофрении

Форма шизофрении Критерии диагностики
Параноидная шизофрения Обязательно наличие бреда:
  • преследования;
  • величия;
  • воздействия;
  • высокого происхождения;
  • особого предназначения на земле и так далее.
Присутствие голосов (осуждающих или комментирующих ).
Гебефреническая шизофрения Двигательно-волевые расстройства:
  • дурашливость;
  • эмоциональная неадекватность;
  • беспочвенная эйфория.
Следующая триада симптомов:
  • бездействие мыслей;
  • эйфория (непродуктивная );
  • гримасничанье.
Кататоническая шизофрения Явления кататонии:
  • ступор;
  • возбуждение (переход от одного к другому );
  • негативизм;
  • стереотипии.
Недифференцированная форма Включает признаки параноидной, гебефренической и кататонической шизофрении. Большое разнообразие симптомов делает невозможным определение формы заболевания.
Резидуальная шизофрения
  • Негативные симптомы в эмоциональной сфере (эмоциональная сглаженность, пассивность, снижение навыков коммуникации );
  • Наличие в прошлом хотя бы одного психотического эпизода (обострения ).
Простая форма шизофрении
(не включена в американскую классификацию болезней)
  • начало заболевания в 15 - 20 лет;
  • снижение эмоционально-волевых качеств;
  • регресс поведения;
  • изменение личности.

Необходимо отметить, что данный список симптомов присутствует в уже развернутых клинических формах шизофрении. Тогда постановка диагноза не составляет затруднений. Однако на начальных этапах болезни симптомы стерты и проявляются с различной периодичностью. Поэтому очень часто при первичной госпитализации врачи ставят диагноз шизофрении под вопросом.

Диагностические тесты и шкалы

Иногда, чтобы «раскрыть» пациента применяются различные диагностические тесты. В них мышление пациента открывается наиболее ярко (при условии, что пациент сотрудничает с врачом ), а эмоциональные расстройства выходят наружу. Также пациент может ненароком рассказать о своих переживаниях и о подозрениях.

Тесты и шкалы, применяемые в диагностике шизофрении

Тест Направление Задача пациента
Тест Люшера Исследует эмоциональное состояние больного. Пациенту предлагают карточки с 8 цветами, которые он должен выбрать в последовательности по предпочтению. Каждый цвет имеет свою интерпретацию.
Тест MMPI Многопрофильное исследование личности пациента по 9 основным шкалам - ипохондрии, депрессии , истерии, психопатии, паранойи, шизофрении , социальной интроверсии. Тест состоит из 500 вопросов, разделенных по шкалам, на которые пациент отвечает «да» или «нет». На основе этих ответов формируется профиль личности и ее особенности.
Методика незаконченных предложений Исследуется отношение пациента к себе и к окружающим. Пациенту предлагается предложения с различной тематикой и ситуациями, которые он должен закончить.
Тест Лири Исследование своего «Я» и идеального «Я» Пациенту дается 128 суждений. Из них он выбирает те, которые, по его мнению, относятся к нему.

Тест ТАТ

Исследует внутренний мир пациента, его мысли и переживания. Предлагаются фотографии, на которых изображены ситуации с различным эмоциональным контекстом. Пациент должен составить по этим карточкам рассказ. Параллельно врач делает анализ ответов пациента и составляет картину его межличностных отношений.
Шкала Карпентера Оценивает психический статус пациента. Содержит 12 признаков коррелирующих (взаимосвязанных ) с шизофренией. Признаки, исключающие шизофрению, помечены знаком « - », те, включающие - знаком « + ».
Шкала PANSS Оценивает позитивные и негативные симптомы шизофрении. Симптомы разделены на шкалы - позитивную, негативную и общую. Врач задает вопросы пациенту касательно его состояния, переживаний и отношений с окружающими. Выраженность симптомов оценивается по семибалльной шкале.

Тест Люшера

Что такое тест Люшера, какие цвета входят в него?

Тест Люшера относится к косвенным методикам изучения личности. Он позволяет получить сведения об особенностях личности через оценку определенных характеристик и отдельных составляющих - эмоции, уровень самоконтроля, акцентуация характера. Автором этого теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Он также является автором книг «Цвет вашего характера», «Какого цвета ваша жизнь» и другие. Макс Люшер впервые выдвинул теорию что цвет - является важным инструментом диагностики. После этого он предложил теорию цветовой диагностики, которая лежит в основе его теста.

В ходе тестирования человеку предлагаются карточки, на которых изображены прямоугольники, окрашенные в различные цвета. Основываясь исключительно на личном предпочтении к тому или иному оттенку, обследуемый должен в определенном порядке выбрать несколько цветов.

Основная философия данного теста заключается в том, что цветовые предпочтения (то есть выбор цвета ) осуществляются субъективно, в то время как восприятие цвета происходит объективно. Субъективно переводится как « с точки зрения субъекта», в данном случае человека который проходит тест. Субъективный выбор - это выбор на уровне эмоций и чувств пациента на данный момент. Объективно - это значит независимо от сознания и восприятия пациента. Различие в восприятии и предпочтении позволяет измерить субъективное состояние тестируемого человека.

В тесте используется четыре основных и четыре дополнительных цвета, каждый из которых символизирует определенные эмоции. Выбор того или иного цвета характеризует настроение, некоторые устойчивые черты, наличие или отсутствие тревожности и так далее.

Когда и как проводят тест Люшера?

Тест Люшера - это исследование, которое применяется в психологии и психотерапии, для того чтобы выявить черты, определяющие личность человека. Также этот анализ позволяет установить коммуникативные навыки испытуемого, устойчивость к стрессу, склонность к определенному роду деятельности и другие моменты. В случае если человек пребывает в состоянии тревожности, тест поможет установить причины, вызывающие беспокойство.

Тест Люшера часто применяется работодателями, для того чтобы оценить те или иные качества потенциального кандидата на замещение существующих вакансий. Отличительной чертой этого исследования является небольшой временной промежуток, необходимый для его проведения.

Как проводится тест?

Для проведения этого теста используются специальные цветовые таблицы, которые называются стимульным материалом. Психодиагност (человек, проводящий тестирование ) предоставляет обследуемому лицу возможность выбрать те или иные цвета в определенной последовательности, а затем на основании выбора делает заключение о психическом состоянии человека, его навыках и чертах личности.

Стимульный материал для цветового теста

Существует 2 типа цветовых таблиц, которые могут использоваться для проведения теста Люшера. Полное исследование проводится на базе 73 оттенков цвета, которые разбиты на 7 цветовых таблиц. Такой анализ применяется в тех случаях, когда другие методы диагностики личности не используются. Второй вариант цветового теста проводится при помощи одной таблицы, которая включает в себя 8 цветов. Данные, получаемые в итоге полного исследования, не многим отличаются от информации, которую можно получить при помощи короткого теста. Поэтому в большинстве случаев в современной психологии применяется короткий цветовой тест на базе одной таблицы. Первые 4 цветовые оттенка из этой таблицы относятся к основным цветам, остальные 4 - к дополнительным цветам. Каждый цвет символизирует состояние, чувство или стремление человека.

Различают следующие значения основных цветов при проведении теста Люшера:

  • синий (чувство удовлетворенности и спокойствия );
  • зелено-синий (настойчивость, упорство );
  • красно-оранжевый (возбуждение, склонность к агрессии, сильная воля );
  • желтый (активная социальная позиция, склонность к бурному проявлению чувств );
  • серый (нейтральность, апатия );
  • коричневый (отсутствие жизненной силы, необходимость в отдыхе );
  • фиолетовый (необходимость в самовыражении, конфликт противоположностей );
  • черный (протест, завершение, тревога ).

Вышеуказанные значения являются общими и представлены в ознакомительных целях. Конкретное значение цвета при составлении характеристики определяется тем, каким по счету опрашиваемый указал этот цвет, и какие цвета находятся по соседству.

Схема проведения цветового теста

Тест следует проводить при дневном освещении, предотвратив попадание прямых солнечных лучей на цветовые карточки. Перед началом исследования психодиагност объясняет опрашиваемому лицу принцип проведения теста. При выборе цвета пациент должен опираться только на свои предпочтения на момент проведения анализа. То есть, когда психолог попросить выбрать цветовую карточку, опрашиваемый не должен выбирать цвет, который ему подходит или соответствует, например, оттенку его одежды. Пациент должен указать тот цвет, который импонирует ему больше всех среди остальных представленных цветов, не объясняя причину своего выбора.

После объяснения психодиагност выкладывает на стол карточки, смешивает их и переворачивает цветовой поверхностью вверх. Затем просит пациента выбрать один цвет и отложить карточку в сторону. Потом карточки снова перемешиваются, и обследуемый должен заново выбрать цвет, который нравится ему больше всего среди оставшихся 7 карточек. Процедура повторяется до тех пор, пока не закончатся карточки. То есть по завершении этого этапа у пациента должно быть 8 цветовых карточек, среди которых первая, выбранная им, должна ему нравиться больше всего, последняя - меньше всего. Психолог записывает цвета и последовательность, с которой вытаскивались карточки.
Спустя 2 - 3 минуты психодиагност смешивает все 8 карточек и заново просит выбрать пациента наиболее привлекательный цвет. При этом психолог должен пояснить, что целью теста не является проверка памяти, поэтому не следует вспоминать, в какой последовательности карточки выбирались на первом этапе теста. Обследуемый должен выбирать цвета так, как будто видит их в первый раз.

Все данные, а именно цвета и последовательность, с которой они выбирались, заносятся психодиагностом в таблицу. Карточки, выбранные на первом этапе теста, позволяют определить состояние, к которому стремится обследуемый человек. Цвета, указанные на втором этапе, отображают реальное положение вещей.

Какими могут быть результаты теста Люшера?


В результате тестирования пациент распределяет цвета по восьми позициям:


  • первая и вторая - явное предпочтение (записывается знаками «+ );
  • третья и четвертая - просто предпочтение (записывается знаками « x x» );
  • пятая и шестая - безразличие (записывается знаками « = =» );
  • седьмая и восьмая - антипатия (записывается знаками « - -» ).

В то же время, цвета также кодируются соответствующими цифрами.

Существует следующая нумерация цветов по тесту Люшера:

  • синий - 1;
  • зеленый - 2;
  • красный - 3;
  • желтый - 4;
  • фиолетовый - 5;
  • коричневый - 6;
  • черный - 7;
  • серый - 0.

Психолог (психодиагност, психотерапевт ), проводящий тест, нумерует цвета по соответствующим позициям и далее приступает к трактовке результатов.

Для наглядности можно рассмотреть следующую примерную схему результатов теста:

+ + - - x x = =
2 4 3 1 5 6 7 0
Пояснения : в данном случае тестируемый выбрал желтый и зеленый цвет как явное предпочтение, красный и синий - просто предпочтение, к фиолетовому и черному он равнодушен, а вот к серому и черному цвету он питает антипатию.

При интерпретации результатов учитывается не только выбор предпочтительного цвета и что он означает, но и сочетание выбранных цветов.

Интерпретация результатов теста Люшера

Основной цвет
Позиция

Интерпретация
Синий + Говорит о том, что пациент везде и во всем стремится к спокойствию. При этом активно избегает конфликтов.

Сочетание с фиолетовым цветом говорит о небольшом уровне тревожности, а с коричневым цветом - о повышенной тревожности.

- Интерпретируется как сильное напряжение и состояние, близкое к стрессу.

Сочетание с черным цветом - угнетение, ощущение безвыходной ситуации.

= Указывает на поверхностные и неглубокие отношения.
x Означает готовность тестируемого человека к удовлетворению.
Зеленый + Указывает на позитивный настрой пациента, стремление к активной деятельности.

Сочетание с коричневым цветом говорит в пользу чувства неудовлетворенности.

- Является индикатором угнетенного и даже несколько депрессивного состояния.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на депрессивное состояние, а с серым цветом на повышенную раздражительность и гневливость.

= Говорит о нейтральном отношении к социуму (обществу ) и отсутствии притязаний.
x Оценивается как высокий уровень самообладания.
Красный + Говорит о том, что пациент активно стремится к деятельности, к преодолению задач и в целом настроен оптимистично.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на стремление быть в центре внимания и производить впечатление.

- Указывает на состояние близкое к депрессии, стрессу, поиск выхода из сложившейся ситуации.

Сочетание серым цветом расценивается как нервное истощение, бессилие, иногда сдерживаемая внутри агрессия.

= Оценивается как отсутствие желаний и повышенная нервозность.
x Говорит о том, что у тестируемого пациента в жизни, возможно, наблюдается застой, что вызывает в нем некую досаду.
Желтый + Указывает на положительный настрой и необходимость в самоутверждении.

Сочетание с серым цветом указывает на стремление убежать от проблемы.

- Интерпретируется как чувство тревоги, обиды и разочарования.

Сочетание с черным цветом указывает на настороженность и напряженность.

= Говорит о повышенном критическом отношении к социуму.
x Указывает на готовность к отношениям.
Фиолетовый + Потребность в чувственном самовыражении. Также указывает на то, что человек находится в состоянии интриги.

Сочетание с красным или синим цветом трактуется как любовное переживание.

- Говорит о том, что человек рационален и не склонен к фантазированию.
= Указывает на то, что человек находится в состоянии стресса, из-за своих же необдуманных действий.
x Говорит о том, что тестируемый очень нетерпелив, но, в то же время, стремится к самоконтролю.
Коричневый + Указывает на то, что человек напряжен и возможно испытывает страх.

Сочетание коричневого и красного цвета говорит о том, что человек стремится к эмоциональной разрядке.

- Интерпретируется как отсутствие жизненного восприятия.
= Говорит о том, что тестируемый нуждается в отдыхе и уюте.
x Интерпретируется, как неспособность получать удовольствие.
Черный + Указывает на негативный эмоциональный фон тестируемого человека и на то, что он стремится уйти от проблем.

Сочетание с зеленым цветом указывает на возбуждение и агрессивное отношение к окружающим.

- Интерпретируется, как желание получить поддержку со стороны окружающих.
= Указывает на то, что человек находится в поиске и что он близок к фрустрации (к состоянию расстроенных замыслов ).
x Говорит об отрицании своей судьбы и о том, что тестируемый хочет скрыть свои истинные чувства.
Серый + Указывает на то, что человек ограждает себя от внешнего мира и что он не хочет быть познанным.

Сочетание серого с зеленым цветом говорит о том, что тестируемый испытывает враждебность и хочет отделиться от социума (общества ).

- Интерпретируется, как стремление приблизить и подчинить все себе.
= Указывает на стремление человека выйти из неудачно сложившейся ситуации.
x Говорит о том, что тестируемый пытается противостоять отрицательным эмоциям.

Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Люшера?

Необходимо сразу отметить, что на основании данного теста невозможно однозначно поставить диагноз. Тест Люшера, как и другие проективные тесты, используется в комплексе с другими методами диагностики психических состояний - наблюдением, опросом и дополнительными шкалами. Аналогом проективных тестов в психиатрии является фонендоскоп в терапии. Так, для того чтобы прослушать легкие, врач-терапевт прибегает к помощи фонендоскопа. Услышав в легких хрипы, он может предварительно предположить диагноз бронхита или пневмонии. Так и в психодиагностике. Тест является лишь способом анализа некоторых характеристик личности. Результаты теста позволяют дать более полную картину об эмоциональном состоянии пациента, иногда об его наклонностях. Далее это суммируется к уже добытой врачом информации для получения наиболее полной клинической картины.

Допустим, тест выявил угнетенный и тревожный эмоциональный фон пациента. Это суммируется к ранее выявленным анамнестическим данным, например, к недавно пережитому разводу. Дополнительно врач может провести тест для оценки депрессии , используя шкалу Гамильтона. Вдобавок ко всему этому на помощь могут прийти данные наблюдения за больным - его избегающее поведение, нежелание общаться, потеря интереса к окружающему миру. Все это может вылиться в такой диагноз как депрессия.

Таким образом, тест Люшера является вспомогательным методом диагностики аффективных (эмоциональных ) расстройств, но не более. Также он может определить наиболее устойчивые черты личности пациента, уровень тревоги и противоречий. Наличие высокого уровня тревоги может говорить о тревожном расстройстве, посттравматическом расстройстве.

Как и остальные тесты, тест Люшера ориентирован на качественную (но не количественную ) оценку. Например, он может указывать на наличие депрессивного настроения, но не показывает, насколько выражена депрессия. Поэтому для получения объективного результата тест Люшера дополняется другими количественными тестами и шкалами. Например, шкалой для оценки депрессии и тревоги. Только после этого врач может выдвинуть предположительный диагноз.

Эти тесты не являются обязательными, и на их основании диагноз шизофрении не ставится. Однако они помогают выявить эмоциональные, аффективные и другие нарушения. Также они используются в оценке эффективности лечения (шкала PANSS ).

Лечение шизофрении

Как можно помочь человеку в данном состоянии?

Помощь больным шизофренией должна оказываться семьями, социальными работниками, работниками дневных стационаров и, конечно же, лечащим врачом. Основная цель - это установление стойкой и длительной ремиссии. Также делается все, для того чтобы негативные симптомы болезни появились как можно позже.

Для этого необходимо следить за периодами обострения и корректно их купировать (то есть «пролечивать» ). Для этого рекомендуется госпитализация в соответствующие учреждения при появлении первых симптомов обострения. Своевременная госпитализация позволит избежать затяжного психоза и предотвратить его осложнения. Полноценное стационарное лечение является залогом длительной ремиссии. В то же время длительное пребывание в стационаре ведет к недостатку социальной стимуляции и изолированию пациента.

Психологически-социальная терапия и поддержка
После устранения острого психотического состояния начинается этап социальной терапии и поддержки, основную роль в которой осуществляют родственники больного.
Этот этап очень важен в реабилитации больных, так как помогает предотвратить преждевременное развитие дефекта. Он может включать самые различные виды психотерапии (арт-терапию, трудотерапию, когнитивные тренировки ), различные проекты и движения.

Когнитивные тренировки направлены на обучение пациента новым навыкам переработки информации. Пациент обучается адекватно интерпретировать происходящие с ним события. Модели когнитивной терапии могут быть ориентированы как на формирование суждений, так и на содержание этих суждений. В ходе этих тренировок проводится работа над вниманием пациента и его мышлением. Пациент рассказывает о своих ощущениях и интерпретациях, а терапевт в то время прослеживает эти симптомы и определяет, где произошло искажение. Например, пациент слышит, как его просят передать какой-то объект (книгу, билет ), в то время как он сам думает об этом. Это порождает ложное суждение о том, что люди могут читать его мысли. В конечном итоге формируется бредовая идея о преследовании.

В социализации пациентов не менее важна и семейная терапия. Она направлена на обучение и родственников больного, и самого пациента, а также на формирование у них новых навыков. Метод рассматривает межличностные связи и отношения в семье.

В западных странах альтернативным подходом к лечению шизофрении является сотерия. Данный подход использует непрофессиональный персонал и низкие дозы нейролептика. Для его реализации создаются специальные «дома-сотерии», где происходит лечение пациентов. Движения в пользу дестигматизировать («снять ярлык» ) психических больных периодически проводятся такими организациями как Paranoia Network, Hearing Voices Network.

Психологическая адаптация позволяет пациентам с шизофренией реализовать себя - окончить учебное заведение, начать работать. Поскольку дебют шизофрении приходится на решающий для карьеры возраст (18 - 30 лет ), то разрабатываются специальные программы по профориентации и обучению таких пациентов.

Все большее распространения получают группы взаимопомощи для пациентов и их родственников. Знакомства, которые завязываются в этих группах, способствуют дальнейшей социализации пациентов.

Медикаментозное лечение

Медикаменты, которые используются в лечении шизофрении, называются антипсихотиками или нейролептиками. Это группа лекарств представлена широким спектром медикаментов с разнообразной химической структурой и спектром действия.
Нейролептики принято делить на старые (типичные ) и новые (атипичные ). В основе этой классификации лежит принцип действий на те или иные рецепторы.

Типичные (классические, старые ) нейролептики
Типичные нейролептики преимущественно связываются с D2-дофаминовыми рецепторами и блокируют их. Результатом этого является выраженный антипсихотический эффект и редукция позитивной симптоматики. Представителями типичных нейролептиков являются аминазин, галоперидол, тизерцин. Однако эти препараты отличаются разнообразными побочными эффектами. Вызывают злокачественный нейролептический синдром, двигательные расстройства. Обладают кардиотоксичностью, что существенно ограничивает их применение у пожилых людей. Тем не менее, они остаются препаратами выбора при острых психотических состояниях.

Атипичные (новые ) нейролептики
Эти препараты в меньшей степени действуют на дофаминовые рецепторы, но в большей на серотониновые, адреналиновые и другие. Как правило, у них мультирецепторный профиль, то есть они оказывают действие одновременно на несколько рецепторов. В результате у них наблюдается гораздо меньше побочных эффектов, связанных с блокадой дофамина, но менее выраженный антипсихотический эффект (данное мнение разделяют не все специалисты ). Также они оказывают противотревожное действие, улучшают когнитивные способности, проявляют антидепрессивный эффект. Однако группа этих медикаментов вызывает выраженные метаболические нарушения, такие как ожирение , сахарный диабет . К атипичным нейролептикам относятся клозапин, оланзапин, арипипразол, амисульприд.

Совершенно новым классом антипсихотических препаратов является группа частичных агонистов (арипипразол, зипрасидон ). Эти препараты действуют как частичные блокаторы дофамина и как его активаторы. Их действие зависит от уровня эндогенного дофамина - если он повышен, то препарат блокирует его, если понижен - то активирует.

Антипсихотические препараты, применяемые в лечение шизофрении

Препарат Механизм действия Как назначается
Галоперидол Блокирует дофаминовые рецепторы. Устраняет бред, галлюцинации, навязчивые идеи.

Вызывает такие побочные эффекты как двигательные расстройства (тремор ), запоры , сухость во рту, аритмию , пониженное артериальное давление .

При купировании психотического состояния (обострения ) назначается внутримышечно по 5 - 10 мг. Начальная доза - 5 мг три раза в сутки. После купирования приступа переходят на таблетированную форму. Средняя терапевтическая доза - от 20 до 40 мг в сутки. Максимальная - 100 мг.
Аминазин Блокирует центральные рецепторы адреналина и дофамина. Оказывает сильное седативное (успокаивающее ) действие. Понижает реактивность и двигательную активность (устраняет возбуждение ).

Оказывает негативное действие на сердце и его сосуды, сильно понижает давление.

При сильном возбуждении и агрессии препарат назначают внутримышечно. Максимальная разовая доза - 150 мг, суточная - 600 мг. После устранения возбуждения переходят на таблетированную форму - от 25 до 600 мг в сутки, дозу разделяют на три приема. Максимальная доза при оральном применении - 300 мг.
При фебрильной шизофрении препарат вводят внутривенно. Разовая доза - 100 мг, максимальная - 250 мг.
Тиоридазин Блокирует дофаминовые и адреналиновые рецепторы мозга. Угнетает все психомоторные функции. Особенно эффективен для снятия возбуждения, напряжения и тревоги. В стационарных условиях (в больнице ) суточная доза может варьировать от 250 мг до 800 в сутки; в амбулаторных (дома ) - от 150 до 400 мг. Доза делится на 2 - 4 приема. Принимают препарат внутрь после еды.
Левомепромазин Блокирует рецепторы дофамина в различных структурах мозга. Устраняет бред, галлюцинации, возбуждение. Период острой фазы купируют путем внутримышечного введения от 25 до 75 мг. Постепенно переходят на таблетки, по 50 - 100 мг в сутки.
Оланзапин Преимущественно оказывает влияние на серотониновые рецепторы, в меньшей степени - на дофаминовые. Оказывает умеренный антипсихотический эффект, сглаживает негативную симптоматику.
Из побочных эффектов - ожирение.
Принимается внутрь, однократно. Начальную дозу в 5 - 10 мг постепенно увеличивают (в течение 5 - 7 дней ) до 20 мг.
Клозапин Обладает дофаминоблокирующими и адренолитическими свойствами. Ослабляет агрессию и импульсное поведение, притупляет эмоции, купирует возбуждение.
В то же время вызывает такое опасное для жизни осложнение как агранулоцитоз (снижение количества гранулоцитов в крови ).
Препарат принимается внутрь. Разовая доза - 50 мг, суточная - от 150 до 300. Дозу делят на 2 - 3 приема. Максимальная суточная доза - 600 мг.
Лечение проводится под периодическим контролем анализа крови .
Амисульприд Ослабляет позитивную симптоматику. Антипсихотический эффект реализуется вместе с седативным.
В дозе 50 мг в сутки оказывает антидепрессивное действие.
В остром периоде шизофрении доза колеблется от 400 до 800 мг. Доза разделяется на два приема. Если в клинике доминируют негативные симптомы, то доза варьирует от 50 до 300 мг.
Арипипразол Оказывает блокирующе-активирующее влияние на дофаминовые рецепторы. Помимо редукции позитивной симптоматики устраняет негативные симптомы - улучшает когнитивные функции, память, абстрактное мышление. Начальная доза препарата составляет 10 мг в сутки. Препарат применяется однократно, вне зависимости от приема пищи. Поддерживающая доза равняется 15 мг.
Зипрасидон Действует на дофаминовые, серотониновые, норадреналиновые рецепторы. Оказывает антипсихотическое, седативное и противотревожное действие. Принимается внутрь во время еды. Средняя терапевтическая доза равняется 40 мг (делят на два приема ).

Основной задачей медикаментозного лечения является профилактика новых рецидивов и дефекта. Очень важно, чтобы прием медикаментов не ограничивался стенами больницы. После устранения острого психотического состояния врач подбирает оптимальную поддерживающую дозу, которую будет принимать пациент дома.

Как реагировать на странное поведение больных?
Не стоит забывать, что ощущения, которые испытывает пациент (галлюцинации ), для него абсолютно реальны. Поэтому попытки разубедить его в том, что его видения ошибочны, не принесут пользы. В то же время признавать его бредовые идеи и становиться участником «игры» не рекомендуется. Важно указать пациенту, что у каждого есть на этот счет свое мнение, но его мнение тоже уважается. Нельзя шутить над пациентами (либо над их высказываниями ) или пытаться их обмануть. С пациентом необходимо установить доброе и располагающее отношение.

Профилактика шизофрении

Что нужно делать, чтобы избежать шизофрении?

Вопросы профилактики шизофрении, как и большинства психических заболеваний, составляет основную задачу в психиатрической практике. Отсутствие полноценных и точных знаний о происхождении этого заболевания не позволяет выработать четкие меры профилактики.

Первичная профилактика шизофрении представлена медико-генетическими консультациями. Больных шизофренией и их супругов необходимо предупредить о повышенном риске возникновения психического расстройства у их потомков.
Вторичная и третичная профилактика заключается в ранней диагностике этого заболевания. Раннее выявление шизофрении позволяет эффективно пролечить первый психотический эпизод и установить длительную ремиссию.

Что может спровоцировать возникновение шизофрении?

Согласно некоторым теориями возникновения шизофрении существует некая предрасположенность к этому заболеванию. Она заключается в наличии структурных аномалий в тканях мозга и определенных личностных черт характера. Под влиянием стрессовых факторов происходит декомпенсация этих черт и структур, в результате чего развивается болезнь.

Факторами, способствующими обострению шизофрении, являются:

  • Отмена лекарств - является одной из самых частых причин, по которой происходит декомпенсация ремиссии.
  • Соматическая патология - также провоцирует обострения. Чаще всего это сердечно-сосудистая, дыхательная патология или болезни почек .
  • Инфекции - часто сопровождаются развитием возбуждения.
  • Стресс - также приводит к декомпенсации состояния пациента. Конфликты в семье, в кругу друзей, на работе являются индукторами психотических состояний.

Шизофрения с точки зрения оккультизма, эзотерики?

Не советую слишком интересоваться подобными вопросами, ибо жизнь иногда любит давать ответы на задаваемые вопросы весьма своеобразным способом. А не дай Бог, в действительности, иметь среди близких или друзей шизофреника. Грани между нормальным человеком и шизофреником нет. Болезнь формируется исподволь, и имеет разные стадии. Главное — появляется как бы "встроенная личность" или блок. Пока с больным разговариваешь на другие темы, иногда бывает, он кажется полностью адекватным, но если "зацепить" пунктик, то — пошло и поехало. С точки зрения некоторых эзотериков, шизофрения — это "подсадка". Иной, и не очень доброжелательной, сущности. В любом случае (блок это или "подсадка"), но возникает такое состояния у человека, которого на чем-то "поймали": на чувстве превосходства над другими, желании быть богатым, желании править и т. п. "Поймали", или, возможно, он поймал себя сам. Убрать блок или сбить "подсадку" практически невозможно, если не выйти на проблему долгой психологической обработкой и не убедить человека работать над собой, или же — в корне не изменить его жизнь и интересы. В запущенной стадии больные и вовсе становятся неконтролируемыми, у них начинает сдавать защита и начинается "слышание" и "видение" — не что иное, как преувеличенное восприятие своих собственных ощущений и интерпретация явлений больным мозгом, который не отдыхает, будучи сильно напряжен. Больные становятся агрессивными. Хочу добавить, что реально измененное состояние сознания и повышенное восприятие при контроле ситуации вовсе не имеет для окружающих внешнюю видимость, если человек психически здоров. Психическое здоровье и повышенная эмоциональная чувствительность и какие-нибудь способности — это разные вещи, многие больные шизофренией и вовсе не имеют никаких видений и прочего, а имеют полностью материализованное сознание и "пунктик" (например, больной считает, что его хотят отравить). Часто больные шизофренией сами себя изолируют от других людей, но не из-за особого внутреннего мира, а из-за гипертрофированного эго.

Система выбрала этот ответ лучшим

Оч интересны работы пермского врача-психиатра Г. Крохалева, он утверждал и доказал! что галлюцинации не всегда плод воспаленного мозга. Часть его работ засекретили. 2 года назад

Даже в случаях, действительно, "плодов воспаленного мозга" не так всё просто. И плоды эти не случайны, а являются образами "коллективного бессознательного", например. Погружение в "изнанку" жизни. А засекречивают, похоже, у нас многое. К примеру, было найдено множество текстов шумерских, аккадских, египетских, на пали и санскрите. И — где это всё? Неужели, только подсчеты буйволов и мешков с зерном? Не верю. Почему-то даже древние языки потихоньку начисто убрали из всех учебных программ (я имею в виду греческий и латынь). Что касается Крохалева, попробую поискать в интернете. 2 года назад

18.12.2013

Шизофрения – одно из самых серьезных психологических болезней, приводящая к полной либо частичной деградации личности в зависимости от степени тяжести заболевания. Но в чем же её истинные причины возникновения? На уровне биологии, генетики, психодиагностики выдвигаются множество версий и многие из них имеют право на существование. Но прежде всего, с позиции Учителей Ноосферы есть кармические и космические причины возникновения данного заболевания.
Кармические причины:
1) как наказание за негативное воздействие на психику других людей как специально, так и неосознанно: механизмы принуждения, подавления личного выбора и другие возможные варианты принудительного характера воздействия;
2) проверка родственников с целью того, насколько они готовы воспринимать такого человека, заботиться о нем, любить его несмотря ни на что;
Обычно рассматривается как дополнительный фактор к первому, так как Учителя являются сторонниками отработки кармы именно самим правонарушителем, и поэтому человеку только с целью отработки кармических задач родственников болезни и страдания обычно не даются.
3) проверка души самого индивида, когда он соприкасается с восприятием, отличным от его повседневной реальности: раздвоение личности, видение существ параллельных миров, восприятие фантомов умерших людей и т.д.
Также к третьему пункту часто прикладывается второй, то есть вместе с человеком задачи кармы отрабатывают и его родные и близкие, одновременно адаптируясь к его нестандартным элементам восприятия. Однако на земном плане третьим пунктам чаще всего обозначаются люди, не способные справиться с возможностью воспринимать тонкие параллельные или внеземные миры, а также открывшуюся память своих прошлых жизней. Данные процессы вводятся специально, дабы научить людей работать со своими способностями, а не бежать в страхе от них. Ведь если человеку открывают Свыше канал или активируют третий глаз, то он должен быть готов пройти через такие испытания, несмотря на собственные страхи и недоверие близких. К тому же данная причина (третья) имеет связь еще и с космическими факторами данной болезни, которые также оказывают влияние на её возникновение.
Космические (энергоинформационные) причины:
1) спуск Высших Иерархических энергий Божественного плана, вскрывающих тонкие каналы восприятия у индивида, психологически неподготовленного к данному процессу (третий глаз, яснослышание, телепатия);
2) излучения геомагнитного типа, приводящие к определенным аномалиям психического восприятия;
Одним из способов борьбы, если болезнь действительно связана с данной причиной, является смена места жительства, при которой не будет происходить воздействие определенных геомагнитных полей, которые тяжело переносятся данным индивидом.
3) проживание в местах скопления Сутей астрального и ментального планов, чаще всего деструктивной направленности, которые пугают человека различными звуками, а также могут материализоваться, приняв аморфную форму призрака;
4) проживание на местах массовых или единичных убийств и самоубийств, где сконцентрировано большое количество негативной энергии, которая может приводить к развитию данного заболевания даже у нескольких членов семьи. Но здесь опять не обходится без влияния тонкого плана, и поэтому с четвертым вариантом часто идет третий, так как параллельщики обычно подпитываются энергией разложения белково-нуклеиновой формы жизни, а также грязным диапазоном астрально-ментальных частот (убийство, самоубийство, изнасилование и другие действия, приводящие к выбросу очень низких отрицательных энергий по своему качественному диапазону);
5) влияние отрицательных Сутей с Иерархии Дьявола через метод голограмм (то есть человек начинает видеть ужасные вещи, которые в действительности созданы Сутями Дьявола с целью разрушения духовного потенциала данной личности через эмоции страха, ужаса, агрессии и т.д.);
6) самый тяжелый и опасный вариант – подселение деструктивной энергосущности из параллельного мира, которая входит как пиявка в энергосистему человека на уровне его тонких тел, питаясь запасами жизненной праны и воздействуя на сознание индивида в своих целях. Следует упомянуть, что сущности обычно присоединяются к эфирному, астральному и ментальному телам человека, а к более высоким оболочкам доступ для них закрыт, так как в мирах более высокого порядка существуют Сути, которым уже неинтересен человек для подпитки, а Сути из близлежащих параллельных миров к физической реальности просто не в состоянии проникнуть в миры более высокой иерархичности, так как сгорят под воздействием частот вышестоящего плана. Максимум, для этих Сутей – смежные миры (например, астральный и ментальный), более сильные различия в энергопотенциале тонких планов приведут к испепелению сущности из-за огромного несоответствия по энергетическим параметрам.
Самым эффективным способом борьбы против причин третьего, четвертого, пятого и шестого пунктов является использование Божественных энергий, например, через молитвы или внутреннюю искреннюю веру в Бога-Творца, которые своим мощным потенциалом уберут влияние отрицательных энергий на данного человека. Также возможна молитва родственников за данного человека и искренняя вера в его исцеление, что дает дополнительный синтез высокочастотных энергий. Как говорится, один человек – хорошо, а два или несколько намного лучше.
Остается надеяться, что после рассмотрения кармических и космических причин шизофрении ученые Земли смогут выработать более правильную тактику лечения данной болезни, осознав, что её основные причины идут с тонкого плана, а на физическом уровне имеют лишь внешнее проявление, которое и фиксируется врачами на уровне психики и соматики. Однако и медицинское лечение также необходимо в некоторых случаях для закрепления результата на уровне физики тела, поэтому нельзя ни в коем случае отбрасывать какую-либо деталь, от которой может зависеть жизнь и здоровье пациента. Так что медицине предстоит еще очень долгая эволюция для того, чтобы постичь все причины возникновения тех или иных заболеваний у человека, в том числе и нарушений психического характера.

Тот факт, что сутью шизофрении является разрыв с реальностью, можно описать с двух разных точек зрения. С первой точки зрения отмечается сходство шизофрении и неврозов. Как в психозах, так и в неврозах организм реагирует на конфликт регрессией, однако глубина регрессии различна. Для новорожденного реальность отсутствует, впоследствии «утрата реальности» репрезентирует регрессию к самому раннему возрасту. Эго возвращается в первоначальное недифференцированное состояние, т. е. полностью или частично растворяется в ид, которому неизвестны объекты и реальность.

Со второй точки зрения отмечается противоположность психозов и неврозов. Согласно Фрейду, сравнение делается следующим образом. В обоих случаях основной конфликт происходит между ид (инстинктивными побуждениями) и внешним миром. Невротическое эго послушно внешнему миру и вытупает против ид, прибегая к вытеснению.

Эго психотика, напротив, порывает с внешним миром, который ограничивает свободу инстинктов. Этот контраст, однако, не слишком велик. Эго невротика, выступая против ид, выполняет требования внешнего мира, но нельзя просто утверждать, что эго психотика, выступая против внешнего мира, принимает сторону ид. Принятие стороны ид происходит только в некоторых галлюцинаторных психозах, в большинстве же случаев шизофрении разрыв с реальностью служит, по-видимому, борьбе с инстинктивными влечениями к объектам, а не получению удовольствия. Реальность отвергается не столько из-за ее фрустрирующего воздействия, сколько как источник соблазна.

Фрейд подчеркивает, что разрыв шизофреников с реальностью происходит в силу соблазнов, а не из-за запретов и наказаний: «Возьмем, например, случай, проанализированный много лет назад. У молодой женщины, влюбленной в своего зятя, при виде умирающей сестры возникла ужасная мысль: "Теперь он свободен и может на мне жениться!" Эта сцена была мгновенно забыта, и в результате вытеснения появились истерические боли при движении... В психотической реакции смерть сестры могла бы отрицаться». Но смерть сестры не грозит наказанием, а вводит в соблазн.
Сложность сопоставления психозов и неврозов особенно очевидна в психоанализе идей преследования. Фрейд последовательно заявлял, что противоположность этих групп заболеваний не столь принципиальна. У больных психозом тоже имеются контркатексисы против ид, у невротиков тоже прослеживаются разрывы с реальностью из-за бессознательного отказа допустить неприятные факты: например, отсутствие пениса у женщин.
В неврозах следует различать два этапа: а) вытеснение неприемлемых потребностей ид; б) возврат их в искаженной форме. В развитии психозов имеются два аналогичных этапа: а) разрыв с реальностью; б) попытки возврата утраченной реальности.

Но Фрейд указывал и на различия двух видов патологии. В неврозах второй этап, возврат вытесненного материала из вытеснения, более важен в возникновении заболевания; в психозах патологический эффект обусловлен утратой реальности. В неврозах ид, против которого эго пытается защититься, утверждает себя на втором этапе; в психозах механизм отчасти аналогичен, поскольку фрагменты реальности, которая отвергнута, могут появиться вновь, несмотря на защитные меры эго.

И опять же ид (и иногда суперэго) в большей мере выступает на втором этапе, пытаясь бороться с фрустрирующей реальностью и получить удовлетворение. В соответствии с различением регрессивных и реституционных симптомов следует ожидать, что любой психоз начнется с первой группы симптомов: ощущения конца света, ипохондрии, деперсонализации, мании величия.

Фантазии о спасении мира, галлюцинации, систематизированный бред, разные виды инфантильной сексуальности, шизофренические особенности речи, стереотипии появляются только с развитием шизофренического процесса. Фантазии о крушении мира, ипохондрия и деперсонализация обычно описываются как «начальные симптомы», систематизированный бред развивается позднее. Редкие случаи, в которых порядок симптомов иной, не противоречат теории.

Утрата объектов не обязательно внезапная и полная. Существуют колебания между отказом от объективного мира и реституцией. Это особенно очевидно в случаях паранойи с незаметным началом и развитием. Первые явные симптомы могут быть попыткой реституции, предшествующий период отказа от объективного мира ускользает от внимания.
Факторы, провоцирующие психозы, существенно не отличаются от факторов, провоцирующих неврозы. Они состоят в увеличении напряжения инстинктов, что доказывается частым началом шизофрении в период полового созревания («dementia praecox») или при обстоятельствах, стимулирующих инфантильную сексуальность, особенно гомосексуальность и анальный эротизм. Провоцирующую роль играет и опыт, который оправдывает или усиливает инфантильные тревоги и чувство вины.

Провоцирующие факторы и предрасположенность опять же формируют комплементарные серии. Психозы зачастую начинаются во время кризиса, т. е. когда некий опыт нарушает относительное равновесие и обычные защитные меры эго становятся недостаточными. Френч и Казанин описали несколько случаев, в которых истощение произошло после того, как внешние события показали недостаточность адаптации эго.

Психоз, спровоцированный таким образом, не новый и патологичный вид адаптации, а, скорее, нарушение всякой адаптации. Реституционные симптомы могут рассматриваться в качестве первой попытки восстановить некое подобие адаптации. Когда достигается новая адаптация, психоз излечивается (возможно, не полностью) посредством возникновения патологических черт характера или иного явного «рубцевания» личности.

Не только провоцирующие факторы, но и первые реакции на них такие же, что и при неврозах. Эти реакции состоят в оживлении и интенсификации сексуальных побуждений инфантильного периода. Важную роль играет эдипов комплекс. Создается впечатление, словно предрасположенность к психозу возникает при сильной фиксации на эдиповом комплексе. И действительно, в анамнезе шизофреников весьма часто обнаруживается аномальное эдипово удовлетворение. Генитальность, однако, проявляется довольно слабо, и эдипов комплекс построен на прегенитальной основе.

Решающее значение в дифференциации психоза от невроза имеет способ, которым пациент защищается от своих разбуженных инстинктивных конфликтов инфантильного периода. Психотик «порывает с реальностью».
Этот разрыв можно описать как самый архаичный механизм защиты, аналогичный обморочной реакции на травму. При болезненном опыте эго ретируется.

Склонность к применению столь архаичного механизма защиты, возможно, составляет сущность так называемой нарцис-сической фиксации. Предположение об обусловленности разрыва с внешним миром фиксацией на стадии, когда представление о реальности еще не утвердилось, сводит проблему этиологии шизофрении к проблеме природы нарциссической фиксации.

Следует, однако, признать, что пока совершенно неизвестно, детерминируется ли злокачественная нар-циссическая фиксация конституциональными факторами или личным опытом. Нарциссическая предрасположенность, наверняка, имеет отношение к оральной конституции (но не идентична ей), описанной в связи с маниакально-депрессивным психозом. Теоретически можно постулировать важность патогенного опыта в младенчестве, но практически наличие подобного опыта не подтверждается с таким постоянством, как при маниакально-депрессивных расстройствах.
Патогенные фиксации при шизофрении гипотетически считаются относящимися к более ранней стадии, чем фиксации при депрессии. По классификации Абрахама, они относятся к безобъектному оральному периоду, предшествующему орально-садистской фазе. Предположительно, злокачественная регрессия обусловливается неизвестными органическими факторами или, по крайней мере, эти факторы влияют на глубину регрессии. Типичный анамнез младенческого возраста больных шизофренией отражает не единственную очень раннюю травму, а, скорее, серию общих препятствий всей жизнедеятельности, особенно проявлению активности в отношении объектов.

Наиболее вероятно, что реальные случаи репрезентируют разное сочетание трех перечисленных факторов: органической предрасположенности, ранней травмы и разнообразных препятствий. Некоторые авторы пытаются разграничить «использование шизоидных механизмов на психогенной основе» и «реальные шизофренические процессы.
К первой категории они относят случаи, в которых нарциссическую регрессию причиняют травмы и препятствия, ко второй категории — случаи, в которых решающую роль играют (неизвестные) органические факторы. Название «шизофренический процесс сохраняется за вторым видом патологии. Если действительно удалось бы осуществить такое разграничение, оно помогло бы разрешить сложную проблему прогноза шизофрении. Иногда эго, здоровое в других отношениях, отворачивается от неприятной реальности кратковременными «шизофреническими эпизодами», которые в прежней психиатрической терминологии обозначались как «истерический психоз» или «аменция».

В большинстве же случаев психогенные влияния и органические факторы формируют комплементарные серии. Героу рассмотрел критерии приложения концепции психогенности к психозам. Происходящее после регрессии лучше всего объясняется как результат борьбы за реституцию. Более поздние пункты фиксаций, по-видимому, очень важны для содержания симптомов, психоэкономические отношения этих фиксаций определяют клиническую картипу и ее динамику. Шизофрения у детей — одна из самых дискуссионных проблем. Вообще-то, с психоаналитической точки зрения психозы у детей представляют не столько регрессии, сколько тяжелые нарушения развития эго, сохраняющего поэтому архаические черты.

Психоанализ психологической подоплеки шизофренических феноменов приводит к выводу о близости шизофрении и маниакально-депрессивных расстройств. Оба заболевания основываются на нарциссической регрессии, последовательной утрате объектов, нарушении структуры эго и ошибочном оценивании реальности. Динамическое сходство заболеваний отражается в их клиническом подобии. Действительно, существуют расстройства, в которых смешиваются особенности обеих патологий, например: циркулярная кататония, меланхолический бред преследования. Такое соотношение заболеваний служит доводом против использования различий маниакально-депрессивных и шизофренических феноменов как отправного пункта классификации характеров.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.